Язык поэзии статья

Владимир Шилин
Многие полагают, что это тот же самый язык, на котором мы говорим ежедневно. Это и так, и, в тоже время, не так. Когда-то его называли языком богов. Да, тогда и говорили на нём именно с богами – реками, горами и обожествляемыми мифологическими сущностями –Зевсом, Нептуном, а позднее с христианским богом. Со временем всё больше и больше менялся состав поэтического языка. Это происходило не само по себе, а в соответствии с развитием человека, появлением новых тем в литературе. Влияло на язык и его собственное развитие. И всё же язык поэзии это не 17 томный словарь русского языка и даже не словарь Ушакова. Язык поэзии у каждого автора свой, оригинальный. Автор составляет его, конечно же, из обычного общенародного языка. Но делает он это избирательно. Нельзя сказать, что он выбирает сначала нужные по его мнения слова, а уж потом создаёт на их основе свои произведения. Нет конечно. Язык рождается спонтанно. Сначала автор выбирает тему, находит для неё стихотворную форму и создаёт первую строку. Выбор слов для стихотворения во многом зависит от содержания будущего произведения. Есть темы, для которых годятся наши повседневные слова. Это гражданская лирика. Вспомните стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Там нет возвышенных слов и выражений, всё очень просто, но внутреннюю красоту ему придаёт тема и способ её раскрытия. Выбор слова зависит не только от самого автора. Многое накладывает время, когда пишется стихотворение Во времена Ломоносова или Державина писали совсем не так, как начал писать Карамзин, хотя между ними прошло не так уж много времени.  Да, иногда язык поэзии меняется очень быстро. Кроме того, на поэтический язык во многом влияют и его читатели. Вспомните, кто был читателем книг в 18 веке?  В основном дворяне. Их мнение очень сильно влияло не только на выбор тем для творчества, но и на язык. Не зря же Ломоносов создал теорию о стилях. Державин ставил себе в заслугу то, что с улыбкой говорил о боге, правду вещал царям.
Но не просто резал правду-матку, а делал с учётом тогдашнего этикета. Пушкин уже гораздо меньше обращал внимание на мнение о своём творчестве верхов общества. Он мог смело заявить на их упрёки: «Так говорит народ».  А ведь он совсем не далеко по времени ушёл от Державина. Гений может позволить себе многое! Поэзия состоит из трёх обязательных компонентов: содержания, формы и красоты. Если во времена Ломоносова писались во множестве оды,
то они требовали возвышенного стиля передачи содержания. Посмотрите, как много уделяется места вступлению к оде, прежде чем начнётся само описание того или иного текста.
Это начала оды Ломоносова:

Восторг внезапный ум пленил,
Ведёт на верх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл;
В долине тишина далёкой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Который завсегда журчит
И с шумом вниз с холмов стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы,
Далече дым в полях курится.
   
Поэты тогда ещё за образец брали произведения античной литературы.
Но в репертуаре тогдашних авторов было и подражание народным песням. А это значит, что и язык таких стихов должен был быть похож на народный. Именно похож, но всё же не подлинно народный. Вот песня такого рода, написанная  А  Сумароковым:
В роще девки гуляли
            Калина ли моя, малина ли моя!      
И весну прославляли.
 
Чаще всего народную жизнь поэты описывали в виде идиллии. Но время шло, менялась обстановка в стране.
Стали появляться иные читатели. Для литературы и языка назрела потребность в реформе. Уже Фонвизин в своей пьесе "Недоросль" вводит просторечные слова и выражения в уста своих героев. Даже дворяне там говорят далеко не языком верхушки общества. Героями повестей Карамзина становятся люди из народа,
хотя до этого там были дворяне. Как должны говорить новые герои? Если в идиллиях пастухи и пастушки бывали персонажами выдуманными, каких в действительности не было, то они и говорили на языке привычном для дворян. А тут, изображая реальную жизнь народа, нужен был и язык этого народа. И Карамзин его вводит в свои повести. Это уже были зачатки реализма.
Пушкин смело вводит в свои произведения прозаизмы, написанные в разговорном стиле, хотя и извиняется за это. Ведь его темы были до него не приемлимы в литературе. А какие это темы? Пушкин говорит о самых простых вещах:
Ах, лето красное, любил бы я тебя,
Когда б не пыль да зной, да комары, да мухи.

Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед окошком две рябины
Да покосившийся забор.
 
