Часть III. Глава 10. Неуправляемые-2. Памятка

Ася Котляр
22 марта 2014г.
    
В этой главе мне хочется поговорить о детях, которых принято называть «гиперактивными». Только, пожалуйста, не рассматривайте то, что прочитаете, как мораль или нотацию. И я не говорю о диагнозе, поскольку не являюсь врачом. Хочу обобщить личный опыт работы с теми детьми, которые не вписываются в школьнуюв жизнь, для которых не существует никаких социальных рамок, для кого слово "закон" носит чисто формальный статус. Буду рассмотреть эту тему с позиции того, что такие дети нуждаются не в порицании и уж ни в коем случае ни в осуждениив, а в элементарной помощи. Они просто не могут совладать с собой, любимыми: некая внутреннфф сила толкает их на действия, не приносящи радость ни родителям, ни школе, ни им самим. 

Давайте-ка, друзья, вспомгним самое главное правило: «НАЧНИ С СЕБЯ!» В контексте данной аксиомы (аксиома - утверждение, которое принимается без доказательств) выражаясь математическим языком, попытаюсь сформулировать и изложить свои мысли и наблюдения. 
    
Как только в школы пришло слово «гиперактивность», мы все подумали о шустрых, неугомонных детях, с которыми по каким-то причинам  трудно договариваться как дома, так и в школе. Если вспомнить наше время, то такие дети тоже были, но их называли шкодливыми. Или шалунами. Иногда учителя кричали: «Паразиты, сволочи, дебилы!», но делали они это от бессилия что-либо изменить. Это потом оказалось, что «гиперактивность» – самый настоящий медицинский диагноз.

Дорогие родители и учителя, прошу, не спешите его ставить ребенку. Мы, учителя, в последнее время всё чаще наблюдаем таких детей в школе. Да, существуют определенные признаки, по которым можно сказать, что у ребёнка такая проблема есть. Поняв проблему таких детей и наше неумение справляться с ситуацией, можно попытаться помочь в первую очередь ему, а заодно себе и родителям.
    
Дело в том, что когда стали появляться такие дети, мы, учителя, растерялись: вся воспитательная методика свелась к одному: «Выйди из класса вон и дай работать остальным!» Это происходило не потому, что нам очень хочется покоя на уроке, а потому, что мы, порой, теряемся: на такого ребёнка не действуютникакие доводы. Разве нам в университетах кто-нибудь что-либо говорил о таких ребятах? Да, я читала Макаренко, Сухомлинского, но только недавно поняла, что такие дети существуют, и что это серьёзная проблема для семьи в первую очередь. После окончания университета предполагалось, что как только учитель входит в класс, все ровненько садятся, не издавая ни единого звука, внимательно слушают объяснение учителя, соблюдая порядок на парте и аккуратно поднимают руки, когда нужно что-то сказать или спросить. 
    
Вспоминаете, коллеги? По крайней мере, когда я училась в школе, так и было! Я даже знала ребенка, который писался от страха: для него это было проще, чем поднять руку и попроситься в туалет. Поэтому, встаёт вопрос: что делать нам, учителям, узнавшим о том, что в класс попал такой «неуправляемый»?  В школах сейчас есть психологи, но этого недостаточно, чтобы проблема была решена: если такой ребенок есть в классе, нужно, чтобы психолог сидел на каждом уроке, потому что каждый урок в этом классе под угрозой срыва. Я бы даже сказала: под угрозой взрыва.
    
Нам, учителям, за год нужно пройти пять дней различных педагогических курсов.  Это могут быть семинары, конференции, мастер-классы – что угодно. Но за все годы моего преподавания в школе ни одних курсов по работе с такими детьми не было. Тут мы предоставлены сами себе: читай, узнавай, экспериментируй, ошибайся... А урок есть урок, и нужно еще сделать так, чтобы класс усвоил материал. Конечно, когда у такого ребенка случается «взрыв», не скрою: хочется взять его за шкирку и выкинуть вон из класса. Но помните, я вначале выбрала для себя правило: к ребенку можно подойти только для того, чтобы погладить или прижать к себе. В тот момент, когда ребёнок неуправляем, слова не действуют на ребёнка вообще: он тебя просто-напросто не слышит. Я пробовала не реагировать, но это заводит  таких детей еще больше. Когда поняла, что помощи ждать неоткуда, сказала себе:
 «Нужно узнать всё об этих «неуправляемых», ведь если ты понимаешь, с чем имеешь дело, можно найти выход». Я специально не написала "с КЕМ", поскольку то, что сидит в этом ребёнке ничего общего с ним не имеет: ни один, даже самый тяжёлый ребёнок не хочет быть неуспешным и изгоем. Я стала много читать и приглядываться к ним. В Интернете сколько угодно рекомендаций и советов психологов, врачей, но как выбрать главное? И как, вспомнив всё это, применить на практике, когда находишься в эпицентре такого "взрыва"? Хотите верьте, хотите нет – опять помогла Гуманная педагогика. Я прошла «курс молодого бойца» со своим Даником - это раз, а второе - поехала на педагогические чтения по гуманной педагогике.

