Чудинов

Дмитрий Зимин 2
    Когда я подошёл к закуточку нашего цеха алюминиевого судостроения судозавода Кама, где обосновалась бригада «Чудинова» сам  бригадир Виктор Чудинов уже протянул к верстаку воздушный шланг и возился с манометром для испытаний на герметичность только что сваренных двух блоков плавучести для строящейся шлюпки. Маринка, сварщица и помощник Виктора, стояла в сторонке с деловым видом, держа в руках сварочный держак.

    Виктор, в силу своего пенсионного возраста, уже не мог работать в бригадах молодых здоровых парней, где требовалась сила, сноровка и скорость для выполнения производственных заданий. По характеру мягкий и добродушный человек он в таких бригадах оказывался второстепенным работником и был, чуть ли не на побегушках у бригадира, а это сильно сказывалось на его самолюбии и особенно на зарплате. Поэтому однажды он настоял на том, чтобы отделиться от всех и стать самостоятельным работником.

    Маринка молодая, симпатичная, круглолицая барышня. По натуре своей не многословная, но с острым язычком и при необходимости способная «послать» любого обидчика куда подальше. В производственном отношении очень ответственный, прилежный и исполнительный работник. Замужней Маринке, как единственной женщине сварщику в цехе, было не сподручно работать в бригадах молодых и в основном холостых мужиков, и однажды Маринка стала подумывать об увольнении с завода.

    Так обстоятельства свели вместе Виктора и Маринку, и они образовали бригаду, которую в цехе сразу окрестили «Чудиновской». Их тандем получился настолько удачным, что бригада спокойно и слаженно работала уже несколько лет, выполняя не сложные, но важные производственные работы, и мне как мастеру цеха надлежало обеспечивать их индивидуальными заданиями.
 
    - Ну, показывайте ваше произведение искусства – сказал я, рассматривая две алюминиевые коробки причудливой формы.
    - Дима, вот, принимай работу – сказал Чудинов, оторвавшись от своего манометра и протягивая мне чертежи блока плавучести.

    Я проверил соответствие всех размеров чертежу. Когда проверял наличие и качество сварочных швов, Маринка ехидно улыбалась, и на её круглом личике было написано: - «Чё, не находишь изъянов? И не найдёшь, потому что я классный сварщик 6-го разряда». Швы действительно были ровными и аккуратными.

    - А герметичность? – спрашиваю я.
    - Щас, щас… подожди… – говорит Чудинов и опять хватается за манометр.- … щас вот…, никак не прикручу переходник…, вот прикрутил….
    - Ладно – говорю – вижу, что всё хорошо, молодцы. Пошёл я звать Борю.

    Боря, начальник ОТК цеха, мой друг, но в производственном плане он придерживался чётких правил, строго разделяя дружбу с работой. Ему нельзя было втюхать, якобы по дружбе, не качественную продукцию.
Чудинов, зная это, возразил: - Ну, подожди, щас, ещё не много…. Щас накачаю блоки воздухом, и мы посмотрим, падает ли давление, не травят ли швы….
    - Ты сомневаешься в своей помощнице? – со строгим выражением лица пошутил я.
    - Нет, что ты, Маринка высококлассный сварщик, но… - затушевался Чудинов, украдкой поглядывая на Маринку.

    Маринка стояла, внимательно слушая наш разговор, и выражение её лица постоянно менялось. Видно было, что ещё чуть-чуть, и молчаливая Маринка обложит всех отборным, пятистопным матом защищая свой не подлежащий сомнению профессионализм. Даже Чудинов таких слов не знал, какие знала Маринка. Поэтому я незаметно для Чудинова Маринке подмигнул. Она поняла мою шутку и успокоилась.

