Русская община и цивилизация К Петра Щедровицкого

Эдуард Островский
   Третья глава  книги В. В. Вейдле (1895–1979) «Задача России» (1954) под названием «Три России», наряду с допетровской Русью и петербургской Россией, обращается к рассмотрению России революционной и послереволюционной. Русский философ осмысляет неизбежность наступившей в советской России «эры компромисса», видя в последней фактор возможного перерождения советского строя. Приводим выдержки из текста:

«В каждой революции есть три момента: восстание, регламентация, компромисс. Восстание народа против мундира, чиновника, указа и всего того, что перечисляет Самарин в своем письме, было явлением стихийным, и потому не лишенным трагического величии. Ленин на нем сыграл, но Ленин его не выдумал;...


В конце 80-х была на аудио-кассетах распространена пародия на Горбачева с рефреном: "Окультуриваться надо". Размышления Вейде о революционном и пост-революционном пути России,- подлинное окультуривание читающей публики сегодня, времени крокодиловых слез миллионов о свободной жизни в коммунистическом СССР. Тем не менее, кроме ясного и аргументированного, основанного на событиях, взгляда Вейде, есть и другой, мистический, данный русским поэтам - символистам в стихах и прозе конца 19, начала 20 века, прежде всего Андрею Белому,- взгляду на революцию как уничтожение народом самого себя на пути к объединению в какую то форму религиозного сообщества. Вейде, в силу того, что он дожил до реализации этой, описанной Белым в "Серебряном голубе", сектантской общиной Хлыстов, распространения ее на всю территорию империи. Самопожертвование ради общего блага, готовность ее членов на смерть ради него, право ее лидеров на "освобождение от жизни" неверующих в ее идеалы-в этом и была суть советского насилия рождённого изнутри народа, а вовсе не привнесенным в него некими нигилистами, а впоследствии марксистами.

На фотографии – А. А. Блок (1880–1921).