2. 2 Время и младенец

Лариса Болотова
                Чем отличается восприятие времени взрослого от восприятии времени младенцем?

                Из книги «Неизведанное Я» Джорджа Франкла:

 (стр. 51) «В течение девяти месяцев беременности эмбрион проходит процесс развития, повторяющий в значительной степени эволюцию видов от клеточных организмов к рыбам, рептилиям, млекопитающим, человеку. Это называется биогенетическим законом … Хотя он может вступать в противоречия со многими деталями эволюционного процесса, те не менее он позволяет с пользой взглянуть на эмбриональное развитие. Не обсуждая достоинства и недостатки «биогенетического закона», скажем только, что для эмбриона внутриутробное состояние кажется чрезвычайно долгим.

Психологическое переживание времени, так сказать, относительно. День для ребёнка кажется длиннее, чем для взрослого. Но даже для взрослого иногда время, кажется, останавливается – в моменты исключительной опасности или радости. Мы можем сказать, таким образом, что в состояниях повышенного внимания и обострённого восприятия время идёт медленнее, чем обычно».

                Чем это связано? С желанием самого человека? С количество происходящих событий?

«Младенцы и дети  реагируют на ощущения и чувства заметно более интенсивно и непосредственно, их опыт гораздо более насыщен; настоящий момент для них как будто длится вечно, и осознание не разбавлено ощущением пропорции, когда один момент видится как один среди прочих, относящихся к широкому контексту событий».

                Возможно, младенец не отделяет себя от этого момента? А так же одно событие от другого?

«Чем старше мы становимся, тем менее интенсивно мы склонны реагировать на происходящее и тем короче оно нам кажется. День младенца – это маленькая вечность, и каждый миг в ней важнейшее событие.

Эти соображения имеют важное значение, если мы хотим понять влияние детского опыта на психологию человека».

                Понятие времени связано с понятием долготы события. В нём и проявляется чувство времени. Если взрослый ограничивает каждое событие начало и концом, то младенец ещё не способен это делать. Для него любое событие длится вечно.