Что-то я не поняла...

Галина Ларина
Видимо, я много чего не понимаю. Например, такое понятие как "темпы роста". Именно по этому показателю обычно судят об успешности государства. А вот у меня такой вопрос. У вас есть жильё, тепло, еда, одежда и обувь. Есть необходимые предметы быта, техники, средств коммуникаций. Есть необходимый уровень социальной поддержки. Есть места учёбы, работы и возможности для отдыха. Есть определённый доход для текущих нужд. Завтра вам понадобится всего этого на 10% больше? Больше еды, больше телефонов, больше ден-знаков, больше-больше-больше... ? Для нормального человека - вряд ли. Можно сказать, человек, обладая определённым количеством ресурсов находится в рамках необходимой прибыли и расходов, у него нет жизненно необходимой потребности неуклонно увеличивать эти показатели. Если человек в этом смысле находится в равновесии, никому не придёт в голову говорить о "стогнации", наоборот, такое состояние - норма.

Но наше больное общество очумевшее от бешеной гонки как белка в колесе, навязывает с пелёнок другую модель поведения: надо-надо-надо: новую модель девайса, новую тачку, новый прикид; если хавчик, но не местный, а экзотический; если отдых, то покруче - и как можно больше звёзд; и больше-больше-больше денег на все эти сумасбродства, так чтобы из ушей полезло... Нас накручивают и раскручивают, чтобы те, кто всё это нам предоставляет, имели бы больше-больше-больше... Бешеная гонка как белка в колесе.

Это модель капитализма, которая автоматическим образом выстраивает всё общество в виде пирамиды с очень небольшой группой сверх-богатых людей, относительно небольшой - среднего достатка - и самой многочисленной плохо-обеспеченной. К тому же все эти группы от верха до низа находятся в состоянии неудовлетворённости. Самые богатые - оттого, что не могут иметь ещё-ещё-ещё больше, чем все ресурсы на всей планете; средний класс - потому, что не имеют того, что есть у богатых; бедняки - по той причине, что не могут позволить себе приобрети всё это кричащее многообразие вещей и услуг, которое им навязывают. Вместе с представлением о том, что если ты этого всего не имеешь, то ты - лузер. Общество потреблятства. Бешеная гонка как белка в колесе.

Но ведь есть другой способ жизни. Не хочу ссылаться на классиков, чтобы не ограничиваться рамками их учений, тем более у них свои внутри-философские разборки, выходящие за рамки печатных страниц, и даже со смертельным исходом (вспомним хотя бы Троцкого).

А я предлагаю порассуждать самим - просто на базе обыкновенного здравомыслия. Начнём с меры ответственности. Человек родился. Что он должен обществу и что общество должно ему? Сейчас представления в обществе настолько перекошены и принимают такую гипертрофированную форму, что вряд ли стоит на них опираться. Вот пара примеров.

В российской деревне на дороге яма. Жители после многолетних тщетных жалоб к собственным властям, решили написать в Германию Ангеле Меркель: мы, мол, давние выходцы из ваших земель, не пришлёте ли вы сюда бригаду починить нам дорогу. А вот взять лопату и закопать самим - у них и мысли такой нет. Тем более за это посадить могут, ведь это муниципальная территория, там своевольничать нельзя!

Или вот ещё пример из западной страны. Там толпа эмигрантов грубо обошлась с местными женщинами - цапали, лапали, даже были более опасные случаи. Что сделали мужья? Они стали звонить в полицию и просить защиты. А на следующий день оделись в юбки и прошлись демонстрацией в поддержку своих женщин. Это вместо того, чтобы дать в морду прямо на месте. А как же, нельзя! Вдруг их заподозрят в нетолерантности? Да ещё и осудят за применение силы? Ну, полный перекос в мозгах, нравственное уродство!

Это какой-то парадокс. С одной стороны, идеи либерализма как будто бы предоставляют ЛИЧНОСТИ преимущественные права по сравнению с ролью государства. С другой стороны, государство настолько глубоко влезает в каждую ЛИЧНУЮ жизнь, настолько всё регламентирует:  что можно - что нельзя, что хорошо - что плохо; нас прослушивают, за нами подглядывают, к нам приходят с допросом - а что это вы сказали десять лет назад по такому-то поводу..., а что это у вас в холодильнике и чем это вы кормите своих детей... Перечислять можно много чего. Но вывод: государство путём многочисленных запретов лишило нас возможности быть ответственными за собственную жизнь.

