Мастера слова

Борис Останков
                МАСТЕРА  СЛОВА
                (Эссе)

   Мне дали друзья посмотреть и почитать, красиво оформленный сборник стихов и прозы Курских поэтов и прозаиков, выполненный по заказу комитета по культуре Курской области.
   В предыдущие годы, когда я входил в состав редколлегии этого сборника, и мои стихи  тоже печатались в этом сборнике, он назывался: «Современная поэзия и проза Соловьиного края». Теперь его назвали: «Литературная провинция» Правда, внизу слева маленькими буквами, чтобы не бросалось в глаза, всё-таки написано: «Современная поэзия и проза Соловьиного края» 
   В слове от редакции сегодняшнего сборника цитирую: «Перемена названия, надеемся, повлечёт и перемены к лучшему в его содержании, позволит уйти от того, что мы называем мелкотемьем, зауженностью творческого диапазона»
  Вдумайтесь, друзья в эту… как её назвать, эту писанину. Он (председатель) считает, что достаточно назвать сборник иначе (пусть даже ему показалось, что у него название более возвышенное), как  всё само собой превратится в талантливейшие произведения. Правда, если вы пролистаете сборник, то там просматривается второй вариант достижения, поставленной цели. Это – в сборник помещать огромные по количеству взятых страниц,  свои  и своих друзей прозаические произведения. А, как известно, только своё гениально.
  Читая, процитированную из «Литературной провинции» фразу, невольно задаёшься вопросом: « А что же наши, уважаемые, не только нами за талант: Б.П. Агеев, М.Н. Еськов, Л.Г. Наливайко, Ю.Н. Асмолов, Ю.П. Першин, В.Н. Рябинин… и т.д. в том числе и члены редколлегии: Е.С. Карпук, В.Н. Корнеев и Н.Д. Пахомов? Что же они занимались тем, что так резко критикует теперь редколлегия «Литературной провинции»?
 Извините, но мне припомнилось то, что на творческом вечере М.Н. Еськова, являясь восторженным поклонником его таланта, я сказал: «Аристотель определил катарсис, как «Очищение духа, при помощи страха и сострадания», а у М.Н. Еськова катарсис видится, как «Очищение духа при помощи любви и сострадания» А вот теперь и такие таланты, как М.Н. Еськов и его коллеги, попали в опалу.
 Все предыдущие годы диапазон нашего творчества, его уровень и тематику контролировал и направлял, а, порой и вдохновлял на новые идеи, Николай Иванович Гребнев – председатель КРО «Союза писателей России». Чтобы не быть голословным, напомню сегодняшней редакции, что оценку нашей многогранной литературной деятельности под руководством Н.И. Гребнева и её уровня, дал Президент России тремя своими грантами. К великому сожалению, Н.И. Гребнев покинул не только нас, но и мир живых. Уверен, что теперь мы не получим президентский грант, а получим негативное отношение  КОМИТЕТА  ПО  КУЛЬТУРЕ. Одна из причин:
  Увидев название нового альманаха, с грустью читаем в словаре, а что же такое провинция:
Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный.
Провинция ж. 1. Местность, находящаяся вдали от столицы, крупного культурного центра. || Употребляется как символ косности, отсталости.            
 2. Завоеванная территория какого-либо народа, находящегося в зависимости от Рима (в Древнем Риме). 3. Административно-территориальная единица (в Российском государстве XVIII в. и в некоторых других странах).
Источник: https://gufo.me/dict/efremova/
Правильно, это определение ласкает душу и вдохновляет на творческие открытия!
 Я не специалист в стандартах по оформлению книг, и, может, так положено, но я не нашёл, а в каком же издательстве выпущен этот, прекрасно оформленный альманах.
  Что бросается в глаза, так это унижение авторов, безапелляционно и бездоказательно присваивая им звание: кому мастера, а кому – все  остальные полки ниже, не имея на то ни морального права, ни  профессионального, так как ни у кого из членов этой редколлегии не только нет диплома «Литературный критик и редактор», но у них просто два прозаика и один поэт, который считает, что в определении поэтического уровня стихов не обязательно знание канонов поэтики и версификации. Поскольку все члены редколлегии являются членами Союза писателей России, то они считают, что мастером в поэзии и прозе может быть только член  Союза писателей России, а остальных (хотя их официально они не называют подмастерьями) можно раскидать по нижним полкам. Например, членов Интернационального Союза писателей они поместили на ту полку, у которой приличного названия нет. И поэтому членов этого Союза в альманах помещать как-то просто… стыдно, что ли?
