Как я побывал психологом...

Юсуф Айбазов
Со мной произошла просто невероятная история. Никто конечно, мне не поверит, но всё-таки я ее поведаю.


-Наших клиентов три категории, поучал меня Коля. - По одним психушка плачет, им ты никогда ничего не докажешь. От таких надо отделаться сразу. Здесь требуется серьезное лечение. Это больные люди, а у больных как правило, с финансами полный швах, они будут стараться получить консультацию или на халяву, или в кредит. Что интересно,  они как огня боятся психиатров, предложение обратиться к врачу воспринимают как угрозу, или оскорбление, делаются агрессивны, часто невменяемы. Так что изо всех сил - только отделываться.
-Вторая категория. Отклонения в психике не настолько тяжелые, чтобы давать от ворот поворот. Можно попытаться помочь.. но они тоже не очень платежеспособны.
-Коля, у тебя на уме я смотрю, одна платежеспособность, - вставил я.
От этих моих слов он просто обалдел:
-Ну ты даёшь... Мы с тобой друг друга не поняли. Ты решил, что я открыл благотворительное общество... Деньги на первом месте. Где ты слышал, что кто-то бесплатно работает?... Не принесу денег в дом - моя обожаемая тёща меня выгонит уже на следующее утро.

-Ну и третья категория - мы их называем жирные гуси - забалованные гламурные дамочки, которые дурью маются, -продолжал он. - Запутались в отношениях с множеством  мужей, друзей, бой-френдов, толком не знают, чего они хотят от жизни...
Короче - наши дойные коровы. Вот с них безжалостно дерешь деньги, морочишь голову, поддакиваешь им, сочувствуешь, проклинаешь вместе с ними их негодяев-изменников мужей. Которые как правило впоследствии выясняется - вполне порядочные, нормальные люди вина которых в том что вовремя не поставили на место забалованную дамочку.


                *  *  *


Мой приятель Коля Пашкин попросил меня побыть психологом на его месте в его кабинете, пока он съездит с женой и тёщей на море.
-Не хочу растерять  клиентов, ты же знаешь, я очень дорожу своей репутацией, - говорил он в своей манере  мурлыкающим проникновенным голосом.
Вначале я не понял о чем вообще речь. А когда до меня дошло,  конечно, обалдел от его просьбы.
-Коля, ну какой из меня психолог, может ты мне предложишь еще нейрохирургом поработать? Из слесарей сантехников в психологи... Вот уж действительно ты психолог...
-Юра, прекращай истерику, психологу не положено. В тебе есть нечто ценное - житейский опыт, ты прошел крым-рым и медные трубы. Я тебе всё объясню, и всё будет нормально. Скажу сразу - здесь никакой психологией и не пахнет. Обычный треп, обывательская болтовня, которую ты сдабриваешь иногда научными, вернее наукообразными терминами. Ты ведь сам большой любитель общих рассуждений. От тебя единственное что требуется - временами кивать, ахать и охать, ну я тебе дам набор дежурных фраз, универсальных для любого случая. Тут самое главное - не болтай слишком много. Не дай втянуть себя в дискуссии, абстрактные философии. Помни время деньги. Никогда не перечь. Помни - клиент всегда прав.
В общем, мы поговорили еще с пол-часа, в конце нашей беседы он прибавил:
-Вот тебе ключи от кабинета, который ты хорошо знаешь, где мы с тобой частенько бухали в приятных компаниях, вот симкарта, на которую будут звонить твои клиенты. А чаще клиентки...  Финансовая сторона... Тарифы более или менее определенные, можешь делать скидки для малоимущих, мне иногда приходится и бесплатные консультации давать, но это окупается - клиенты валом валят...

Первая моя пациентка была  не сказать, что юная барышня,   стройная, ухоженная,  весьма интеллигентного вида, и похоже немного заносчивая и высокомерная. По крайней мере вид у нее был  строгий и я даже слегка оробел. И имя у нее оказалось под стать внешности - Элеонора. У меня еще мелькнула мысль - у такой гламурной особы и быть не могло простенькое имя - Валя, Катя, или  скажем, Наташа.