Выделила для себя главное, что нужно знать о таких детях и считаю, что это важно знать не только учителям, но и родителям, оказавшимся в тупике. С одной стороны родителям стыдно перед другими родителями класса, перед школой, обществолм - мало кто может принять непонятное.С другой стороны, родители на самом деле не знают, что нужно делать. Или, как оказывается, не хотят знать и гонят от себя эту проблему, считая своего дитятку оболтусом и тунеядцем. А родители других детей давят: давайте уберем мальца из класса! Геть его! Ату! Учитель тоже не знает, что делать, потому что нельзя пойти на поводу у родителей, но и детей класса жалко. И начинается кошмар. Именно поэтому я затронула данную тему: хочу разобраться сама и помочь другим.

Несколько пунктов, по которым можно определить, является ли ваш ребенок гиперактивным:

    1. Гиперактивным детям трудно сосредоточиться на чем-то одном, они быстро перескакивают с занятия на занятие, оставляя предыдущие дела недоделанными.
 
    2. Совершенно бестолковая и чрезмерная активность. Вроде бы ребенок что-то делает, суетится, но результатов труда его не видно.

    3. Такие ребята очень импульсивны, порой даже безрассудны. У них, как мне кажется, отсутствует СТРАХ быть наказанным в момент особого возбуждения, и от них можно ждать чего угодно. Они постоянно что-то делают, не подумав, отвечает на задаваемые вопросы невпопад, перебивает окружающих. Во время игр с одноклассниками эти ребята не следуют правилам, из-за чего с  возникают конфликты и, порой, драки.

    4. Эти дети часто попадают в неприятные и, порой, трагичные ситуации, а в подростковом возрасте склонны к асоциальному поведению.

    5. Вообще, у этих детей все чрезмерное: частые вспышки гнева, драчливость, хулиганство, жестокость к животным и людям, лживость, воровство, откровенное неприятие того, что говорят взрослые. Мы это называем «непослушанием».

6. Единственное, что их может успокоить - мобильный телефон. Да и то, на время: как только вы заберёте игрушку, "взрыв" может приобрести удвоенную силу.

А еще я заметила, что «гиперактивностью» почти всегда, в 99% случаев, страдают только мальчики. Почему – не спрашивайте, не знаю.

Но если ребенок в школе, в обществе ведет себя абсолютно нормально, а дома словно с цепи срывается, не стоит ставить ему диагноз: нужно просто присмотреться к нему повнимательнее. Значит что-то вы, дорогие родители, делаете не так. Озлобленность и «антисемейное» поведение могут проявиться как в отношении кого-то одного в семье, так и всех сразу. Ребенок демонстрирует откровенную ненависть и вспышки гнева: сестра или братик взяли его игрушку, а в результате он со злобой разбил и свою игрушку, и испортил любимые вещи сестры; папа попросил его вести себя тише – случилась длительная истерика, а затем непонятным образом исчезли любимые папины часы. Я считаю, что здесь просто-напросто отсутствует взаимопонимание между родителями и таким ребенком. Может ему что-то не нравится в ваших действиях? А, может, просто не хватает вашего внимания.

Давайте попробуем разобраться и в этом. Сейчас буду говорить о примерах, которые были в моей учительской практике. Причины такого поведения в семье:

*Замужество мамы и неприятие отчима. Рождение второго ребенка.

*Постоянное чувство вины у родителей, неважно, за что и перед кем: дети это чувствуют и если не понимают, что происходит, срываются и «взрываются».

*В асоциальных семьях очень часто наблюдается такое «неадекватное» поведение у ребенка и поверьте, есть от чего.

*Ребенок думает, что его из-за чего-то не любят родители и боится поговорить об этом.

Можно еще покопаться и найти причины расстройства подобного рода у детей, но теперь мне хочется поговорить о том, что делать нам в школе и дома, если мы понимаем, что с ребенком что-то не так.
    
В чем я абсолютно убеждена, так это в том, что нужно себе чётко сказать: "С МОИМ РЕБЁНКОМ ЧТО-ТО НЕ ТАК. У НАС ПРОБЛЕМА".  Не у него - У НАС. До тех пор, пока вы, мои дорогие, не поставите этот «диагноз», вы не сможете ничего решить. Давайте так его и назовем: «что-то не так». То есть, вы понимаете, что ребенок развивается нормально, он интеллектуально развит, но что-то идет не так, как вы задумывали. Причины этого «что-то не так» я попробовала классифицировать выше, скорее всего не все, но вы запросто можете добавить.

Вопрос второй и самый главный: ЧТО ДЕЛАТЬ? Что делать в такой ситуации всем нам: родителям, учителям, детям, родителям класса? 
Разработала несколько правил. Помогут – буду рада.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ взяла у КОРЧАКА:

Принимайте своего ребенка таким, какой он есть. Он ваш, и если вы его не принимаете, что говорить об обществе? Кому он нужен кроме вас, разве еще пару-тройке педагогов, которые принимают вашего ребенка и любят его, не смотря на все синдромы мира?