Таких описаний у него не так много, но они уже требуют нового языка. Не языка для повседневного общения, а для создания новых образов в стихах и прозе. Ведь там действуют не выдуманные, подлинные крестьяне.  В 18 в. тема природы была только фоном для какого-либо сюжета, а в 19 в. поэты уже во всю создают стихи о природе. Кроме того, простонародье всё смелее входит в содержание поэзии. Это особенно ярко выразилось в поэзии Некрасова.
Расширение сфер использования русского языка во многом зависит от тематики литературы и от того, для кого она предназначается. Новый читатель невольно требовал отражение своей жизни, своих дум и чаяний. Именно потому и занимается В.Даль собиранием просторечных областнических слов и выражений, создав новый, ещё не бывалый в России, словарь. Из него не мало слов тоже вошло в текст поэзии.
А кто был этот новый читатель? Грамотные рабочие и интеллигенты-разночинцы. Они и сами начинают создавать литературные произведения.
Каждому автору необходимо помнить:
литература не что-то, появившееся независимо от человека. Нет, как раз она родилась вместе с человеком и для человека. Чтобы создавать поэзию, необходимо чётко понимать, что ты можешь сказать людям. И главное, что вытекает из всего сказанного, так это то, что язык поэзии пополнялся за счёт рождения нового содержания. Именно язык, а не форма поэзии, над чем сейчас во всю стараются новые авторы. Поэты прошлого не только активно использовали всё богатство русского языка, но и расширили его за счёт неологизмов. Особенно большой вклад в это дело внесли поэты-футуристы. Пусть не все их словечки вошли в поэтический язык, но они показали большие возможности для расширения литературного творчества с помощью неологизмов. Причём, новые слова создавались по всем правилам грамматики, не искажая смысл, делая новое слово легко понимаемым для читателя. А это было не просто, ведь тогдашний читатель оставался во многом малограмотным. Он умел читать классику, но с трудом разбирался в новой литературе. Язык в любой стране может свободно развиваться только с появлением литературы. Нам надо твёрдо помнить это и не засорять нашу литературу пустословием. А это сейчас во многом проявляется. Но и язык сам по себе не бессилен. Он может защитить себя хотя бы тем, что книги авторов, написанные заумными словами или наполненные пустословием, лежат в магазинах, не пользуясь спросом читателей. Возьмите хотя бы стихи Парщикова:
      КРЫМ
Ты стоишь на одной ноге, застёгивая босоножку,
А я вижу куст масличный, а потом --магнитный,
И орбиты предметов, сцепленных осторожно,
Кто зрачком шевельнёт, свергнет ящерку, как молитвой.

Я уже говорил, что поэтический язык постепенно расширяется количественно. Это во многом зависит от тематики стихов у того или иного автора. Но ещё важен запас слов в памяти поэта. Каждое слово может стать поэтическим только попав в стихотворный текст. Но так, к сожалению, бывает не всегда.
Есть не мало стихов и в интернете, и в печатных книгах, которые теряют поэтический статус только потому,
что автор стихов не умеет ими пользоваться, ставит их не туда, куда нужно или не в том порядке. От этого написанная строчка может потерять и свой смысл, и внутреннюю красоту. Красота строки, а, следовательно, и всего стихотворения, может пропасть от плохого знания автором смысла употребляемых слов. Не надо слепо думать, что знание языка вами получено с детства. Необходимо постоянно пополнять свой личный словарный запас.
Кроме того, надо инстинктивно чувствовать уместность соединения отдельных слов друг с другом.  Поэзия  не просто литература для чтения. Это ещё и учебник того, как надо правильно и красиво говорить. Для пополнения своего запаса слов необходимо много читать. И не только художественную литературу, но и словари: толковые, орфографические, словарь Даля, словарь фразеологический. Читая стихи, необходимо не просто усваивать содержание, но замечать и то, как оно строится автором, какие слова и в каком порядке он ставит. Необходимо также помнить: поэзия имеет массу разнообразных тем, и каждая тема требует своего словесного оформления.
Так, лирика нуждается в красочности, а публицистику расцвечивать не нужно. Почему? Лирика воспринимается читателями душой, а публицистика – разумом. Юмор может быть немного грубоватым, но не пошлым. О таланте говорит не только  разнообразие тематики, но и умение передавать её в слове. Чем богаче запас слов, тем легче автору строить красивые и грамотные строки. Поэтический язык не только
говорит о самом авторе но и высвечивает фон, на котором он творит в данную эпоху. Следовательно стихи надо писать так, чтобы на вашем примере учились новые поколения авторов.