-Доктор, моя лучшая подруга энерговампир. После общения с ней я как выжатый лимон, в душе опустошение, впадаю в депрессию, долго не могу прийти в себя, с трудом восстанавливаю работоспособность, - заявила она сходу, едва мы успели познакомиться.

-Так, так... А чего вы от меня ожидаете, Элеонора, что я должен по-вашему делать?
-Ну вот и я не знаю, что мне делать... но мне очень тяжело.  И плохо. Подскажите как мне быть.
-Может мне надо как-то на нее повлиять, чтобы она с вами общалась... вежливее что ли..
-Да нет, она и так очень вежлива со мной...
-Но тем не менее вампир...   А прекратить с ней общение не вариант? Если она  дурно  на вас влияет, такая плохая,  зачем к ней вообще подходить?
-Кто вам сказал, что она плохая? Нормальная умная начитанная девушка.
-Ага. Стало быть нормальная умная начитанная вежливая  девушка, но тем не менее вампир, после общения с которой вы чувствуете себя опустошенной...
Я чувствовал себя совершенно беспомощным с этой мадемуазель, иначе я не могу ее назвать, никак не мог уловить нить ее рассуждений.

Самое страшное в этой истории то, что она представляясь сказала, что у нее высшее образование, работает экономистом в солидной фирме. Я на нее смотрел и думал - боже мой, в какое время я живу - люди с высшим образованием, с виду не самые глупые, верят в разную дребедень... Нет, не получится из меня психолога. Не знаю кому как, но мне тяжело идти против совести, видеть этот ужас....

Но.. как говорится, взялся за гуж...
-Она сама к вам лезет, навязывается, чего-то требует, что-то доказывает?...
-Вообще-то это я прошу ее о встречах..  И..  она очень скромная, вообще не любит разговаривать..
-То есть инициатор ваших разговоров в основном вы.
Эта девица меня запутывала все больше и больше.

-Вы ей о чем-то говорите, говорите... она вас вежливо выслушивает, а после вашего бурного общения вы себя неважно чувствуете....
-Ну она.. понимаете, она такая правильная, она всегда  права.. и это меня бесит. Это настоящий энерговампир...
-Она грубит вам, ругается...
-Как вы не можете понять? Она очень сдержанная, я же говорю - очень умная, рассудительная. Просто.. энергетический вампир.
-У вас наверное есть еще круг общения, с кем-нибудь бывает такое?
-Вообще-то я ни с кем не общаюсь,  с окружающими  перекинемся  несколькими  фразами по службе, а так чтобы близко.. нет.
-А как у вас на личном фронте, вы замужем..
-Нет. И не была.  Я не  верю в любовь и нормальные отношения с мужчинами.
-Так, так, так... - я пытался собраться с мыслями.  -Ну а в чем это реально выражается, как вы поняли что она выкачивает вашу энергию?
-Ну как вы не можете понять, после общения с ней я морально разбитая, опустошенная, долго хожу подавленная...
-А до того как с ней пообщаетесь, вы не подавленная, энергичная, живая...
-Да нет... До того еще хуже.
-Постойте.. где здесь логика.. до общения с подругой  вам хуже, чем после.  Соответственно - после обещания вам лучше, но тем не менее она выкачивает вашу энергию..