В сфере экономики - ещё беспросветнее. Нас всех насильственно перевели на пластиковые карты. А теперь сами же власти вздрагивают: а что если дядя на противоположной стороне планеты вздумает заблокировать VISA или SWIFT? - Ну, конец света! Всю торговлю перевели на кассовые аппараты. А когда по какой-то причине происходит сбой в электропитании - вся торговля останавливается. Товар вянет в витрине, продавцы скучают в углу, а покупатели уходят ни с чем, даже если у них в кошельках наличка. Ну, конец света! И так на каждом шагу.

Какой напрашивается вывод? Государство захватило себе настолько много прав, что человеку без его ведома лишний раз и не... Да, захватило много прав, но не обязанностей. Вернее, и это захватило, но не выполняет. И что же с этим поделать? Выход есть: это социально справедливый общинный строй.

Представьте себе общину, в которой у народа есть всё: поля и луга, леса и озёра. Есть благоустроенные дома с удобствами и теплом, автономная энерго-система, водоснабжение и очистная система, собственное хозяйство, ремёсла и производства для нужд самообеспечения. Никаких денежных расчётов внутри общины - каждому по потребностям. Масса предметов общего пользования. Обучение по общеобразовательным и профессиональным предметам для детей и взрослых, спортивные и культурные мероприятия - всё, что нужно для полноценного развития личности. Доход от продажи излишков продукции - и на эти деньги приобретение необходимых в хозяйстве вещей и выплаты каждому общиннику. Никакого тебе надзора. Все друг друга знают, решения принимаются сообща и выполняются дружно.

Личное творчество и производство не возбраняется для тех, кто к этому склонен. Высшее образование и работа в высокотехнологичных сферах производства вне общины не возбраняется. Все виды деятельности вне общины подчиняются законом государства. Но внутренняя жизнь общины - по законам самоуправления. Процветают меж-общинные связи, бартерный взаимообмен товарами, спортивные и культурные фестивали. Система общин по всей стране, которые сосуществуют с государством, создают ему устойчивость и равновесие. На государстве остаются функции защиты от внешнего врага, стратегически важные производства, макро-энергетика и обслуживание мегаполисов.

И то, что я здесь описала - не фантастика, а существующая практика многих современных общин, в том числе, в нашей стране. Чаще всего это общины религиозного толка, но есть и такие, в которых поддерживаются культурные народные традиции по типу родовых поместий. И даже есть законодательство, которое гарантирует определённую автономность таких общин. И там люди имеют возможность почувствовать плечо соседа - чего абсолютно лишены жители больших и малых городов, где каждый одинок и беспомощен перед глыбой катка государственной власти.

Картина маслом. Есть ли желающие поселиться в таких общинах? Думаю, таких найдётся много, особенно тех, что с детишками - вот где раздолье для подрастающего здорового поколения! Думает ли государство что-нибудь в этом направлении? Да! Бери гектар в арктической зоне, садись голой попой на льдину и начинай развиваться. Сам. Это нереально.

То есть следующий шаг за нами. Объединяйтесь, создавайте общину, оформляйтесь по типу РПЦ, берите землю. Кстати, под общину можно найти участок не только в арктической зоне, но и в более благоприятном районе. И не обязательно в собственность - можно в долгосрочную аренду.

Теперь по деньгам. Конечно, нужны подъёмные. В некоторых общинах получается так, что люди продают свои дома и эти деньги вносят в общину, а потом бедствуют. Я, например, поостереглась бы. Во-первых, должен быть плацдарм для отступления - а вдруг вы захотите вернуться к прежней жизни. Во-вторых, своё жильё можно сдавать в аренду - это дополнительный доход. Ну а в качестве подъёмных можно воспользоваться помощью государства - есть какие-то фонды, помогающие фермерским хозяйствам на стартовом этапе. И хочется надеяться, что новая власть, на приход которой мы очень надеемся, повернётся в сторону народа и поможет ему в создании общинных поселений - это в его интересах тоже!

У меня есть стихотворение "В посёлке За Родину", там такие строки:

Хоть власть подведёт, хоть погода -
Пройдут через все времена.
Таким вот исконным народом
Спасётся родная страна!