Портреты и судьбы двух генералов

Владимир Варнек
«Картинка 1» – Фотокопия с утраченного живописного портрета флигель-адъютанта Александра Павловича Мансурова (1788 – 1880)  кисти А.Г. Варнека
«Картинка 2» – Литография А.Ежова по оригиналу утраченного живописного портрета генерал-майора  Мосолова Федора Ивановича (1771 – 1844)  кисти А.Г. Варнека

Род Мансуровых входит в число дворянских родов Российского  государства, прославивших Отечество [1]. При этом пара строк с именем  представителя данного рода, генерала от инфантерии, генерал-адъютанта Мансурова Александра Ивановича, состоявшего посланником в Ганновере и Гааге, о котором пойдет речь в настоящей миниатюре,  в указанной Энциклопедии  также имеется. 

Замечу так же, что наличие фамилий десяти представителей рода Мансуровых на сайте «Генералитет российской армии и флота» свидетельствует о том, что многие из них несли воинскую службу и являлись генералами [2].  Генералом от инфантерии был  и Мансуров Александр Павлович, но славу Российскому государству он добывал в основном в тиши зарубежных кабинетов, и в конце жизни был похоронен  в Париже на кладбище  Монмартр  рядом со своею супругой, княжной Аграфеной Ивановной Трубецкой, старшей дочерью князя И.Д. Трубецкого.  Во многом благодаря ей он и стал посланником России в Европейских странах.

Пишу об этом с легкой иронией по той причине, что именно она «приложила руку» косвенно руку к тому, что Александр Павлович достиг столь высокого положения и получил высокие титулы.  И если бы он принял во внимание  протест митрополита  Филорета по поводу его женитьбы  и заключил  брак с другой женщиной,  то судьба его была бы, наверняка, другой, как и у большинства генералов, представителей Петербургского общества, добивавшихся своих титулов в мирные времена в жесткой конкурентной борьбе.

Суть же протеста митрополита Филорета состояла в том, что он, несмотря на одобрение брака  со стороны великого князя Михаила Павловича и согласия императора Николая I, был против этого брака из-за того, что Аграфена  была двоюродной сестрой  Александра Мансурова. А этого не допускала православная вера. В результате был найден совет молодоженам - вступить брак и выехать на жительство за рубеж, который и был ими реализован 12 ноября 1826 года с учетом того, что Мансуров А.П. становился доверенным лицом императора вначале в Ганновере (Германии), а затем в Гааге (Нидерланды).

Рассказав эту историю, сообщу, что ознакомился с ней в Википедии, в которой даны ссылки на вполне надежные источники информации.
Теперь же, когда аннотацию к портрету Мансурова я, по существу, написал, и читатели подготовлены ко второй части рассказа, сообщу, что основная цель настоящей миниатюры – рассказать о двух почти не известных в настоящее время портретах А.Г. Варнека, о многих из которых я уже неоднократно рассказывал на прозе.ру, но пока еще не о всех.

Назвав портреты двух генералов почти неизвестными, поясню, что их самих, похоже, уже давным-давно нет в натуре, и сохранились лишь черно-белые их «картинки» в интернете, которые я и приложил к миниатюре.

На первой из них, являющейся, как я предполагаю, фотографией с репродукции портрета А.П. Мансурова из Каталога портретной выставки 1902 года, на которой портрет этот, находившийся в собрании известного коллекционера Всеволжского Ивана Александровича  (1835 -1909), демонстрировался последний раз [3].

Был коллекционер директором  Императорских театров с 1835 г., затем - директором Императорского Эрмитажа, при этом его отец и дед были также коллекционерами, а дед, Всеволожский Александр Всеволодович (1793 – 1864), был женат на представительнице рода Трубецких  [4] и имел, стало быть,  родственные связи по женской линии с А.П. Мансуровым.  Поэтому не исключено, что обсуждаемый портрет Мансурова, уезжающего с женой за границу, был просто оставлен ими родственникам на сохранение. Пообсуждаем его немного, ориентируясь на картинку, приложенную к миниатюре.

В описании портрета, находящемся  в Каталоге выставки 1902 г., говорится: «Изображен en face. Одет во флигель-адъютанский мундир. Накинутую шинель поддерживает левой рукой. В фоне пейзаж. Поясное изображение. Владельцем портрета считается работы неизвестного; по манере напоминает Варнека» [3].

Как видно из описания, у коллекционера, предки которого, по-видимому, знали имя художника, таких знаний уже нет, и лишь предположительно указывается его фамилия.  Но искусствоведы, Ракова и Турчин, включившие  портрет флигель-адъютанта А.П. Мансурова в «свои списки» работ Варнека и знающие предысторию портрета, уже определенно назвали его автором данного портрета.

Рассматривая приложенную к миниатюре «картинку», я обращаю внимание на то, что портрет этот сильно напоминает другую работу А.Г. Варнека – портрет генерал-майора Александра Тучкова из собрания музея «Бородинское поле». Он также изображен анфас на фоне далекого пейзажа в накинутой на плечи шинели и также поддерживает шинель левой рукой; тогда как взгляд его направлен на зрителя.

Нужно сказать, что художник, как правило, не повторялся в своих очередных работах, но здесь этого не скажешь, и, быть может, сам портретируемый, уже видевший ранее портреты Тучкова, выполненные Варнеком и Дж. Доу, попросил и себя запечатлеть на портрете в таком же ракурсе. Так или иначе, но сходство портретов  Тучкова  (1813 г.) и Мансурова (1822-1824) имеется. 

