Жизнь и приключения Чирики

Тамара Селеменева
 Весеннее солнышко пригревало всё сильнее. Снег растаял даже в затенённых уголках. Распускались первые зелёные листочки. Они приятно пахли чистотой и свежестью. Появились первоцветы: золотисто-жёлтые, собранные в корзинки, цветки мать и мачехи, сиренево-розовые соцветия медуницы. Набухли и кое-где распустились цветочки на яблонях, и первые труженицы-пчёлки копошились, собирали нектар.
  Во дворе, среди елей и туй, в густых зарослях боярышника жила семья воробьёв. Неугомонные птахи сновали повсюду и радовали весёлым чириканьем, поднимали настроение.  От их звонких голосов становилось хорошо на душе, задор громкого щебетания передавался  детишкам в песочницах, бабушкам с колясками, мамам и папам, бегущим по своим делам.
Птенчик Чирика, его братья и сёстры недавно вылупились из яиц, и теперь их родители ловили мошек, самых разных букашек и беспрерывно, целыми днями несли их в гнездо, кормили  малышей. Ненасытные разинутые клювики постоянно голодных желторотиков  требовали и требовали пищу. Птенцы вытягивали вверх шеи, каждый старался первым получить корм.
Один из птенчиков неосторожно потянулся в сторону и вывалился из гнезда. Ещё совсем голенький и беззащитный воробышек пытался ползти. Родители вились, тревожно посвистывали, но ничем не могли ему помочь. Всё его синевато-красное тельце тут же облепили рыжие муравьи, и через несколько часов остался лишь скелетик. Папа-воробей стал  клевать ненавистных муравьёв. К концу дня вся земля вокруг погибшего птенца покрылась их трупиками. Так отец расправился с убийцами своего детёныша. 
Это увидела Милана, когда возвращалась с мамой из детского сада. Ей было жалко  воробышка. Мама, орнитолог по профессии, изучала и знала всё о птицах. Она успокоила дочку и объяснила:
– Ты не смотри, что они такие маленькие, суетливые и невзрачные. На самом деле воробьи необыкновенно умные, осторожные и интересные  птички, защищают своих детёнышей, помнят врагов. Они похожи, но одинаковые только внешне, у каждого свой характер. У них отличная память, друг друга распознают и находят по голосам. Отличают даже людей.
– А меня они тоже запомнят?
– Конечно! Вот будешь угощать их зёрнышками, хлебными крошками, заботиться, они и тебя полюбят, станут узнавать, тогда вы подружитесь. Хочешь, покажу их гнездо? Оно рядышком, но его не видно в ветвях.
– На него можно посмотреть?
– Можно, только очень аккуратненько, чтобы не испугать их.
Мама осторожно отвела ветку в сторону. Милана встала на цыпочки и увидела сложенное из торчащих в стороны веточек, гнёздышко, а в нём пять птенчиков, вернее, пять широко, как воронки, раскрытых клювиков. С этого дня девочка стала за ними присматривать.                - 2 -
  Через две недели птенцы окрепли, покрылись пёрышками и, осторожно, прыгая с ветки на ветку, делали первые попытки вылетать из гнезда. Они только пробовали свои силы, учились добывать корм, познавать мир.
Милана внимательно наблюдала за самым активным из птенцов, и он с любопытством тоже поглядывал на девочку.
– Дочка, смотри, это Чирика, он крупнее и смелее своих братьев и сестёр, всегда первым получает еду от родителей.
– Да,  этот воробышек самый быстрый и большой. У него громкий голос. Я видела, он уже пытался взлететь.
Рядом с гнездом стал часто появляться «страшный чёрный зверь». Милана поняла, что Чирика сразу почувствовал исходящую от кота опасность. При его появлении птенец старался спрятаться, прижимался ко дну гнёздышка.
