Концепция системности

Николай Кириленко
Николай Яковлевич Кириленко – советский и российский ученый в области механики, экологии, педагогики, психологии, академик Российской академии естественных наук, профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Московской области, лауреат Национальной экологической премии «Экомир», лауреат Международной экологической премии «EcoWorld», Международной премии им. М. Нострадамуса, специальный диплом им. Н.И. Вавилова Международной экологической премии «EcoWorld», почетный ученый Европы, почетный изобретатель Европы, выдающийся натуропат Европы.





КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНОСТИ



Системность – свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Всё совершенствуется по определённым законам мироздания, выражающим суть гармоничного, согласованного, системного, целостного развития частных структур и форм, его составляющих.

Системность является основным свойством мироздания, выступает в качестве самоорганизующего начала на всех уровнях развития материи.

Система – совокупность элементов, действующих вместе как целое и выполняющих этим определённую функцию. Системный эффект – такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей [1, 2].

Основные свойства систем:

- целостность – интегративное свойство системы, возникающее через взаимодействие и взаимосвязь всех элементов системы;

- эмерджентность – проявление нового свойства или свойств системы, которыми элементы в отдельности не обладают, как результат взаимодействия всех элементов;

- организованность – заключается в наличии структурных образований системы и ее функционирования;

- целенаправленность – поведение системы, последовательное изменение ее состояний, ведущее к реализации определенной цели, результату своего функционирования или состоянию;

- устойчивость – способность противостоять разрушающим систему воздействиям; проявляется через такие формы устойчивости, как гомеостаз, надежность, адаптивность, живучесть, самоуправляемость;

- эффективность – способность системы достигать (выполнять) поставленных целей в данных условиях и с возможной, определяемой структурой системы, качеством.

Системный подход.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А.Д., Фейджин Р.И., поздний Берталанфи).

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации действий человека, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Это качественно более высокий, нежели просто предметный способ познания.

Основные принципы системного подхода заключаются в следующем:

- неадитивность – отношение, когда целое не определяется в полной мере его частями, т.е. не равно простой сумме частей;

- целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;

- иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня;

- структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры;

- множественность, позволяющая использовать множество моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Особенности системного подхода.

Системный подход – это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.

Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих его аспектов:

- системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т.д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

- системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;

- системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;

- системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;

- системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;

- системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;

- системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой;

- системно-исторического, позволяющего выяснить условия во время возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования – создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

Список литературы

1. Баркалов С.А, Душкин А.В., Колодяжный С.А., Сумин В.И. Введение в системный анализ / Под общ. ред. В.И. Новосельцева. – М.: Горячая Линия-Телеком, 2017.

2. Айдукевич К. Картина мира и понятийный аппарат // Философия науки. Вып. 2: Гносеологические и логико-методологические проблемы. – М.: ИФ РАН, 1996.

См. Кириленко Н.Я. Экология человека: методы активизации психологического самоуправления и саморегуляции. Часть 9: Учебное пособие. – М.: РАП, 2019.

Кириленко Н.Я. Концепции современного естествознания. – Коломна: КИППК, 2005.

Кириленко Н.Я. Естественнонаучная картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1999.

Кириленко Н.Я. Физическая картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1997