Москва. Дом Толстых на Никитском бульваре

Марина Матизен
Что за человек был хозяин дома на Никитском - граф Александр Петрович Толстой?

После бракосочетания с Анной Георгиевной в 1833 году граф А.П. Толстой, действительный тайный советник, занимает пост Тверского гражданского губернатора, а с декабря 1837 г. – Военного губернатора в Одессе.
В 1840 году он выходит в отставку и вместе с Анной Георгиевной уезжает за границу. Они много путешествуют по Европе, проводят время на популярных курортах, подолгу живут в Париже, хорошо знакомом графу по годам прежней дипломатической работы.

Путешествовали графы в сопровождении своей обслуги. Николая Сажина не раз включали в те заграничные поездки. В старости фотограф частенько делился воспоминаниями о Париже со своими детьми. Эти устные рассказы дали основания будущим потомкам фотографа полагать, что их предок обучался фотографии и в Париже.

Как бы там ни было, французская столица оставила неизгладимый след в душе фотографа. Вот уж, действительно, «если тебе повезло, и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж - это праздник, который всегда с тобой...»

В 1847 году Толстые возвращаются в Россию и покупают дом в Москве на Никитском бульваре.

Вскоре в этой городской усадьбе по приглашению графа поселится Н.В. Гоголь. В нижнем этаже дома Толстые выделят ему отдельные апартаменты.
В этом доме писатель проживет около 4-х лет, там он будет читать артистам Малого театра свою комедию «Ревизор», там он сожжет 2-й том «Мертвых душ», там писатель тяжело заболеет и скоропостижно умрет.

До самой смерти Гоголь находился на полном содержании графов Толстых. «Здесь за Гоголем ухаживали как за ребенком, - вспоминал поэт Николай Берг, - предоставив ему полную свободу во всем. Он не заботился ровно ни о чем. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет. Белье его мылось и укладывалось в комоды... Тишина в доме была необыкновенная».

Мы с вами знаем, чьими руками все «подавалось, мылось и укладывалось». Судя по всему, механизм московской усадьбы Толстых работал слаженно.
Важным винтиком этого механизма стал и будущий фотограф Николай Козин, получив от графа назначение на должность камердинера.

* Усадьба графов Толстых. Ныне Дом-музей Н.В. Гоголя. Фотография автора.