-Доктор, у меня такое ощущуение, что вы впервые слышите об энерговампирах..
-Да нет, слышать-то я слышал, я же ведь среди людей живу... А может, надо бы вам выразиться по-проще, понятнее - после длительного общения с человеком у вас упадок сил, вы себя неважно чувствуете...
-Нет. У меня моя подружка выкачивает энергию, она вампир.  Я вычитала в интернете.
-Так, давайте начнем сначала. Если я вас правильно понял, у вас есть подружка, после общения с которой вы чувствуете себя опустошенной. А есть ли еще люди, с которыми вы общаетесь, а после себя чувствуете плохо?
-Да я вообще ни с кем не могу общаться, меня это очень тяготит...
-То есть, для вас вампиры все?
-Доктор, ну зачем вы задаете провокационные вопросы? Я понимаю, к чему вы ведете разговор - что дело не в подружке, не в людях, а во мне.
-Да. Именно на эту мысль я пытаюсь вас натолкнуть. И вы пришли к ней.
-И что? К чему этот наш разговор? Вы мне что-то порекомендуете, или мы поболтали, ограничились общими фразами и разошлись?
-Нет. Порекомендовать я вам обязательно порекомендую. Не знаю только, насколько вы их усвоите и будете придерживаться моих рекомендаций.  Вы начали наш разговор с того, что ваша близкая подруга вампир. Не забыли? Давайте пропустим начало разговора, а продолжим нашу беседу с середины.Итак, у вас единственная подруга, с которой более или менее нормальное общение. С мужским населением у вас вообще нет контактов,  вы сказали что не верите в любовь и нормальные отношения с мужчинами.  Но однако очень многие верят, и строят более или менее сносные отношения.
-Мне не нужны сносные отношения.
-То есть, вам нужны хорошие отношения... Так вы полностью разочарованы в мужчинах.  Ну, а как вы смотрите на то, что есть мужчины, да и женщины порядочные, честные, добрые, искренние, бескорыстные...
-Я таких не встречала.
-Так вы вообще никаких не встречали, как вы можете судить?
-Доктор, вы каждый раз пытаетесь поставить меня в тупик. А я рассчитывала, что будете мне сочувствовать, попытаетесь как-то помочь..
-Ну тут видите, Элеонора, у нас возможны два варианта общения. Желание клиента как говорится - закон. Я могу вам сочувствовать, ахать и охать, успокаивать... Но это будет как раз тот случай - поговорили и разошлись.
Другой вариант - попытаться вам помочь, подсказать варианты поведения.. Но в этом случае разговор будет жестковат, не всегда очень приятный.. выбирайте сами.
Она молчала и я сделал заключение что первый вариант ее не устраивает.

 -Вы пришли с жалобами на вампиризм, но как всегда бывает, одна проблема тянет за собой другую.. Даже оказывается - та проблема и не проблема, а следствие других. Вам необходимо познакомиться с мужчиной. Даже не с одним а нескольколькими.
-Одновременно? - вид у нее был ошарашенный. - но это же... и.. я.. боюсь..
-Знакомство с мужчиной, даже сотней мужчин, вас ни к чему не обязывает. Весь вопрос в том, как вы с ними держитесь. Никто не советует вам вступать с ними со всеми в какие-то... близкие бурные отношения. Иметь много знакомых, а среди них приятелей никогда никем не осуждалось. Менять характер тяжело. Вам надо обрести уверенность в себе. Не быть расхристанной, чересчур общительной, назойливой, напористой... но и не такой.. чересчур скромной.
-Вообще-то я слышала в свой  адрес что нелюдимая, подавленная замкнутая... Но... Я не могу.
-Сможете. Тут главное - без паники. Люди разные. А самое интересное - очень мало людей у которых нет положительных сторон, которые состоят из одних недостатков. Каждый человек интересен по-своему. Просто надо уметь разглядеть человека, оценить его. Давайте мы так сделаем, Эля. Не будем торопить события, вы начинайте свыкаться с мыслью, что есть хорошие люди, интересные, скромные, порядочные мужчины... и что вы просто обязаны начать общаться с ними. По-любому после нашей беседы вы начнете смотреть на мир немного другими глазами. Главное - ничего не бойтесь. Вы не собираетесь никому причинять зла, и вам никто не причинит неприятностей. Вы не будете пока никого близко к сердцу подпускать, но будете общительны, открыты,  доброжелательны...

А насчет вампиров... Оставим эти бабушкины сказочки. Нет никакого вампиризма и вампиров. Вас крепко ввели в заблуждение. Для человека с достаточно крепкой нервной системой такие вопросы не стоят.