    - Давай так – говорю я Чудинову – ты пока спокойно, не спеша, накачивай блоки и проверяй герметичность. А я через пол часа позову Борю. Если швы будут травить воздух, то сообщите мне раньше, чтоб я Борю не звал.
    - Хорошо – обрадовался Виктор, и манометр в его руках быстро прикрутился к переходнику.
    - Да, и мыло с кисточкой приготовьте – сказал я, собираясь уходить.
    - Это чтобы вешаться? – улыбаясь, съязвила Маринка.
    - Нет, чтобы вы нашли дырку в швах и быстро её заварили.
    - Не учи учёных – кинул мне в след Виктор, поддерживая Маринку, и они засмеялись.
    - Между прочим, Боря наверняка захочет промазать швы раствором мыла – добавил я уже на выходе из их закутка – так, что не умничайте мне тут.

    Я уже почти дошёл до конца цеха, как вдруг раздался очень мощный хлопок, проносясь раскатами по всему цеху. Я повернулся, но ничего не обычного не увидел. Рабочие в цехе повыключали все станки и инструменты и притихли. Примерно догадываясь, откуда мог исходить этот хлопок, я направился к «Чудиновцам». Тут я услышал истошный крик: – Ааааа.
 
    Кричала Маринка. Она выскочила из своего закутка и с криком: «Чудинова убило» неслась прямо на меня. Я понял, что произошло что-то с Виктором, и бросился бегом на их участок. Маринка резко развернулась и помчала, назад показывая мне дорогу.

    Чудинов стоял возле пневмосистемы цеха. Рука его лежала на барашке клапана. Он был весь бледный, его переклинило, и он тихо механически повторял: - Ничего не понимаю! Ничего не понимаю!

    Из клапана пневмоситемы выходил резиновый воздушный шланг, который тянулся до закутка Чудинова и возвращался обратно. На конце шланга был прикручен смятый манометр, у которого согнутая стрелка как бы тонкой струйкой вытекла из манометра на пол цеха. Кругляшок защитного стёклышка манометра раскололся на пять частей, и эти стекляшки как будто кем-то аккуратно разложенные лежали перед циферблатом. Прямо у ног Виктора лежало нечто алюминиевое ещё несколько минут назад бывшее блоком плавучести. Это «нечто» было бесформенно и выглядело одной сплошной рваной дыркой в металле вывернутом наизнанку.

    - Ничего не понимаю – проговорил, немного очнувшись Чудинов – я прикрутил манометр и пошёл к пневмоситеме открыть воздух. А тут… бах…. Смотрю, а «оно» лежит у моих ног. Ничего не понимаю.
    - Ты клапан на самом манометре закрыл, прежде чем подавать воздух? – спросил я Чудинова.
    - Конечно! – было ответил Виктор, но тут же осёкся.
    - Клапан…, манометр…. Нет, не закрыл – опустил глаза Чудинов.

    Все рабочие бросившие свои рабочие места и кинувшиеся по первому кличу, Маринки на помощь Чудинову, увидев, что Чудинов цел и невредим, и вообще всё в порядке, дружно заржали.

    Все сразу сообразили, что Чудинов, не закрыв клапан у манометра, подал 2 атмосферы воздуха из пневмосети прямо в блок плавучести притом, что для испытания нужно всего 0,3 атмосферы. Естественно от внезапно избыточного давления не выдержали не только швы блока плавучести, но и сам тонкий алюминий. В результате металл лопнул, и блок плавучести получил реактивное движение, которое и доставило разорванный ящик прямо к ногам Виктора.

    Из толпы посыпались комментарии:
    - Витя, эта коробка так к тебе привязалась, что без тебя себе жизни не представляла ни на секунду….
    - Точно! Соскучилась «коробка».
    – Та, нееее, она просто увидела, как Витя бегает от неё к воздуховоду, а потом обратно, сжалилась и прилетела к нему, чтоб он больше не бегал….

    Чудинов уже оправился от шока. Он стоял как нашкодивший щенок и стеснительно улыбался. Вместе с шутками сотрудников улыбка у него стала переходить в хихиканье, а потом переросла в откровенный смех.

    Маринка, видя, что её напарник в норме, да ещё и смеётся, перестала всхлипывать и тоже разразилась заливистым смехом.

    Стресс постепенно выходил из Чудинова и Маринки. Его подхватила вентиляция и выбросила из цеха.


Дмитрий Зимин
21.08.2021 г.