Воробьишка видел, каким хищным огнём загорались янтарные глаза кота, когда  родители прилетали с кормом и вились над гнездом. В то же время, он не раз замечал, как взрослые воробьи, как бы поддразнивая, озорно выхватывали еду из миски котофея прямо у него под носом, беззастенчиво и без страха садились на кормушки кроликов и кур. И Чирика мечтал: 
«– Вырасту и стану таким же бесстрашным и ловким! »
Однажды небо потемнело, ветер качал ветви деревьев так, что, казалось, вот-вот сорвёт  их гнёздышко. Потом сверкнула молния, загремел гром, сильный порыв  сдул двух птенцов с гнезда. Одним из них оказался Чирика. При падении он не ушибся, потому что расправил крылышки, спланировал и тут же спрятался среди зелёной травы. А вот второй птенец больно шмякнулся о землю и  тут же стал добычей чёрного кота. Милана заметила всё это из окна, побежала за ним, но спасти беднягу-птенчика не удалось.
Сердечко Чирики трепетало от страха. Он закрыл глаза, втянул голову, прижался к земле и замер. Девочка осторожно взяла его и бережно посадила в гнездо. Воробышек понял, что хотя человек и очень большой зверь, бояться его не надо,  а пищу, кров всегда можно найти именно рядом с людьми.
«–  Значит, кот - враг, а человек - друг», – сделал он вывод.
Чтобы не стать добычей хищника, подросший Чирика соскочил с гнезда и прыгал недалеко от него  среди травы. Милана смотрела с изумлением. Мама объяснила малышке, что такие птички называются слётками. Кроме того, у них очень короткие ноги, поэтому воробьи не ходят, а перепрыгивают с места на место.
Пока воробышек выглядел неказистым, нескладным и взъерошенным, как и любой подросток. Слёток ещё не был готов к самостоятельной жизни, потому что не умел  полноценно летать и находить корм, прятаться от врагов. Но мама с папой отыскивали его по голосу, прилетали, заботились и кормили по нескольку раз в день.
Ещё он боялся больших чёрных птиц. Он успел увидеть, как сильные и умные вороны убивали не только малышей, но и взрослых воробьёв и пожирали их. Нередко они разоряли целые гнёзда, лакомились птенцами. Однажды Милана очень удивилась, когда  ворона стала отщипывать клювом от большой корки хлеба и бросать маленькие кусочки.       Воробьишке хотелось подобрать один из кусочков, но тут какой-то взрослый воробей его опередил и... поплатился жизнью.  Птенец и девочка догадались, что так хитрющая ворона приманивала птичку поближе! 
Чирика постарался как можно скорее спрятаться в траве. Теперь звуки «каррр - каррр»  приводили в ужас, он навсегда запомнил, что эти птицы смертельно опасны, от них надо  держаться подальше!
- 3 -
Наступило лето. Стояла прекрасная погода, стрекотали кузнечики, от жёлтых головок одуванчиков газон казался золотым. В один из дней Чирика впервые увидел стрекозу. Такая большая, с голубовато-зелёным брюшком и золотисто-жёлтыми крылышками, она легко и изящно порхала недалеко от гнезда и ловко ловила насекомых прямо на лету, виртуозно повторяя траекторию полёта своей жертвы. Воробышек разглядел в ней не только добычу, но и конкурента на свою территорию.
Милана наблюдала за птенцом и поняла, что тот приготовился к атаке, застыв на ветке яблони. И, когда стрекоза пролетала под ним, смело бросился вниз, уверенный в своей победе. Бедный, он не знал особенностей поведения и возможностей стрекозы.
Летунья почуяла опасность,  мгновенно зависла в воздухе, остановилась и вдруг... полетела задом наперёд! Этого охотник, да и Милана,  совсем не  ожидали.
Никто не мог вот так на лету останавливаться и планировать хвостом вперёд!  И наш бедолага, пролетев мимо, шлёпнулся о землю, а стрекоза блеснула огромными глазами и беспрепятственно упорхнула по своим делам. Это происшествие стало для самоуверенного птенца  ещё одним уроком.
Милана прибежала к маме и рассказала, как стрекоза обхитрила глупого воробьишку.
– Стрекозу так просто не поймать, –  пояснила мама. – Она летает вперёд и назад, быстрее других, видит всё вокруг, красивая, очень прожорливая и ловкая хищница.
