У меня опять 65, 5

Маргарита Морозова 3
Напечатан в номере 31 от 16 августа 2021 г газеты "моя Семья". Немного сокращён. Выставляю вариант без купюр.

...Вы знаете, чем отличается «кровь с молоком» от «молока с кровью»? Если вы подумали не о еде, а о комплекции человека, значит, вы попали, куда надо. Значит, мои записки – именно для Вас.

Мне уже много лет. Из них примерно лет сорок я «худею». Мой вес, который никуда не уходит, это 63-65 кг. И он такой на протяжении последних 40 лет.  Но я-то всегда хотела весить меньше!

Вот о моих попытках стать «тонкой и звонкой» я и хочу рассказать. А попытки эти были разными в каждом периоде моей жизни.

Я – из поколения акселератов. Иначе чем можно объяснить появление в семье нормальных (по весу и росту) людей огромной (по моим меркам) девочки? Началом массового применения пестицидов-гербицидов-удобрений, на которых росла не только любимая Хрущёвым кукуруза, но и «человеческие детки»? Наверное, этим. Ведь я была не одна такая «крупная» среди своих сверстников.

Но я очень болезненно воспринимала свой немалый рост! На физкультуре я стояла первая –  была выше всех, даже мальчишек, в классе! Сказать, что я стыдилась своего роста – это ничего не сказать. Я хотела стать меньше, из-за этого у меня появился сколиоз.  Меня заставили ходить на лечебную физкультуру, спать на песчаном матрасе и деревянном настиле. Кстати, эта ЛФК была единственным видом «спорта», которым я занималась за всю свою жизнь. Волейбол и баскетбол мне запрещали родители из-за боязни повредить руки (я училась музыке).  Бегать не могла. В общем, неуклюжий, упитанный, сутулый подросток в очках, с прыщавым лицом, жирными волосами, «жопиными ушами» на бёдрах… Я себе категорично не нравилась!

А подогрело это чувство недовольства собой фраза, брошенная учительницей рисования, не видевшей меня несколько лет: «Надо же! Из такого милого ребёнка выросла…» Она не договорила, но я всё сама поняла.

Моя «система питания», как сейчас модно говорить, была «бабушкиной» - очень вкусной, и очень «бюджетной» по деньгам.

Жили мы очень-очень скромно. Но поесть я всегда любила. Самое яркое воспоминание детства – как мне, пятилетней, в больницу (я попала туда с воспалением лёгких) через форточку передают баночку с моими любимыми щами из кильки в томате… О, этот вкус! М-м-м-м!..

Картошка «в мундире» с поджаренным до хруста салом и луком – почти ежедневный ужин.

Пироги с капустой и картошкой, с тыквой или яблоками, пирожки с пшённой кашей и солёными огурцами, с луком и ливером, рисом и яйцом. Плюшки, блины и блинчики, «крепели» и «всхожи», хворост, «сухарник» и «пашкет» - это регулярно, по праздникам и без… Тыква во всех видах, (с пшённой кашей или рисом),  «тыквенник» и «голяма», пареная кусочками или завяленная до состояния пастилы…

Кисель  или тюря с молоком, окрошка на домашнем квасе… И помидоры! Салат из помидоров с горчичным маслом! Да хлебом вымакать всю юшку…. О! Это вам не нынешние томаты «сливки» или помидорки «черри» со склизкой моцареллой – фи! Это настоящие, упитанные, сочные, мясистые, сладкие, такие, что что крупинки мякоти – как зёрна граната, сочатся на разломе – «розовые» и «бычьи сердца»…

Вареники с вишней, клубникой, паслёном (да-да, чёрным паслёном, который рос сорняком на бахчах и дачах). Вареники с творогом – солёным или сладким, с квашеной капустой и картошкой. Суп с клёцками, с макаронами… Арбузы и дыни с бахчи… И, вершина советского домашнего кулинарного искусства – мамин торт «Наполеон»!

Заметьте, я нигде не упомянула слово «мясо». Его было не достать, как и всего остального «дефицита». Вместо мяса были ливер, рубец, голени да головы на холодец на праздники.

В общем, на булочках и пирогах я росла, как на дрожжах! Впервые осознала себя толстой, когда появилась мода на женские брюки. Появились брюки и у меня. Я сидела в них, делала уроки, и вдруг увидела себя в отражении стеклянной двери…  Это было ужасно! Мои ляжки были огромными! Они просто не помещались на табуретке, на которой я сидела… Всё, брюки с тех пор я не носила, хотя мама мне шила очень модные вещи… 

В общем, лет в 14-15 я поняла, что страшно завидую худеньким и невысоким подружкам и одноклассницам, которых не затронуло чудо акселерации… Тогда я уже поняла, что никакой мужчина не унесёт меня на руках в «даль светлую». Это было горькое осознание, но что делать и как похудеть – я не знала…

В 15 лет я поступила в училище и уехала из дома. Жила на квартире, хозяйка меня кормила, как члена семьи. То есть снова «на убой».

Однажды зимой я ехала в троллейбусе. Была я в «шикарной», как мне казалось, шубе из искусственной лисы. А сзади меня ехали парни, которые откровенно издевались надо мной, называя меня толстой. Да, длинный мех придавал мне «объёма», и я молча глотала слёзы.

На следующий день я решилась: пошла в аптеку и попросила… рвотный порошок. Аптекарь покрутила пальцем у виска, и посоветовала мне выпить... химикат из магазина «Дачник».

Рвало меня до судорог. Но это меня не остановило, и я решила попробовать что-то более щадящее. Яблочный уксус на завтрак не помогал. Подсолнечное масло натощак вызывало изжогу. «Прижился» только всем известный способ – после еды «два пальца в рот». Но есть после этого хотелось ещё больше!