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: 

Не нужно  ждать, что гиперактивность может уменьшиться или вообще "рассосаться" по мере того, как ребенок будет взрослеть.
Наблюдать, как вашему ребенку плохо и ничего не предпринимать – это возможно только в том случае, если вам на него наплевать, что часто бывает в асоциальных семьях. Но такие родители мою книгу читать не будут. Я вижу в классах таких детей, и сердце разрывается от жалости к ним и невозможности что-либо изменить: семья должна взаимодействовать со школой в данном случае, и очень тесно.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: 

Таким детям совершенно бесполезно делать замечание в приказном порядке. В лучшем случае, это вызовет у них неприятие, в худшем хамство и агрессию. Если я – учитель, то должна предвидеть, что что-то произойдёт, что уже он на взводе, но не всегда получается. Нужно контролировать, прежде всего, себя, чтобы общаться с таким ребенком.

ПРАВИЛО ЧЕТВЁРТОЕ: 

Хвалите своего ребенка, будь вы родители или учителя. Замечайте каждый положительный момент в изменении его поведения. Эти дети нуждаются в похвале, как никакие другие. Когда исчезает «взрыв», такие ребята раскаиваются, им становится стыдно и неловко за свое поведение. Примите их раскаяние! Заметьте его и зафиксируйте. Но хвалите не очень эмоционально, потому, что у ребенка гвоздем засядет в памяти, что для того, чтобы тебя ТАК похвалили, нужно опять набедокурить, а потом извиниться и измениться. Любые ваши эмоции вызывают у такого ребенка перевозбуждение, понимаете? Отсюда вытекает правило пятое.

ПРАВИЛО ПЯТОЕ:

 ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕ СПРОВОЦИРОВАТЬ У ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА «ВЗРЫВ», НУЖНО КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ СРБСТВЕННЫЕ ЭМОЦИИ!
Это сделать труднее всего, поверьте, особенно на уроке, тогда, когда на тебя смотрят еще двадцать пять пар глаз. 

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ: 

Беседуя с ребенком, смотрите ему прямо в глаза. Заметьте, я не написала с гиперактивным ребенком. С любым! Любому ребенку нужно смотреть в глаза, когда вы с ним разговариваете. Дети умеют читать по глазам, в отличие от нас, взрослых. И если в ваших глазах ЛЮБОВЬ, то ребенок это сразу поймет, он услышит вас.

ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ: 

Энергия любого ребенка должна быть направлена в позитивное русло. Когда-то моей маме сказали, что если бы мою энергию направить в нужное русло, можно было бы на этой реке построить целую электростанцию. Мои родители и направляли, как могли. Ребенок должен ТВОРИТЬ, но делать то, что ему по душе, будь то спорт, танцы, рисование, плавание, то, где он будет видеть результат своего труда. И только тогда он поймет, что может созидать, а не разрушать. 

ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ:
 
Все, что вы предлагаете ребенку, должно быть ему не только по сердцу, но и ПО СИЛАМ! Не получается – не наказывайте, пробуйте делать ВМЕСТЕ с ним. У вас, кстати, тоже может не получиться...

ПРАВИЛО ДЕСЯТОЕ: 

Повышайте любыми средствами САМООЦЕНКУ такого «неуправляемого» ребенка. Обсуждайте с ним все-все, что его волнует, но не с позиции «ты-придурок» и «неужели непонятно, что нужно не так!» Это правило сложное для выполнения, я понимаю.
Когда мой сын пришел и сказал, что в классе объявили шоу талантов, а у него никаких талантов пока нет, мы стали придумывать ему таланты. Оказалось – есть, и мне нужно было только объяснить моему мальчику, что таланты и способности могут раскрываться на протяжении всей жизни человека. Писать пьесы я стала в 43 года...

ПРАВИЛО ОДИННАДЦАТОЕ: 

Дорогие мои! Помните: «неуправляемые» дети больше других нуждаются в ЛЮБВИ! Именно отсутствие дефицита любви может перекрыть «Синдром дефицита внимания»! Любить своих детей можно по-разному, но им нужна другая любовь, нежели существует любовь в животном мире: ни одна кошка, ни одна собака не может сказать своему детенышу то, что может сказать мама своему ребенку: «Я В ТЕБЯ ВЕРЮ!» Это относится и к учителю! Когда ученик понимает и чувствует, что учитель в него верит, это знание придает ему необыкновенную силу! Он в ответ начинает верить учителю.

Запомните этих четыре слова, а еще лучше, напишите огромными буквами на самом видном месте дома, школы, класса и вы увидите, что эта простенькая маленькая фраза делает чудеса с нашими детьми! И когда вам захочется кричать, топать ногами, махать руками или, не дай Бог, ударить, вспомните, что у вас есть волшебное оружие против гнева, шока, гиперактивности и прочих неприятностей. Эта панацея всегда с вами: 
«Я В ТЕБЯ ВЕРЮ!»...



Продолжение: http://proza.ru/2021/08/21/48