  Листая сборник, который друзья мне дали на несколько дней, я обнаружил такое, что не знаю, как это и назвать. Портрет и стихи члена Союза курских литераторов Екатерины Бондаренко, не знаю за какие провинности, из категории, которая идёт вслед за мастерами, перекинули в "Проба пера", т.е. туда, где нет членов даже СКЛ. Такое гадкое состояние появилось в душе... Человек уже три года является членом СКЛ (удостоверение торжественно вручал на нашем литературном празднике Н.И. Гребнев)и вот тебе - на. Как, втихаря выбрасывали наши стихи из сборника, так, похоже, скоро будут выбрасывать из членства Союза курских литераторов. Почему и зачем это им нужно, нормальным людям не понятно.      
  Я, даже  гордился, думая, что мои стихи выбросили в мусорное ведро за то, что:
  1. Я член Интернационального Союза писателей.
  2. Я председатель секции ПОЭЗИИ в Союзе Курских литераторов.
  3. Читаю лекции поэтам по науке, называемой «Поэтика»
  4. Дом литераторов издал два раза моё пособие для поэтов.
  5. Я лауреат 1 степени в номинации «Поэзия» Международного конкурса «Новый сказ» памяти  Павла Петровича Бажова.
  6. Во Всероссийском фестивале русской словесности и культуры, получил диплом премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
  7. Я лауреат конкурса имени Гомера. Стихи опубликованы на русском и греческом языках.
  8. Специальная премия фестиваля русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба»
  9. В конкурсе имени Марины Цветаевой – диплом  за вклад в отечественную поэтическую речь.
  10.Победитель первого международного литературного конкурса «Новое имя в фантастике»
  11.В лондонской литературной премии удостоен почётного знака премии и присвоено звание «Лучший писатель года» 2015-2019гг
  12. Являюсь официальным редактором двенадцати разных сборников стихов для взрослых и детей.
        Когда я согласовывал текст эссе с поэтами, которые меня уважают, они мне говорили: «Борис Леонидович, вы же за свою поэзию получили  десять медалей и орден», а я им: Ребята, у нас многие не любят тех, у кого медали и даже орден за поэзию, поэтому я решил про это  умолчать. Хотя, каждая из медалей мне дорога, а орден Жукова особенно (пускай, хотя бы  один кто-то ещё в Курске, похвалится тем, что у него за стихи орден Жукова). Мне не нужно  было ничего о войне придумывать, или у кого-то переписывать. Я писал о том, что сам испытал и как чудом остался в  живых. 
   Не буду называть фамилию поэтессы – члена Интернационального Союза писателей – ей уже иногда реклама вредит – часто её одновременно приглашают разные организации на встречу с детьми, которые любят её стихи, сказки, загадки и пьесы. За что её  и не пропустили в этот сборник.
Но потом я узнал, что кроме членов Интернационального Союза писателей, есть поэты, стихи которых тоже  не опубликовали в альманахе, например, у  В. Шумакова за интересный идейно-художественный замысел и за высокий поэтический уровень стихов. Это меня даже слегка расстроило –  я-то думал, что только у меня есть то, за что надо – «не пущать» А потом с Шумаковым мы обсудили эту ситуацию, и остались друзьями.
Не ради чего-то другого, а интереса ради – руководитель  Школы-студии стиха при областной библиотеке имени Н. Асеева, предложил провести на занятиях (когда разрешат) сопоставительный анализ поэтического уровня и мастерства «мастеров» и «подмастерьев» (кто-то заранее начал подхихикивать).   
Я не стал здесь называть фамилии некоторых из ступени «проба пера» и показывать, насколько поэтический уровень их стихов, выше уровня стихов некоторых «мастеров», не говоря уже об уровне «подмастерьев» из Российского Союза писателей. Читатель сам это сделает, если к нему на самом деле попадут эти книги.
А как вы считаете, почему из редколлегии, которая была при Н.И. Гребневе, убрали
 пять специалистов по канонам науки, называемой «Поэтика», и почему в его книгах,  авторов располагали просто по алфавиту, а не по «кастам», как  в «Литературной провинции»? И почему все издательства Москвы согласовывают корректуру и редакцию с автором? А эти… даже выкидывают втихаря неугодных.
  И главный вопрос: является ли деление авторов сборника на мастеров и «подмастерьев» унижением большинства из них?
Член: ИСП, РСП, СКЛ и даже, некой «Лиги Курских писателей»      Б. Останков
 
     Р.S.
  Буквально вчера, я набрал по два стихотворения из "Пробы пера" и "Слово мастеров" и разослал по электронной почте членам "Союза курских литераторов",
с которыми уже более пяти лет повышаем своё мастерство в "Школе-студии стиха"
Попросил дать оценку по пяти бальной шкале. Фамилии авторов убрал, а посылал тем, у кого нет этого сборника. С перевесом в десять баллов, победила "Проба пера"

              * * *      
Подлянку, кто устроил с нами, –
Навек Господь укроет снами,

О, Боже мой! О, что твориться?!
Что лучше: сдохнуть, иль упиться?

В ушах моих воткнулась вата –
Уж слишком слушать жутковато.