Любитель фотографии князь Г. А. Грузинский

Марина Матизен
Георгий Александрович родился в России 2 ноября 1762 года.
Его матерью была Дарья Александровна Меньшикова, внучка Александра Даниловича Меньшикова, сподвижника царя Петра Первого.

Отцом - царевич Александр Бакарович Грузинский. Жизнь А.Б. Грузинского была полна взлетов и падений. В юности царевич был близок к будущей императрице Елизавете II. Ходили даже слухи об их совместной дочери.
Но с приходом к власти Екатерины II Александр Бакарович попал в опалу. Он возвратился в Грузию, но его попытки вернуть себе трон предков закончились плачевно. В конце концов, он был сослан в ссылку в Смоленск и находился под наблюдением полиции вплоть до своей смерти в 1791 году.

При постоянно отсутствующем отце заботу о детях, а в семье кроме Георгия было еще трое детей, взяла на себя их грузинская бабушка - Анна Георгиевна Грузинская.
Она воспитывала внуков во дворце своего именитого родственника царя Арчила II в селе Всехсвятском.
Домашнее образование Георгия включало в себя изучение истории, географии, артиллерии, архитектуры, иностранных языков, а также грузинского.

Георгий в 6-летнем возрасте был приписан к Санкт-Петербургскому пехотному полку. Как было принято в то время, мальчик там только числился, а чины ему шли.

После смерти отца, имея большие финансовые проблемы, Георгий со своим братом Александром приняли решение самостоятельно управлять своими землями в Нижегородской губернии, доставшимися им по наследству.
Обосновались они в селе Лысково.

Там молодой князь освоился быстро. Очень скоро он стал депутатом Макарьевского уезда, а затем и предводителем Нижегородского дворянства.
Благодаря своей коммерческой хватке, а также близости Лыскова к крупнейшему торговому центру - Макарьевской ярмарке, князь не только выправил свое финансовое положение, но и стал одним из самых богатых людей в Нижегородской губернии. В Лыскове на свои средства Георгий Александрович построил школу, больницу, аптеку и храмы. На месте деревянной церкви, построенной еще при царе Арчиле II, князь основал главный собор в Лыскове - Спасо-Преображенсокий.

Во время Отечественной войны 1812 г. Г.А. Грузинский возглавил нижегородское ополчение, потратив на вооружение войска большие личные средства.

Князя Грузинского современники называли «Волжским царем». О своем происхождении он говорил примерно так: «Я - потомок Царя Давида. О тех, кто был еще раньше – читайте в Библии».
Макарьевская ярмарка не начинала свою работу, пока на нее не приезжал князь Грузинский в золоченой карете, запряженной двенадцатью рысаками.
На ярмарке он выступал в роли судьи при возникновении споров между торговцами. После разбирательства князь собственноручно наказывал виновника штрафами, а нередко и кулаками.

После ярмарочного дня Грузинский устраивал в своем имении настоящие царские пиры. Для развлечения гостей у князя был оркестр и крепостной театр.
Красивую жизнь князя и его семьи в лысковском имении обслуживало около пятисот дворовых. Это были - горничные, повара, кондитеры, садовники, лакеи, псари, кучера, ткачи, прачки, столяры, плотники, музыканты, певчие.

Служителями князя были и родители будущих фотографов - Козина и Сажина.

В конце 1840-х годов, уже в преклонном возрасте, князь Грузинский заинтересовался фотографией и решил купить дагерротип с камерой обскурой.

В то время в России уже имелись аппараты отечественного производства. К примеру, Алексей Федорович Греков, владелец первого фотографического заведения в Москве, продавал изобретенные им устройства по 25-75 рублей за штуку в зависимости от размера линзы.
Несмотря на высокую стоимость камер французского производства  (300-400 рублей), князь Грузинский приобрел экземпляр от самого Луи Жака Дагера.
 
Для работы с аппаратом князю потребовались фотографы и он отправил на обучение этому ремеслу в Москву своих крепостных - двоюродных братьев Николая Козина и Николая Сажина.

* Портрет князя Г.А. Грузинского. К.П. Мазер, 1840-е гг.