Учитель рисования

Алифтина Павловна Попова
Действие происходит в посёлке Акутиха Алтайского края. В 1951 году мы с мамой и сестрой Валентиной приехали сюда с севера Томской области. Осенью пошла в четвёртый класс семилетней школы. Уже в пятом классе нас учили разные учителя. Однажды в класс пришёл молодой учитель рисования,  Анатолий Леонидович Малютин. А до этого ни одного урока рисования у нас не было ни в Тунгусовской средней школе, ни в Акутихинской семилетней.

 На первом же уроке повёл нас учитель на пленэр, к речке. На лужайке собрал всех учеников вокруг себя и сказал: «Ребята, рисуйте с натуры то, что вам понравится!» Он дал нам задание, отошёл в сторону и начал наблюдать за нами.

 Что такое натура, мы не знали. В классе было учеников тридцать. Все бегали, играли, толкали друг друга. Когда мы уже устали от толкотни и безделья, учитель собрал всех, подвёл к высокой осине, что росла у Кпустиных в огороде, и сказал: «Нарисуйте это дерево, кто как сможет!». Все начали что-то рисовать. Я подошла к дереву, устремила взор на его верхушку и  замерла. Анатолий Леонидович заметил, что я не рисую, а прошло уже несколько минут. Он подошёл ко мне.

 – А ты, Аля, почему не рисуешь?
 – А я еще не все листочки сосчитала на дереве, – ответила я.
 – Так, всё, ребята. Закончили работу! Идём в класс!

У доски Анатолий Леонидович дал нам первый урок рисования. Он  сказал, глядя на меня: «Чтобы нарисовать дерево, считать все листочки не нужно. Достаточно нарисовать ствол, несколько веток и обвести крону дерева контурной линией». На доске было нарисовано учителем дерево, похожее на то, которое ученики рисовали с натуры. Я быстро срисовала его с доски, подрисовала еще несколько деревьев, одни выше, другие ниже. Получился лес. Учитель посмотрел мой рисунок, похвалил за  работу. Это была моя первая картина.

На школьной линейке объявили о выставке картин – приближались ноябрьские праздники, просили сдавать рисунки библиотекарю. Каждый день я относила в библиотеку свои акварельные работы. Рисование меня так увлекло, что вскоре вся стена в библиотеке была увешана моими листочками. Это была первая выставка, в которой я участвовала.

А до этого случилась со мной неприглядная и неприятная история. Взяла книгу в библиотеке Г. Медынского «Марья». Прочитала её до 3 часов ночи. Домашнее задание не сделала. На следующий день начали меня спрашивать с первого урока. В дневнике стояли пять двоек и пятёрка по физкультуре к концу дня. Мама удивилась, возмутилась, но лупить меня за это не стала. Она сама книгу из рук не выпускала, когда освобождалась от работ.

Раньше в школах по субботам собирался ученический комитет совместно с теми учителями, кто привёл своих двоечников для разборки. Когда подошла моя очередь, я уже успела  найти причину на каждую полученную двойку. Классный руководитель Анатолий Ефимович Наливкин спросил: "Как ты, Аля, умудрилась столько дел сделать за один день? Говори честно, почему не делала домашнее задание?»
 – Я книгу читала до ночи.

Члены учкома лишили меня на два месяца чтения книг в библиотеке, а поскольку библиотекарю не сказали о своём решении, то я относила ей картины для выставки и брала книги. 7 ноября в школе было праздничное мероприятие, где вручали отличникам грамоты, а участникам выставки – подарки. Я заняла третье место на школьной выставке картин. Вручили призы за первое и второе место семиклассникам. Директор назвал мою фамилию, чтобы вручить приз за третье место. Когда я встала и направилась к сцене, Коровин Владимир Дмитриевич сказал: «А-а-а, это ты, Иванова-двоечница? Лишаешься приза из-за двоек". И его рука с моим призом направилась в его карман. Странно как-то, что директор положил его себе в карман, а не на стол.

 Огорчённо я села на скамью. Двойки-то я на другой неделе после заседания ученического комитета уже исправила. Все смотрели на меня, и было так стыдно. Этот случай убил во мне художника. Вот так роман Г. Медынского «Марья» вошел в мою жизнь.

 После осенних каникул, во время уроков рисования, я сидела и не рисовала. До конца второй четверти не брала карандаш в руку. Вернее сказать, карандаш в руке был, но я сидела за партой и водила карандашом туда-сюда на листке бумаги. Анатолий Леонидович ставил мне двойки в журнал. На последнем уроке подошёл ко мне и сказал, что если я ничего не нарисую сейчас, то он поставит мне «два» за четверть.
– Нарисуй что-нибудь по желанию!