- 4 -
Настало время, когда Чирика почувствовал себя взрослым и влился в большую воробьиную семью. Милана радовалась: птенец выжил, вырос, и теперь он сильный и самостоятельный. На  подбородке и грудке воробья проявилось хорошо заметное чёрное пятнышко. Он молод, бесстрашен и красив. Правда, узнавать его в стае становилось всё труднее. Хорошо, что сам Чирика помнил и нередко подлетал к ней.
Девочка подметила, что, оставив родительское гнездо, птенцы не улетали далеко, а поселились с другими воробьями их большой колонии. Вместе со взрослыми они охраняли свои владения. Синички, стрижи не могли выдерживать натиска маленьких задиристых хулиганов и уступали им не только территорию, но даже и гнёзда.
Милана следила, как молодые воробьи с азартом и удовольствием участвовали в этих баталиях, а один из них бессовестно устроился в гнезде стрижа, просто выгнал его. Бедному стрижу пришлось строить себе новое жилище.
Пришла поздняя осень. Листья пожелтели и облетели, небо хмурилось и часто моросил дождь. Воробьи готовились к зиме. Утепляли, поправляли гнёзда, отыскивали укромные уголки под стрехами крыш. Чирике и его стае повезло. Милана с мамой заранее развесили несколько кормушек, где всегда можно подкормиться. А зимой, в особо холодное время, они угощали птиц мелко нарезанным салом. Птички узнавали и совсем не боялись своих друзей. Хотя воробья приручить почти невозможно, Чирика и ещё несколько его собратьев доверяли, садились на  ладони девочки и склёвывали корм. А вот погладить или взять себя в руки птицы не позволяли.
- 5 -
       Вновь наступила долгожданная весна. Природа оживала, пробуждая всё вокруг. В воздухе стоял бодрящий запах хвои и распускающихся листиков, и над всем царил весёлый гомон птиц.
Наш Чирика давно присмотрел себе подругу. Он ухаживал за молодой воробьихой Чирикушкой, хвастался перед нею своей силой, показывал, какой он смелый и ловкий,  и она любовалась им, отвечала взаимностью. Но другие самцы не уступали, тоже боролись за её внимание.
На деревьях и в небе они дрались за первенство между собой. Только пух и перья летели! Чирика бесстрашно сражался и победил всех конкурентов. Теперь они с Чирикушкой семья. Милана заметила изменения в жизни своего любимца. Мама ей объяснила, что воробьи, как и лебеди, однолюбы, находят пару одну на всю жизнь.
В ветвях раскидистой туи новобрачные построили гнездо, и в конце апреля  Чирикушка отложила первую кладку. Мама приподняла девочку и показала их гнёздышко. В нём лежали  пять рябеньких, словно мраморных, крохотных яиц.
Чирикушка села высиживать птенцов, а Чирика всегда находился рядом, сменял её, приносил еду и охранял. Через две недели из яиц вылупились замечательные птенчики. Молодые родители без устали трудились, кормили, растили своих деток, учили их. Всё повторялось.
Наблюдая за жизнью воробьёв, Милана поняла, что эти маленькие пернатые постоянно в борьбе, живётся им не просто. Она решила, что всегда будет им помогать, заботиться и подкармливать. Рядом с воробышками взрослела, узнавала окружающий мир, полюбила его и она сама. Её сердечко открылось и готово дарить добро.
– Знаешь, за сезон пара воробьёв производит и выкармливает три, иногда даже четыре потомства неугомонных воробышков, – сказала мама Милане. – А только один воробей за лето съедает до трёх килограммов насекомых! 
– А ты мама про всех птичек всё понимаешь?
– Да, это моя профессия, и мне самой тоже интересно.
  – Пусть теперь берегутся вредители, – воскликнула девочка. –У нашего Чирики, его братьев и сестёр большая семья!  Я расскажу всем подружкам, какая полезная и нужная птичка воробей! А когда вырасту, тоже стану орнитологом, как ты, мама, буду изучать птиц.
Она взяла специально приготовленный для пернатых корм, вышла во двор и развела в стороны руки. На раскрытую ладошку девочки тут же сел воробей и стал лакомиться принесёнными ею зёрнышками.