Смертная казнь

Александр Попов 8
А.С.Попов
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

Тема о необходимости отмены смертной казни в России  в последнее время все чаще стала  будоражить умы российских  граждан.  Почитайте публикацию  «Шанс на свободу: как работает мораторий на смертную казнь в России»     (https://www.gazeta.ru/social/2021/08/05/13835144.shtml) .
Для себя из этой публикации  я выделил  следующие моменты:
- В России все чаще поднимается вопрос об отмене моратория: согласно последним опросам общественного мнения, больше 40% россиян считают, что смертную казнь следует восстановить.
- Сейчас в местах заключения содержатся 11 граждан, которые были осуждены на смертную казнь, сообщают «Известия» со ссылкой на пресс-службу ФСИН. Эти 11 граждан до сих пор не казнены, потому что в свое время в России 16 апреля 1997 года был введен  мораторий на смертную казнь и приговор был заменен на 25 лет лишения свободы.. Таким образом, осужденные отсидели свои 25 лет и  выйдут на свободу в ближайшие два года. Этим особям мужского пола повезло, потому что им смертная казнь была заменена лишением свободы на срок 25 лет, а не пожизненным заключением (могло быть и такое).
- Сторонники возврата смертной казни часто сетуют на то, что более жестокое наказание поможет предотвратить преступления. Однако прямой связи между введением смертной казни и снижением уровня преступности нет, писал ТАСС. Более того, в тех странах, где смертная казнь действует, а уголовное законодательство имеет отчетливо выраженный репрессивный характер, уровень преступности и уровень насилия в обществе, как правило, довольно высокие. В странах, где смертная казнь запрещена, а уголовный закон «вегетарианский», и уровень преступности, и уровень насилия существенно ниже.
- В списке стран, которые до сих пор используют смертную казнь в качестве меры наказания, такие государства, как Китай, США, КНДР, ОАЭ, Саудовская Аравия, Пакистан, Ирак и другие, общим числом более 50. Единственной европейской страной, в которой до сих пор не отменена смертная казнь, является Белоруссия.

Сделаю маленькое резюме.
1) Тема смертной казни в России все чаще обсуждается в нашем отечестве. Если пресс-секретарь президента  России Дмитрий Песков заявил 12.10.19  РИА Новости, комментируя ситуацию,  связанную с предложениями за  отмену моратория на смертную казнь,  что в Кремле не обсуждают возможность возвращения смертной казни, то уже совсем недавно раздался голос Главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина.
7 августа 2021 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в эфире «Соловьев Live» выступил за восстановление смертной казни за коррупцию в оборонно-промышленном комплексе (ОПК).
«Здесь речь идет не только о преступлениях, связанных с хищением государственных средств, но воруют у обороны, у безопасности страны. Фактически, это потворство агрессору», — сказал он. См.
2) Коррупция становится всепоглощающей  и начинает угрожать безопасности страны. Доводы сторонников «вегетарианских» законов не бесспорны.

В этом плане впечатлили меня воспоминания великого и замечательного нашего современника, друга Владимира Семеновича Высоцкого, бывшего моряка, боксера, узника колымских лагерей, золотодобытчика  Вадима Ивановича Туманова, которому в этом году, 1 сентября исполнится 94 года. Он еще жив! Живет в Москве.

Почитайте, погуглите Туманов В. И. «Все потерять – и вновь начать с мечты…» : в 3-х частях. – М. : Изд-во ОАО «Типография «Новости». – 414 с.: портр., ил.

Так вот Вадим Иванович в главе 3  упомянутого произведения пишет: «Из восьми с лишним лет заключения мне «посчастливилось» пять лет провести во многих штрафных лагерях и тюрьмах Колымы. И после того, что я видел и испытал, просидев с людьми, которые осуждены на 25 лет по нескольку раз, меня никто не убедит, что человек, совершивший убийство, которое даже описывать жутко, должен оставаться живым.
Есть люди, которые — по их поведению, поступкам — вообще не должны были родиться. Ну как может жить человек, взорвавший пассажирский самолет?!
Мне вспоминается история, которая произошла в Сусумане. Из женской зоны конвоир вел бригаду на угольный склад. Не знаю, что произошло, но вдруг он начал расстреливать женскую бригаду. Убил 16 женщин. Мимо проходил главный инженер Сусуманского ремонтного завода с женой и ребенком. «Ты что делаешь?» — крикнул инженер. Конвоир застрелил и его. Это было в 1950 году. Суд приговорил убийцу к 25 годам. Этого негодяя сами заключенные убьют на Челбанье».
И далее как бы возражая Папе Римскому Вадим Иванович пишет: «Я с глубоким уважением отношусь к Папе Римскому и восхищаюсь им. Но никогда не соглашусь с его отрицанием смертной казни. Он ни дня не жил среди убийц...
В лагерях часто заходил спор о высшей мере. Известно, что с 1947 по 1953 год в Союзе не было смертной казни, а давали срок 25 лет. Спорили о том, что же страшнее: пожизненное заключение или расстрел.
Иногда от человека, приговоренного к двадцати пяти годам, слышишь: «Лучше бы расстреляли!» Гнусное притворство. Мало кто хочет умереть. Я видел, как люди, желающие покончить с собой, бросались с верхних нар на бетонный пол головой или, работая в бригаде, вдруг бежали из оцепления в гору. Даже конвою понятно, что на гору не бегут — значит, хотел, чтобы убили. Уверен: решивший покончить с собой всегда найдет способ это сделать. Приговоренный к двадцати пяти годам, как всякий человек, живет надеждой — вдруг произойдут какие-то изменения в стране, землетрясение, да мало ли что еще — и он когда-нибудь окажется на свободе. Человек же, знающий, что за совершенный поступок его расстреляют, обязательно думает об этом.
Все дорожат собственной жизнью, и страх потерять ее — может быть, единственное, что способно остановить человека, который становится зверем. Меня переубедить невозможно. Нельзя убивать человека — совершенно согласен. Поверьте мне, Ваше Преосвященство, сказал бы я Папе Римскому, я даже кошку не убью никогда. Никого не хочу убивать. Но есть люди, в которых я выстрелил бы, не задумываясь.
Резня в бараках, стычки между ворами и суками — это как на войне: ударь первым или погибнешь. Эти тысячи смертей на совести тех, кто стравливал людей. Нельзя сравнивать необходимость самозащиты с убийством ради наживы, готовностью погубить чью-то жизнь из корысти. Или вовсе без всяких причин, кроме одной: удовольствия убивать.
Я встречал заключенных, у которых было по 10 — 15 судимостей, все за убийства, их каждый раз осуждали на 25 лет, потом даже переставали судить. Что толку, если у него уже 10 раз по 25?
Но даже самый страшный убийца почти всегда остановится перед угрозой собственной жизни.
Мне вспоминается Шулепа, отвратительный тип. У него было уже много судимостей за убийства. В тюрьме его многие ненавидели. Для него убить человека — все равно как в жаркий день выпить стакан холодной воды: просто приятно!»

Доводы В.И.Туманова для меня звучат более убедительно, чем тысячи возражений тысячи сторонников «вегетарианских» законов.

Примечание: Все подчеркнутое и выделенное жирным шрифтом в тексте В.И.Туманова сделано автором статьи.

 Москва     август 2021