 Я взяла лист бумаги, карандаш и начала рисовать свою улицу. Нарисовала наш дом, потом – дом соседей. Оказалось, что это был дом, где жил дед самого учителя рисования. Между нашими домами росла береза. Она тоже украсила мой рисунок. Потом  появилась дорога, через дорогу – баня соседей, позади неё росли деревья. Перед баней – горка, а с горки на санях катятся дети. Женщина с двумя ведрами и коромыслом стоит у замерзшей речки, у проруби.  Карандашный рисунок сделала быстро, выполнила работу до конца урока.

 Анатолий Леонидович подошёл ко мне, посмотрел на рисунок и спросил: «Ты, Аля, из дома принесла этот рисунок?»  Я молчала, не понимала, о чём он спрашивает. Ведь он должен был видеть, что я весь урок на этом листочке рисовала.
– Тебе кто-то  дома нарисовал этот рисунок? – уточнил  Анатолий Леонидович.
– Она его сейчас рисовала, на уроке, – сказал сосед по парте.
 – Я тебе поставлю за рисунок «пять», а за четверть поставлю «четыре». Пятёрку я тебе поставить не могу, так как у тебя  в журнале есть двойки по рисованию, – сказал учитель и написал несколько пятёрок между двойками. Больше в выставках я участия не принимала. Уроков рисования тоже больше не было, так как учителя рисования перевели работать в Быстроистокский райком комсомола. Мы не встречались с ним больше.

 Прошли годы. Я жила уже на Северном Кавказе, работала в школе, учила детей рисованию и вела уроки немецкого языка. Пришло мне письмо с Алтая от Анатолия Леонидовича Малютина. Я очень удивилась. Он работал в то время директором средней школы в Быстром Истоке. В письме  пригласил меня вести уроки рисования и черчения. Как узнал мой адрес? В это время я заочно училась в  государственном университете, который находился в Нальчике, поэтому отказалась. Далеко было бы  ездить  на сессии из Быстрого Истока.

 С 1972 года живу с семьёй в городе Мариинске, в Кузбассе. 36 лет я отдала народному образованию. Сейчас занимаюсь живописью и литературной деятельностью. Написала и издала 27 книг, провела 37 различных выставок своих картин за последние десять лет,  будучи на пенсии, я занялась любимым делом.

 Через Интернет, в Одноклассниках нашла фотографии с участием Леонида Алексеевича Малютина в праздничных мероприятиях, проводимых в Акутихе. Учительница и его одноклассница Зоя Прокопьевна Мошкина дала мне адрес семьи Малютиных, я написала письмо и выслала в подарок две свои книги: «Рождённая на земле Алтая» и «Свадебное путешествие по Кии-реке».

Ответ не заставил долго ждать. Много интересного я узнала из его письма. Анатолий Леонидович живёт с семьёй в Барнауле. Вместе с женой Руфиной  Васильевной проводят большую общественную работу. Будучи пенсионерами, они начали поиск погибшего у Ругозера красноармейца Василия Невежена – отца Руфины Васильевны, который уехал на фронт в эшелоне вместе с земляками, призванными в армию из 17 районов Алтайского края. В Карелии приняли сибиряки-алтайцы первый и последний бой. К поисковой работе подключилась их дочь, Татьяна Анатольевна Нетбайло. Она – педагог, является руководителем алтайского отряда «Высота», проводит поиск исторических документов и выезжает каждое лето с алтайскими поисковиками в Карелию, для проведения раскопок на месте боя Сибирского батальона.

 Кроме ржавых осколков снарядов, находят каски, другие предметы. Кости погибших бойцов кладут в братскую могилу. Найденные медальоны с именами погибших отвозят родственникам. При раскопках находят стеклянные фляжки, которые отливали по фронтовому заказу для красноармейцев. Интересно то, что их отливал на акутихинском стекольном заводе мастер-стеклодув Геннадий Тонышев, житель посёлка Акутиха Быстроистокского района.

 В Быстром Истоке есть краеведческий музей. Там хранятся артефакты с Карельского фронта, привезённые в 2008 году делегацией детей и внуков погибших бойцов у села Ругозеро. Семья Анатолия Леонидовича присутствовала на открытии монумента воинам –  сибирякам, ездили вместе с членами отряда  «Высота», которым руководит  дочь Татьяна Анатольевна. Мой учитель рисования, Анатолий Леонидович Малютин, ушёл в Мир иной 9 марта 2021 года. Пусть Светлая память о нём согреет наши души!