Размышления дилетанта

Сергей Волков Перовский
    Последние десятилетия в обиходе людей появилось  много технических новинок, называемых модным словечком – гаджеты.
Ну да бог с ним, с названием. Вроде бы с появлением этих самых гаджетов облегчилась жизнь человеческая.
  Теперь можно, просто идя в магазин, позвонить по телефону хоть на другой край земли. Можно в интернете найти практически любую информацию, прочесть любую книгу, посмотреть любой фильм. Сейчас даже институт можно закончить по интернету.  Влюбляются, знакомятся, расстаются, даже не привстав с удобного кресла в своей квартире.
  В транспорте почти все сидят, уткнувшись носами в айфоны, планшеты, электронные книги.  Люди умудряются не отрывать взгляд от своего гаджета,  даже идя по улице, а часто при езде на велосипеде или самокате.
  Смотрю я на них, и возникает какое-то острое чувство жалости.  Что-то они потеряли, чего-то лишили себя. Ну никак я не мог понять, что же?
   Но вот совсем недавно мне попала в руки книга Булата Окуджавы «Путешествие дилетантов». Первый  раз я увидал эту книгу в семидесятые годы прошлого века, но прочесть как-то не получилось, а тут она опять попала в мои руки, и я решил прочесть, всё-таки.
  Читая эту книгу, я вдруг понял, что именно мы все потеряли  и,  к сожалению, бесповоротно.  А потеряли мы целый, как Окуджава пишет, эпистолярный жанр.  Специалисты-литературоведы определяют его, как литературный жанр, представленный в виде писем или дневников.  Возникло это название от греческого слова – эпистола, то есть письмо.
   Может быть это ностальгия? Хотя ностальгия - это тоска по родине, но сейчас этим словом называют любую тоску о чём-то давно прошедшем. Скорее всего, да. Людям свойственно ностальгировать. Ностальгируют о разном. Кто-то о Советском Союзе, с колбасой по два рубля 20 копеек за килограмм,  кто-то о танцевальных верандах в парках, кто о чём. Вот у меня ностальгия по письмам и открыткам, по синим почтовым ящикам, в которые эти письма и открытки опускали. Наверно, это что-то старческое.
 Я очень давно не видел эти почтовые ящики, хотя раньше они было почти на каждом углу.
   В памяти всплывают конец 50-х и 60-тые годы.  Перед каждыми праздниками, а их в то время было не так уж и много, мои бабушка и дед составляли списки родственников и знакомых, кого они хотели бы поздравить. Потом на почте или в киоске «Союзпечать» выбирались и покупались открытки.  И, за неделю, а то и за две, начиналось торжественное действие. На открытках писали поздравления и пожелания. Дед садился за большой круглый стол под оранжевым абажуром, ставил чернильницу, брал в руки перьевую (а других ещё не было) ручку и, советуясь с бабушкой, начинал очень аккуратно, красивым почерком, писать поздравления.
   Получалась приличная стопка подписанных открыток. Поздравляли дальних и близких родственников, знакомых, фронтовых и послевоенных друзей.
   До сих пор помню, сколько доброты и тепла было в этих надписях. Было впечатление, что открытки после заполнения сами начинали излучать свет и тепло.
   Заполненные открытки раскладывались по столу так, чтобы высохли и не размазались чернила. Потом они собирались в стопку и, на следующее утро, мы шли к почте, к почтовому ящику, и бросали туда открытки по одной, чтобы не поцарапать и не помять.   
   Даже в этом действие было что-то тёплое и торжественное. Даже этот пустяк вызывал доброту и улыбку.
   Потом, перед праздником, во время праздника и несколько дней после праздника, мы ежедневно из своего почтового ящика на двери квартиры вынимали открытки, присланные нам.
   Был какой-то ритуал. Открытки не читали сразу у двери, а приносили в дом. Садились за стол и кто-то читал текст поздравления вслух.
  Полученные открытки хранились годами. Складывались в стопочки в буфете или вкладывались в специально купленный для этого альбом.
 
    А всё, мне кажется, потому, что человек, пишущий письмо или подписывающий открытку, тёплыми словами заполняя чистый, но холодный лист бумаги или открыточного картона, передаёт с ними тепло своего сердца и души, и открытка или письмо становятся частицами  этого человека.
  Сейчас всё намного проще и быстрее. Написал СМС или передал по WhatsApp  красивую открытку и смайлик - и всё.
   Но куда-то делось тепло и радость от написанного слова. Быстро, красиво - и всё…