На летней практике мы работали в столовой, и я выгребала из котлов, перед тем, как их мыть, все остатки. Прямо руками совала в рот, боясь, как бы никто не увидел… Особенно любила молочную рисовую кашу – тут уж я вооружалась ложкой и отскребала её от стенок, просто урча от удовольствия.

К тому времени я уже полностью оформилась. Была я крупная, но с тонкими запястьями и лодыжками. Талия была явно выражена, но живот всегда торчал вперёд из-за плохой осанки, правда, большая грудь немного его «уравновешивала».  Вот эта грудь и привлекла моего будущего мужа.

Правда, в первый же вечер более интимного знакомства мой жених похлопал меня по ляжкам и сказал: «У тебя склонность к полноте… Тебе надо следить за собой!» Это был удар под дых.

Но после свадьбы поправилась не я, а муж. Ещё бы! Он мог в «одно лицо» уплести огромную сковородку жареной картошки. Или миску драников. Или оладий с блинами…Пироги я тоже научилась печь.

Прибавив 20 килограмм, муж взмолился: «Еда должна быть невкусной! Иначе – ожирение!».

Но одно дело – сказать, другое – сделать. Как не есть, когда хочется? Каждый день, возвращаясь из института домой, я покупала мороженку… Потом посчитала, сколько я денег на них потратила, и на сколько поправилась – и навсегда отказала себе в этом десерте. Но вот от пирожных отказаться не могла.

Ещё один удар по самолюбию я получила в институтской столовой, когда была беременной. На подносе у меня стояли первое, второе, салат, компот и пирожок. «Ну и едят же русские женщины!», - сказал мне пробегавший мимо Э.К., в будущем – мировая звезда. Сам он был сухой и поджарый, настоящий житель степей. (Кстати, в зрелом возрасте его "разнесло", а перед своей смертью он был и вовсе неузнаваем)

Поняв, что после родов меня может «разнести», я силой воли заставила себя есть творог, творог, и только творог. Но на закуску уплетала халву, как же я без сладкого? Правда, половину срока я провела на сохранении, а в больнице – не поправишься.

После родов в профиль от меня остался только нос, да грудь. Живот ввалился сразу, как будто сдули воздушный шарик. А потом я и вовсе дошла до желанного веса в 56 кг, - сказалась нагрузка с ребёнком, да учёба по ночам. Правда, грудь «повисла», я стала ещё больше сутулиться, короче, похудение не мне добавило привлекательности.

Постепенно я снова наела свои килограммы, но за рационом стала следить. Пробовала различные диеты, но они оказались мне не по карману. Дешевле еды, чем хлеб, я не знала. А денег у меня никогда не было.

Если надо было влезть в любимое платье перед праздниками, я сидела на воде. Наливала себе огненного кипятка в чашку, и, пока сидела за рабочим столом, выпивала по глоточку, одну чашку за другой, пока жидкость не начинала из меня выливаться в буквальном смысле слова. Когда есть хотелось просто нестерпимо, наливала в тарелку суп или щи – обязательно огненные, с пылу – с жару, и маленькой ложкой медленно их съедала. С хлебом! Это ненадолго помогало.

В аптеке скупала слабительное и все возможные психотропные препараты, снижающие аппетит. До тайских таблеток не дошла, да и вообще, вовремя остановилась, испугавшись полной зависимости от таблеток и сигарет, якобы тоже снижающих аппетит. Лучшим стимулом не поправиться для меня стал… гардероб. Вернее, отсутствие денег на наряды. Годами влезала в одни и те же юбки и платья. А, когда влезла в джинсы дочери, поняла, что желанный вес меньше 60 кг взят! Ура творожкам без сахара и зерновым хлебцам!

Но удержать вес оказалось намного труднее… Я стала работать я «в полях», целый день за рулём:- развозила кондитерку. Все самые сладкие места в ближайшем Подмосковье были мне хорошо известны. Дневной рацион состоял из пирожных и шоколада. Воду почти не пила – на в каждом магазине разрешат сходить в туалет.
Однажды на жаре чуть не потеряла сознание. С тех пор в машине у меня всегда вода, хотя пью я по-прежнему мало. Вечером – тарелка супа и горячий чай, чай, чай… Без сахара, но с конфеткой.

На собраниях в офисе, где не было столовой, чтобы заглушить голод, жевала жвачку, благо у нас её – как того гуталина у кота Матроскина… Как не угробила желудок, не знаю, наверное, просто повезло.

Тем не менее, вес прибавлялся. Дочкины джинсы я расставила, да и в свои уже не во все «влезала».
 
Спасло меня то, что я стала жить со старенькой мамой, чтобы ухаживать за ней. Мама всегда ела, как птичка, и мне просто было стыдно наливать себе две тарелки супа или каши, когда мама съедала только половинку.

Размеренный распорядок дня и нормальное питание помогли вернуть свой вес. А ещё – чай, чай, чай… Шоколадки и сладости у нас по-прежнему не переводились, но уже не были основным рационом питания. Итак, опять 65,5. Но, увы, не меньше…

С годами фигура стала оседать книзу, рост стал визуально меньше, фигура всё больше напоминала букву «зю», казалось, что я опять поправилась. Вполне логично, тем более, что меня накрыл климакс.

Когда мамы не стало, из моей жизни ушёл и «сдерживающий фактор» - мне уже некому варить супчики и кашу, не с кем неспешно пить чай… Я снова набираю вес, и не могу отказаться ни от сладкого, ни от мучного.
Вот дочка у меня – тростинка, она на правильном питании, и пример для подражания.
 

Но я сама себе пообещала, что снова возьму себя в руки, и что-нибудь придумаю, чтобы удержать свои уже заветные 65,5. Буду есть одни огурцы!

26.06.21