Кто стрелял?! 2001

Виктор Жижин
          Ушло в далёкое прошлое то время, когда горные туристы делали практически всё снаряжение своими руками. Под понятие «самопалов» попадали ледобурные крючья, забиравшие, в отличие от скальных, намного больше времени при изготовлении, ледорубы, жумары и даже карабины – с виду простые металлические скобы, но требовавшие при изготовлении особой точности. Из-под швейных машинок выходили рюкзаки, пуховики, штаны и нарядные анораки… Частные фирмы под названием «Сделай сам» жили полнокровной жизнью.

          Был и в нашей команде мастер золотые руки – Генка, которого за его умения следовало звать по имени-отчеству не иначе как Геннадием Анатольевичем, обладателем «ОЧ.умелых ручек» («ОЧ» здесь означает слово «Очень» в превосходной степени). Вот именно из этих ручек на свет божий явился нагревательный прибор – керогаз. Он включал в себя собственно горелку-форсунку с ножками-подставкой, бутылку ПЭТ со сжиженным газом из-под спрайта, зелёная такая, с пупырышками на поверхности (среди прочих бутылок она была самой прочной) и небольшого велонасоса. Всё это функционировало через насадку на бутылке и хитрый тройник с переключателем Генкиной конструкции, вызывая искренние удивление и зависть встречных групп.

          Наравне с ПЭТ-бутылками использовались отработанные аэрозольные баллончики. Они были удобнее в силу небольших габаритов и высокой прочности к давлению изнутри. Опять-таки современные газовые баллоны для путешественников в свободной продаже появились гораздо позднее, предложение, как обычно, отставало от спроса.

          Вот именно такой баллончик заставил нас пережить острейшую ситуацию! Мы спускались с перевала Штернберга в сторону ледника Джайлык. Идущий впереди Михалыч прокладывал след среди разнокалиберных камней, покрытых слоем снега, под которым скрывалась наледь. Я шёл замыкающим и остановился, чтобы сфотографировать гребень только что пройденного перевала. В этот момент раздался громкий хлопок! Резко обернувшись, увидел, что Михалыч лежит на боку, судорожно цепляется рукой за валун, пытаясь приподняться и это ему не удаётся! Первое, что пришло в голову: «Он ранен!» И через секунду, сразу же, как лавина: «Кто стреля-а-ал?!» Мой взгляд лихорадочно озирал гребень высокого моренного вала в поисках лиходея.


          Но картина быстро прояснилась, товарищ сумел встать и стянул с себя рюкзак. Оказывается, поскользнувшись, он в падении задел рюкзаком острый выступ торчащего рядом камня. Надо же было такому случиться, что именно в точке соприкосновения в рюкзаке оказался баллончик с газом! Он то и рванул с оглушительным треском. Вид лежащего на снегу человека без лишних слов заставил поверить в страшную реальность случившегося. А затем калейдоскоп события в считанные мгновения раскрутился от трагичного до смешного! Позднее подумалось, что могло быть и по-другому.  Судьба хранила нас в том году от нежелательных встреч…

На фото автора - выход на гребень
                перевала Штернберга.