Урса Фише. Боже, как я далёка от искусства

Валентина Ерошкина
"Есть такая революционная мысль у меня, что если ты вокруг видишь говно, и во всем видишь говно, и во всех видишь говно, то это проблема явно имеет какое-то отношение к тебе», — написала К. Собчак в инстаграм по поводу скульптуры «Большая глина» Урса Фишера, установленной на Болотной набережной в Москве.

Как там сказала Ксения? Лох тот, кто видит в говне -- говно?
Ну, не барское это занятие – объяснять дураку, что он дурак.
Умиляет фраза Ксении –«эстетическая эволюция сознания». Скажем так, такую  эстетическую революцию каждый день по утрам все человечество воспроизводит.

Долго и вдумчиво всматривалась вглубь себя и пристально рассматривала сей шендевр. Я не критик и не искусствовед, уровень восприятия немножко больше среднего обывателя. В целом, я зритель с чистым как снег сознанием.

 Первая мысль: вентилятора не хватает. Название я, конечно, поменяла бы. К примеру, «Арт в ночном горшке», «Личинка мамонта». А учитывая геолокацию, «Российским либералам от народа»,"Бюст Навальному".

Серьезно, если бы это была маленькая инсталляция, то даже неплохо. Почему? Есть такой возраст, когда ребенок мнет свои собственные какашки. Это называется преобразовывать в МАТЕРИЮ. Автор, очевидно, из этого возраста еще не вышел, подумав, слеплю-ка я кучу дерьма, а высоколобые эксперты сами придумают концепцию.

Концепция нехитрая. Чем-то напоминает вот такую историю. Хулиганы-ученики запустили в школу трёх поросят, на которых написали цифры 1, 2 и 4. Школьная администрация целый день пыталась найти поросёнка 3.

Инсталляции тем и хороши, что могут вызывать многозначное видение. Как вариант: Аллах сотворил человека из куска глины. Автор взял современного человека и убрал все лишние навороты. Тогда бы и поставили  его где-нибудь в Эмиратах. Там любят гигантские понты.

Как бы сказал Декарт, позвольте чуть усложнить вопрос. Возьмем, к примеру, психологический тест "Пятна Роршаха" - "Что ты видишь на картинке?" А вижу я символ происходящего на сегодняшний день. Мир сегодняшнего современного искусства.  Он не для лохов.  Стесняюсь спросить, а как вы, ценители, себя называете?

Не лишним, думаю, упомянуть «Дерьмо художника» Пьеро Мандзони: его фекалии дороже золота. Вот, думаю, не попросить бы у них немного говнеца. Говна обычно никто не жалеет! А тут и память, и в наследство детям передать можно. Представляете — завидная невеста, за ней приданное — три баночки говна.

И вспомнился мне рассказ А. Аверченко «Крыса на подносе», опубликованном в журнале «Сатирикон» в 1917 году, по мотивам которого в 1953 году снята короткометражка. Посмотрел фильм мой дедуля, очень его поразили инсталляции художников-новаторов, да и сказал: «Не поймешь, где от чьей жопы яйца».

Прошло более ста лет. Оторопь берет, разглядывая подобные «произведения» даже в наш искушенный 21 век.

И все тот же серфинг на волнах дерьма.