Титулованные ученики Федора - Умной головы

Гульнара Миранова
               

  Сколько времени прошло с тех пор, как Царь батюшка и Фёдор-Умная голова побывали в тридевятом царстве у заморского Принца, где Фёдор доказал, что не зря зовут его Умной головой, об этом сказка умалчивает. И вот однажды подзывает царь своего советника и молвит:
    – Умная ты голова, Фёдор, ценю и уважаю тебя.
    – Спасибо, Царь-батюшка, за добрые слова твои, - поклонился Фёдор.
    – Искренне говорю.
    – Знаю.
    – Но сейчас я позвал тебя не только для того, чтобы об этом тебе сказать, а для нового задания. Очень серьёзного. Очень важного.
    – Слушаю, ваше величество.
    – Ты хорошо знаешь, что мои дети получили прекрасное воспитание, а сейчас уже и внуков пестуют образованные няньки и гувернантки. Многому они учат моих наследников. Доволен я. Но мне очень хочется, чтобы и ты научил их важному, на мой взгляд, умению – своей смекалке и логическому мышлению. – Мой государь, для меня это большая честь, – немного смущаясь, ответил Фёдор.
    – В народе говорят, век живи – век учись, – весомо произнося слова, Царь продолжил диалог. – Немногие обладают таким острым мышлением, которым обладаешь ты.  И я знаю, мне докладывали, ты проводишь со своими детьми особые занятия. Так вот, с завтрашнего дня эти уроки должны быть и у моих внуков! Понимаю, уму-разуму учиться не так-то просто, поэтому даю тебе время… – Царь задумался, молча загнул несколько пальцев на одной руке и, наконец, сказал: – До зимы. А там я найду способ, как проверить и тебя, и успехи моих внуков.
    – Добро. Слушаюсь, мой государь. Только один вопрос.
    – Пожалуйста.
    – Мне заниматься сразу с тремя твоими внуками или по-отдельности? Возраст-то у них разный, а средний, вернее, средняя – девочка.
    - Конечно с тремя! Пусть не только у тебя смекалке учатся, но и друг у друга, думаю, так будет полезней.
Сказано – сделано. С того самого дня всё своё свободное время внуки царя проводили с Фёдором. Так проходили дни, недели. Пролетели незаметно и несколько месяцев. За окнами дворца летний пейзаж сменился на осенний. Ухоженные деревья в царском саду поменяли зелёный наряд на богатый золотой, а затем надели и снежно-белые шубы. 
И вот решил государь побывать на одном из занятий Фёдора с его наследниками, посмотреть и послушать, чему он их учит. Но не хотел он, чтобы Фёдор и внуки знали о его проверке. Улучил момент, когда урок проходил в учебной комнате, неслышно приоткрыл тяжёлую двустворчатую, резную дверь и в щёлку стал подсматривать и подслушивать.
    – Итак, дорогие мои ученики, – Фёдор внимательным взглядом обвёл воспитанников, – настало время проверить, готовы ли вы ответить на мои вопросы. Тем самым показать, насколько плодотворны наши уроки, чему вы научились, что усвоили.
    – А если мы не сможем ответить? – спросил старший внук Царя, он сидел на высоком дубовом стуле, ведь ему уже было почти десять лет, за прямоугольным дубовым столом, с резными ножками и массивной перекладиной для ног. Мальчик всегда старался ровно держать худенькую спину, как подобает царскому внуку, и никогда не морщить лоб, даже если очень волновался или чему-то удивлялся.
    – Значит, я не смог вас ничему научить, – огорчился Фёдор, ему очень не хотелось опозориться перед своим Государем, он всегда помнил, что Царь обещался проверить его работу, хотя и не знал, как и когда это будет сделано. – Итак, первый вопрос: как и при помощи чего можно путешествовать по всему свету, не покидая то место, где находишься в данное время. Второй вопрос: как можно узнать много нового о том, чего никогда не видел и о чём никогда не слышал. И третий: назовите способ разговора со многими людьми сквозь время. Не спешите. Хорошенько обдумайте ответы. А то может получиться так, как говорится в поговорке, поспешишь – людей насмешишь.
    В царской учебной комнате воцарилась такая тишина, что, казалось, было слышно, как бьются сердца учеников. Фёдор несколько раз прошёлся туда-сюда по начищенному до блеска дорогому паркетному полу, ступал осторожно, чтобы не шуметь. Затем подошёл к широкому полукруглому окну, за которым открывался вид на заснеженный царский сад.
    Царь за дверью боялся шелохнуться, чтобы ненароком себя не выдать. Сколько прошло времени – никто не засекал.
    – А я знаю ответ на первый вопрос! – тишину нарушил нежный голос самого младшего внука Царя, четырёх лет отроду.