Замечу, что выше я указал свою собственную датировку портрета Мансурова, тогда как в [3] просто сообщается, что портрет этот был выполнен до 1824 г., основанием чего явилась демонстрация портрета на академической выставке названного выше года. В «своей» атрибуции я исходил из того, что портретируемый изображен на портрете с единственной, самой первой своей наградой. На представленной картинке ее едва видно, но можно однозначно сказать, что это Сардинский  орден Св. Маврикия и Лазаря, полученный  Мансуровым в 1822 году [см. Википедию].

Выше отмечено,  что портрет Мансурова демонстрировался в 1824 году на известной петербургской выставке в Академии художеств, на которую художник представил шесть своих портретов. Известность выставке придавало то, что двери на данную выставку были открыты  после трехлетнего перерыва для всех желающих, в результате чего  в обширных залах Академии перебывал едва ли не весь Петербург [3].

Отзыв о работах Варнека на данной выставке, в том числе и о портрете Мансурова, опубликовал конференц-секретарь Академии художеств Василий Иванович Григорович, и этот отзыв был таким замысловатым и витиеватым, что мне захотелось процитировать его небольшой фрагмент:

«Ежели бы нужно было посредством сравнения определить достоинство произведений г. Варника, то я сказал бы: живопись его есть женщина, которая не желает нравиться наружностию, не привлекает к себе красотою, но если вы пробудете с ней подолее и познакомитесь покороче, она обворожит вас силою ума и познаний глубоких, т.е. такими достоинствами, которые день ото дня более и более к ней привлекая, дают ей преимущество пред всеми ее соперницами.

Все произведения г. Варника равно достойны, но многие отдавали преимущество портрету г. флигель-адъютанта Мансурова по тону и кисти. Он в полном смысле превосходен, однако же, и другие ему нисколько не уступают. В портрете Н.Б. Голицына столько жизни, что кажется, он заговорить хочет…» [5].

Переключимся теперь на вторую, приложенную к миниатюре картинку из Словаря  русских генералов, с изображением генерал-майора Мосолова Федора Ивановича, внизу которой  сообщается: Литография А. Ежова по оригиналу А. Варнека. 1826 г.

Нужно сказать, что ни в одном из четырех известных списков произведений, выполненных А.Г. Варнеком, портрета Ф.И. Мосолова нет, но то, что он существовал когда-то, литографированное  изображение  генерала в авторитетном словаре полностью подтверждает. Данный портрет является погрудным, что было нетипичным для Варнека, однако несколько таких портретов в списке его портретов все-таки имеется. Видимо,  некоторые заказчики просили художника выполнить именно небольшие  портреты «по грудь».

Что касается генерала Ф.И. Мосолова, то он, как и А.П. Мансуров, являлся представителем известного дворянского рода, не включенного по какой-то причине в число родов, описанных в энциклопедии [1]. Однако в противовес этому, на сайте «Генералитет» присутствуют имена 12-ти генералов Мосоловых, в том числе и Федор Иванович [2]. Что касается именно Ф.И. Мосолова, то биография его имеется также в Словаре Русских генералов [6]. 

Но особенно он выделился тем, что его портрет кисти Дж. Доу находится в Военной галерее Зимнего дворца.  И если сопоставить облики портретируемого на двух известных его портретах, то на литографированном  портрете он выглядит заметно моложе, чем на живописном портрете работы Дж. Доу, хотя время исполнения обоих портретов является примерно одинаковым. 

Думаю, что, скорее всего, портрет-оригинал работы Варнека был выполнен не в 1826 году, а много раньше, возможно даже в начале 1810-х, а ордена были позже дописаны. В пользу этого варианта говорит то, что на литографированном портрете  молодого еще Федора Мосолова столько же наград, как и на портрете Дж. Доу, выполненном до 1828 года.

Замечу теперь, что биография генерала Ф.И. Мосолова появилась сравнительно недавно в Википедии, и в ней, как и в биографии А.П. Мансурова  большое внимание уделено его супруге (см. ниже):

«Мосолов женился поздно, в 1839 году. Известная петербургская сваха    О. А. Жеребцова сосватала ему свою внучку - Ольгу Николаевну Бороздину (1807 - 1871), фрейлину двора и дочь генерал-адъютанта Н. М. Бороздина. По словам современницы, она была нехороша собой, глуповата, но очень добра».

«Свадьба Бороздиной была прекурьезная, — сообщал император Николай I сыну, — так что от смеха мудрено было удержаться; ты её знаешь, муженек же в 60 лет, ежели не более, глуп, толст, хил, то есть похож на чучелу. Свадьба была по-обычному, потом я поехал к ним в дом, где все прошло, как могло». Брак оказался неудачным, Мосолов «очень дурно обходился с женой и по высочайшему повелению их разлучили, приказав ему выдавать жене ежегодно 25 тысяч ассигнациями»» [7].

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Федоренко В. Дворянские роды, прославившие Отечество. Энциклопедия дворянских родов. Красноярск «Бонус», Москва «Олма-Пресс». 2004. Мансуровы.  С. 254.
2. Сайт «Генералитет российской Императорской армии и флота». Мансуровы, Мосоловы. 3. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782–1843. М.: Искусство, 1985. С.135.
4. Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного: Энциклопедический словарь российский коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700 – 1918 гг. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. С. 106. 
5. Григорович В.И. Избранные труды / сост., вступ. ст. и примеч. Н.С. Беляева; науч. ред. Г.В. Бахарева; БАН. — СПб.: Лема, 2012. — 480 с.: ил. С. 159.
6. Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812—1815 гг. // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. : Сборник. — М.: студия «ТРИТЭ» Н. Михалкова, 1996. — Т. VII. — С. 481—482. — ISSN 0869-20011. (Комм. А. А. Подмазо).
7. А. О. Смирнова-Россет. Дневник. Воспоминания. — М.: Наука, 1989. — 789 с.

22.08.2021.