Жара

Сергей Смирнов 7
- Ну, и жарища сегодня!  На рассвете из Астрахани  вышли, думали по холодку пойдем, но танкер под палящим солнцем  прогрелся  до самого киля. И то сказать, наш пятитысячник осел кажется по самые якорные клюзы. Капитан жадничает, план гонит, вот и приняли дизельного топлива по самые горловины, только что не выплескивается. Даже не знаю, как до Нижнего дойдем. За леера без рукавиц взяться невозможно. Металл так нагрелся, что, кажется, спичку поднеси поближе,  вспыхнет моментально! В машинном  термометр к семидесяти подбирается, а мне еще вахту стоять. Вот и думай, как выжить в таком аду…
Нас, судовых мотористов, еще на царском флоте «маслами» стали называть за адский труд среди громадных вечно спешащих шатунов, за вечную копоть от паровых котлов, оседающую на потных лицах, за вечно промасленные руки, за не отмываемую черноту под ногтями от антрацита, который голыми по пояс сноровисто забрасывали в топку  кочегары…
Ровно постукивает клапанами наш тягач-дизель ДБ-1. Хороший и надежный движок, правда, староват уже, но проходит регулярно все плановые ремонты. Теперь нагрелся до предела, и остро пахнет разогретым маслом. Мой сменщик Тимоха Крюков, или Крюк, едва дождался окончания вахты и, устало цепляясь руками за скользкий планширь, поплелся по трапу на палубу. Здесь, конечно, совсем не те условия работы, что на японском сухогрузе, на который знакомый механик однажды сводил на экскурсию. У них там в машинном рыбки в аквариуме плавают и цветочки в горшочках растут. Температура поддерживается  целой системой климат-контроля, вахтенному  мотористу все равно какая погода на верхней палубе.
До Нижнего Новгорода идем вверх, против течения. Скорость заметно упала при такой  загрузке. Главное, не нарушить законов физики, вес полностью загруженного судна должен соответствовать в пропорции весу порожнего, т.е. дедвейту.
Проходим  заросшие камышом и осокой берега. Ивы полощут длинные гибкие ветви в нагретой волжской воде. Даже дикие серые  утки, обычно суетящиеся в прибрежных водах, то и дело взлетающие,  разминая  крылья, теперь от такой жары, засунув плоские  носы под крыло, в тени спят  и дожидаются ночной прохлады. 
Дальше  идем по излучине. Над палубой  целый рой мелкой надоедливой мошки. В тенистых протоках бобры уже готовятся к зиме: укрепляют основания своих хаток отгрызенными ивовыми ветками, а, закончив постройку, по всем правилам покрывают крышу свежим дерном. В таком надежном доме и зимние морозы не страшны. Работают по принципу «Сами построим , сами и жить здесь будем».
Довелось мне походить по северным морям на атомном подводном крейсере «букахе» (лодка проекта 667-Б «МУРЕНА»). В ней в подводном и надводном положении  постоянно поддерживается комфортная для несения службы температура, независимо от расположения отсеков. Надежность этого подводного корабля можно сравнить лишь с космическим. Как-то в учебном походе, на глубине пятидесяти метров, отрабатывали запуск учебных ракет. Вот выровнялось давление в шахте пуска ракеты с забортным давлением, команда «товсь, пуск», но внешний люк ракетной шахты не отработал как надо, не открылся на полную, а  ракета пошла… и сорвала  крышку,  но запустилась.
Пока стояли в Астрахани, отважился прогуляться по набережной.  Город меняется, по крайней мере, центральная историческая часть.  На верхней же Волге, например, в Угличе, кажется, время остановилось. Часы бывшего советского Угличского завода, собирающего китайский ширпотреб с маркой «Чайка», совсем не те, что были раньше. В Астрахани когда-то разгуливали цыгане и вкрадчиво предлагали золотые кольца: «Дай погадаю, всю правду скажу, что было и будет». Сколько раз приходилось бывать здесь, но никак не привыкнешь к этой жаре. Рубинового цвета столбик на городском термометре показывает  под пятьдесят. О чем тут говорить…
Тащимся на своей керосинке «ВОЛГОНЕФТИ». Матросы почти непрерывно  окатывают верхнюю палубу из пожарных брандспойтов. Мы, маслопупы, тоже способствуем противопожарной безопасности,  надо осмотреть  систему  охлаждения двигателя, без которой наш тягач долго не протянет.
 Радист передал сводку погоды. Ничего утешительного,  жара продержится еще неделю, а в Мурманске температура в самый разгар лета 17-18 градусов…
Когда служил в тех краях, в Островном  во время обязательной утренней пробежки при любой погоде с голыми торсами бежали до фигуры оленя на въезде в город, и только изо ртов пар валил. Что удивительно, никто  из  экипажа ни разу даже обычной  простудой не заболел. Ветра в Заполярье сильнейшие, с ног сшибали.
А у нас в машинном  духота. Здесь даже иллюминаторы отсутствуют. Прошелся по отделению,  взглянул на двигатель. От водяного холодильника идет труба,  вода из нее поступает   по   контуру к цилиндрам  дизеля, а нагревшаяся  же вода в расширительный бак, и  как раз  в этом  месте, ниже бака, стоит тройник, а под ним   на настиле натекла целая лужа.  Взял пластырь из сырой резины, наложил на  тройник  и  под хомут, стянул болтом… Когда в порт придем, надо будет трубу разобрать и тройник с трещиной  заменить,  резьбовые  соединения   проверить.
Вот туристы на нас с круизных лайнеров в бинокли смотрят. Непонятно им: вроде на палубе никого, и танкер идет. Но мы иногда выскакиваем на палубу постиранные робы,  на солнышке за час высыхают. Думают, вот работнички, непонятно чем занимаются, отдыхают, и деньга сама по себе на них сыплется. Но работа на судне всегда идет по строгому регламенту. Это целый конвейер: доставить груз в порт назначения, по пути быстро устранить возникшие неисправности, промыть танки и снова под погрузку…
Теперь, наверно, топочный мазут или сырую нефть повезем. И так всю навигацию. Пойти в увольнение, прогуляться  воскресным днем в парадной форме – мечта.
Снова радиосводку погоды передают. Впереди ждут  ливневые дожди с грозами, но они, как правило, в июле  кратковременные, хоть и сильные. Вот осенью зарядит на неделю! А пока, суть да дело, боцман дает палубной команде распоряжение начать покраску  железным суриком переходного мостика от рубки до бака, а над палубой гнус стоит тучей, лезет в глаза и уши, набивается там и превращается во влажную, липкую массу,  матросы, стараются  не обращать внимания, и порой размазывают вместе с краской и мошку…  Я же снова скатываюсь к себе в машинное поскорее  спрятаться  от гнуса и   боцмана  подальше.