    Фёдор отвернулся от окна и с нежностью глянул на малыша, который сидел на нескольких перинах, водружённых на широкую скамью, дабы лучше его было видно из-за стола. Несмотря на умиление, Фёдор спросил серьёзно:
    – Слушаю, ваше высочество!
    – Это же… ну-у-у, я забыл… – малыш почесал светлый, кучерявый затылок, – ну, она есть у нашего учителя географии!.. – Он беспомощно захлопал ресницами, устремил на Фёдора наивный детский взгляд, будто спрашивая, понял ли учитель, что он имеет ввиду и прав ли он.
    – Вы, ваша светлость, наверное, имеете в виду географическую карту?   
    – Да, да! – радостно закивал маленький ученик.
    – Вы, большой молодец! – похвалил Фёдор, подошёл к столу, за которым сидел малыш, и добавил: – Вы совершенно верно мыслите. Действительно, благодаря географической карте можно, сидя на месте, путешествовать по всему миру. Но этот вопрос имеет и другой ответ.
    Вновь возникла тишина. Ребята снова задумались, молча размышляя, какой же ещё ответ можно найти. Фёдора не покидало беспокойство, не слишком ли трудные вопросы он задал малышам. А Царь мысленно рассуждал: «Если сейчас мои маленькие крохи не посрамят своего любимого дедушку и дадут верный ответ, то я сделаю им подарок, так сказать, царский подарок, а самого Фёдора отпущу в отпуск».
    Глядя на растерявшиеся лица детей, Фёдор понял, что непременно нужно дать им подсказку. А не то… Он вытер со лба холодный пот:
    – Хорошо, я вам немного подскажу, ведь не зря же я задал вам сразу три вопроса. Несмотря на то, что на них можно ответить по-разному, все они имеют и один и тот же ответ.
    Внуки Царя переглянулись.
    – Право, я даже не знаю, братья, давайте уж быстрее говорите верный ответ! – требовательно заявила семилетняя внучка Царя, поправив атласные белые банты в русых до пояса косах и кружевное белое платьице. Девочка, как и братья, сидела за отдельным столом, на её стуле лежала одна упругая шёлковая подушка. – Чем быстрее вы его дадите, тем скорее нас отпустят гулять в сад. Я должна сегодня ещё выгулять свою новую шубку!
    Фёдор, который минуту назад, как и полагается учителю, был очень серьёзным, сейчас не смог сдержать улыбки. Однако, поиск ответа затягивался. Фёдор не на шутку забеспокоился. Царь, забыв, что он «Величество», нервно почесал затылок.  И вдруг старший внук Государя весело крикнул:
    – Книга!
    – Простите?! – обратился к нему учитель.
    – Ответ на все Ваши вопросы – книга! – уверенно сказал старший внук царя, – Потому что, читая книгу, можно мысленно путешествовать вместе с её героями по всему свету и в то же время оставаться на месте, сидя в кресле, или лёжа на диване. Благодаря книге можно также разговаривать с людьми сквозь года и расстояния. Из книги всегда можно узнать много нового о том, чего никогда не видел и о чём никогда не слышал.
    Государь в радостном порыве чуть было не кинулся к старшему внуку – захотелось обнять да расцеловать его, как это делают обычные дедушки, но вовремя опомнился. Во-первых, как правитель государства, он должен держать достоинство. Во-вторых, как строгий дедушка, он не должен нарушать дисциплину в классе. А в-третьих, он не мог себе этого позволить, потому что никто не знает, что он – за дверью. И он лишь молча ликовал: «Ай да молодец мой старшенький!» Царю очень понравился этот ответ. В приоткрытую дверь он взглянул на Фёдора – тот похвалил своего смекалистого ученика за совершенно верный ответ.
    Нет, Царь больше не мог оставаться незамеченным. Он широко распахнул двери, широкой царственной походкой подошёл к старшему внуку:
    – Теперь я уверен, ты будешь достойным моим преемником, продолжай в том же духе.
    Затем подошёл к Фёдору и не удержался, похлопал по-дружески по плечу:
    – Тебе, Фёдор, моя большая благодарность. Ты – мой бесценный советник, и не зря зовёшься «Умная голова». Теперь я вижу, твои уроки не проходят зря, и мои внуки многому у тебя учатся. Поэтому принимаю решение – в очередной раз прибавляю тебе жалованье. Пусть мои внуки видят, что знание – свет, они открывают новые дороги и возможности!
    Фёдор с большим удовольствием занимался с наследниками, приятно ему было видеть результаты своей работы, и он по праву гордился своими учениками.
Потом он не раз вспоминал этот день, когда в благодарность получил от Царя не только прибавку к жалованью, но и долгожданный отпуск. А что касается маленьких наследников Государя, то каждый из них получил от деда щедрый царский подарок.