Наши предки мураши

Марина Матизен
В это время наши предки, еще ничего не знавшие о грузинских царях, жили в городе Мурашкине Княгининского уезда. Именно в городе, а не в селе, потому что в XVII веке Мурашкино считалось городом, и сохранившиеся следы укреплений подтверждают это.

В писцовой книге 1681 года прямо значится: «В городе Мурашкине приходская церковь стоит без пения, во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы; рублена в угол; с папертью два креста; на четверик деревянная; крыта драньем, ветхая; а в церкви местный образ, в ризе, Благовещения Пресвятыя Богородицы».
 
Мурашкино и впрямь мало походило на традиционное место жительства крестьян.
Город славился ярмаркой и ремеслами. Мураши специализировались на шубном, кожевенном и валяльном производствах, отливали колокольчики. Стук кузнечных молотов там слышался так же часто, как крик петухов, а крепкий запах дубленых шкур часто перебивал привычные для села ароматы хлеба, льна и навоза.

По данным Писцовой книги 1624 года в городке насчитывалось 400 тяглых дворов, 131 торговое заведение, 5 харчевен, 15 кузниц, несколько мельниц и две церкви. В книге упоминаются кузнецы, кожевники, горшечники, рукавичники, красильники, сапожники и другие мастера.

Вероятнее всего, такими ремесленниками были и Сажины.
Семейное имя Сажин было образовано от личного прозвища одного из наших предков - Сажи. Он был либо печником, либо гончаром, а возможно, и трубочистом. В общем, имел дело с сажей.

Причем, что удивительно, наши предки имели фамилию уже в начале XIX века, на сто лет раньше, чем большинство россиян. Это может говорить о том, что Сажины нередко отлучались из Мурашкина по делам, для чего требовался паспорт с фамилией. Современники подтверждают: некоторые жители Мурашкина вели широкие торговые операции в Поволжье, занимались отхожими промыслами в Москве и других городах.

Но, может быть, фамилия Сажиных указывает на то, что этот род остался верен старому обряду православия. Практика показывает, что среди древлеправославных родовые именования появились раньше, чем среди других крестьян. В пользу сочувствия старой вере говорит и то, что недалеко от Мурашкина родился знаменитый протопоп Аввакум.

А само Мурашкино после смерти боярина Бориса Морозова перешло в 1667 году по наследству Феодосии Прокофьевне Морозовой, той самой непреклонной боярыне Морозовой со знаменитой картины Сурикова. Той, которую сослали за приверженность старой вере в Пафнутьево-Боровский монастырь, той, что в монастырской тюрьме погибла от голода и стала для староверов святой.

В XIX веке Большое Мурашкино являлось одним из главных центров православия старого обряда. Ежегодно в июле здесь проходил старообрядческий крестный ход. А в 1881-1885 годах открылась Никольская единоверческая церковь.

Мурашкино не раз меняло своих владельцев. Помещики в село практически не заглядывали, а вот от их приказчиков крепостным доставалось крепко.
Но вернемся к князьям Грузинским.

* Большое Мурашкино. Из коллекции Натальи Маловой.