Староверы

Александр Руденский
               
                Александр Руденский
                СТАРОВЕРЫ.
     В последнее время в России происходит повышенный интерес к старообрядчеству. 
   Причин много и они разные. Высказывается много разных мнений по этому поводу.
   Даже наблюдается процесс их возвращения обратно в Россию из разных стран. 
   Четкого понимания этого явления в Российском обществе сегодня нет.
                Вот об этом некоторые мои рассуждения.


     В природе существует биологическая эволюция и эволюция социальная.
   Диалектику природы, истории никто не отменял, нравится это кому-то
   или нет. Церковная реформа Никона была историческим следствием эволюции
   социальной, которая имела место в России 17 века. Я не говорю о том
   хорошо это было для России, или плохо. Правильно, или нет. И о методах
   которыми пользовался патриарх Никон. Всё это уже давно история.

      Но следует признать, что от социальной революции никто не  освобожден –               
   ни один народ, ни одна страна мира. Подобное происходило и в Англии, и в               
   Германии,  проще говоря всюду.

                Время и историю нельзя повернуть вспять.

                Польский философ Ежи Станислав Лец сказал –
                « НЕТ ВОЗВРАТА В ПЕЩЕРЫ - НАС СЛИШКОМ МНОГО »

       Староверы по-настоящему никому не нужны, и им никто не нужен.
    Они живут в придуманном себе мире. И главное не то, что они не пользуются
    ТВ и интернетом. А главное, что их сознание застряло где-то в глубинах
    истории. Это их выбор. А человечество двигается вперед. При этом не следует
    никого никуда тащить за собой. Пусть живут так, как считают нужным. Всему
    свое время. Природа сама разберется останутся они в истории, не рукописной,
    а реальной, или нет. А говорить, что они носители чего-то древнего, духовного
    у славян, бессмысленно.

       Они носители только того сознания - культа, который они считают
    правильным, основой своего благополучия. Их религиозное сознание и
    миропонимание соответствуют той эпохе (16 века), в которой они заблудились.               
    И оно - это сознание намного уже, чем требуется от любого  современного
    человека. В истории было не  раз, когда удавалось доказать людям, что
    определенные условия более удобные, приемлемые для их благополучия, и
    люди принимали эти условия.

        Потому СТАРОВЕРЫ и избегают общения с цивилизацией и обществом. 
    Именно общение с обществом и есть главная угроза для их такого
    мировоззрения. Человечество движется вперед, и это движение можно только
    затормозить, но никак не остановить.   

        Некоторые мировоззренческие процессы, которые сегодня происходят               
    в России, это одна из попыток затормозить социальное развитие, технический
    и другой прогресс. Иногда такое торможение естественное, иногда
    искусственное. В России эти процессы вынужденные в силу сложившихся
    обстоятельств. Как только эти обстоятельства (результат 1990-х годов) будут
    преодолены, российское общество полностью избавится от необходимости
    тормозить и сдерживать естественный процесс исторического развития.

        Духовность не в поклонении зданиям, представляющих памятники архитектуры,
     а в уровне и потенциале духовного сознания общества в целом и отдельного               
     челове в частности. Духовность, как и иные явления социальной жизни,
     не есть мертвая, застывшая форма сознания. Всё, что с ней связано проходит
     через те же процессы, через которые проходит общество и сам человек. Её
     сфера, аспекты, формы и объекты совершают те же изменения, что и вся
     окружающая человека действительность. Духовность 21 века, это не тоже самое,
     что духовность предшествующих веков, тем более далёкого прошлого. Нельзя
     мерить одними и теми же мерками одно и то же явление в разные эпохи.   
     Первобытные племена живущие в дебрях Южной Америки тоже обладают
     определенной духовностью, но она присуща именно их уровню социальной жизни.

        Духовность и мировоззрение старообрядцев соответствует их уровню
     социальной жизни. И ни в коей мере не идет речь, что эта их духовность
     чем-то хуже, или не полноценна по отношению к другой духовности, тех кто
     ведет другой образ жизни при другом мировоззрении. Просто это разные
     духовности, разные мировоззрения. И никогда не нужно смешивать и
     отождествлять духовность с религией и верой в бога. Религия это объективная
     форма сознания, а духовность — субъективная.

  П. С. - В качестве пояснения. Я употребляю слово «мировоззрение»,
          «Мировоззренческие» и подобное с тем смыслом, которым их
          чаще всего наделяют в современном обществе люди не задумывающиеся,
          или не знающие, что  понятие «мировоззрение»  изначально относится
          к понятиям материалистическое, или идеалистическое в философии.