Снаружи зелёная, внутри золотая

Магда Кешишева
    Несколько слов о великолепной, действительно, неповторимой Рине Зелёной.

    Муж Рины, замечательный архитектор Константин Тихонович Топуридзе, слыл человеком потрясающей эрудиции. Если в энциклопедии отсутствовала какая - нибудь информация, его друзья всегда знали, к кому обратиться.

    Фаина Раневская, которая была дружна с Риной, тоже часто звонила:
   - Коте, а как это называется? А где это находится?
    Рина, которой самой всегда хотелось что - нибудь спросить у собственного мужа, злилась. Однажды она не стерпела и выхватила у мужа трубку:
   - Фаиночка, вы обнаглели! Он мне тоже нужен. И я хочу у него всё спрашивать, а вы его у меня отнимаете!

    Был случай, когда Раневская исключительно из любви к Зелёной согласилась, и за который потом жестоко поплатилась. Сценарий "Подкидыша" Рина Зелёная писала вместе с Агнией Барто. Рина уговорила Раневскую и Плятта сыграть в этом фильме. Кстати, до этого они никогда в кино не снимались, хотя и были известными артистами. После выхода фильма Раневская не могла шагу ступить по улице: за ней носилась ватага мальчишек, которые вопили - "Муля, не нервируй меня!" Раневская бесновалась и на всю улицу кричала:- "Дети, постройтесь в шеренгу и идите в ж...!" - но это не помогало.

  ... До знакомства с Риной Коте разошёлся с первой женой, но поддерживал с ней дружеские отношения. Женившись на Рине, он почти сразу познакомил её со своей первой женой. Рина называла её - "наша первая жена" и часто забирала детей Коте к себе, в Москву. Она очень старалась, чтобы мальчики не пошли по стопам отца, но оба они стали архитекторами. После войны младший сын Коте долго жил у Рины. Как-то, получив очередной нагоняй, он признался:- "Знаешь, Рина, я так долго не шалил во время войны, что шалости просто сами лезут из меня."

   Старший, Роман, был настоящим другом Рины. Он писал ей письма с фронта:-"Дорогой Рине, снаружи зелёной, внутри золотой от сына, идущего в бой".
   Рина Зелёная всю жизнь заботилась о своих мальчиках.

  ....В доме Рины и Коте в конце войны, когда всё было безумно дорого, собрались гости. Один из гостей, известный авиаконструктор, выделялся на общем фоне элегантностью: дорогой костюм, ослепительно белая накрахмаленная рубашка и сияющая бритая голова. Вдруг подруга Рины, передавая кофе, нечаянно опрокидывает чашку ему на голову. Все почему-то захохотали, а подруга Рины сострила: -"Боже, это так дорого! Лучше бы я сама выпила!" На это Рина, вытирая салфеткой бритую голову гостя, отвечает ей в тон: -"Не беспокойся, он не ошпарился, он же стальной! Вот видишь, блестит по- прежнему!" Пострадавший хохотал громче вех.

   С этой квартирой связана ещё одна забавная история. Как-то компания гостей, зайдя в подъезд Рины и Коте, под большими парадными лестницами почему-то не заметила лифта. Вдобавок, поднимаясь на седьмой этаж, гости запутались в переходах. Словом, еле добрались до квартиры. Отдышавшись, подруга Рины, Ирина, обмахиваясь веером, в сердцах воскликнула:-"Господи, какой дурак построил такой дом? Хотела бы я посмотреть ему в глаза!" И тут поднимается архитектор Луцкий, красный от смеха, и кланяясь Ирине, произносит:-"Я и есть тот самый дурак!"

 ...Однаждый Владимир Маяковский, который всегда выделял Рину и очень по-доброму к ней относился, пригласил её сыграть партию в бильярд. Дело было в Ялте. Маяковский играл виртуозно. В тот день в бильярдной было полно народа - актёры, курортники, поэты. Играть с Маяковским мало кто соглашался, т.к. его условия были жёсткими: проиграл - ползи под столом на карачках.

   На этот раз поэт громко сказал: - "Рина должна положить 2 шара, я - 13. Если выиграю, все присутствующие ставят мне по бутылке вина. Если Рина - я всем по бутылке".
    Получив такую фору, Рина практически не могла проиграть. Прищурив глаз, поэт внимательно разглядел положение шаров, аккуратно намелил кий и стал бить. Раз, два, три... На десятом сделал ошибку. Невероятно! Рина, к своему сожалению, выиграла. В зале зааплодировали, а Маяковский угостил всех вином, довольно улыбаясь.

 ...В доме Рины, где жила артисты МХАТа и Большого театра, солидном 15-тиэтажном здании, не  было бомбоубежища. В войну, когда выли сирены, многие жильцы спускались в квартиру управдома, почему-то считая, что там безопасно. Хозяин с пониманием относился к перепуганным артистам, расставляя все имеющиеся стулья, даже стелил на пол тюфяк.

   При первом же сигнале тревоги дружинники-добровольцы, среди которых был и муж Рины, бросались на крышу. Там же дежурили и солдаты, которым по службе полагались каски. Однажды, когда Котэ собрался на очередную вахту, Рина закричала ему вслед:-"Ты хоть бы кастрюлю надел, а то голову осколком пробьёт!"  На это муж гордо ответил:-"Дворянин не может умереть с кастрюлей на голове!"

   В годы войны Рина Зелёная ездила с фронтовой бригадой к бойцам, поднимая им настроение. Во всех поездках ей помогали укладывать чемодан. Иначе это было настоящее представление. Она бросала вещи в чемодан как попало, затем уминала их, захлопывала  крышку, становилась на неё коленками и закрывала. То, что из чемодана торчало, она  отрезала ножницами.

   Об остроумии Рины слагали легенды. Когда она звонила по телефону, всегда начинала со слов: - "Простите, что я вас застала".

   Собралась как-то Рина вместе с редактором своей книги в издательство: поймали такси, но деньги забыли взять. Племянница Коте выбежала из подъезда вдогонку с пачкой мелких купюр и сунула их Рине. От ветра они неожиданно разлетелись. Рина отреагировала: - "Вот видите, так всегда! Стоит мне получить какие-то деньги, как они тут же улетают. Вы свидетель!"

   Однажды знакомый провожал зимой Рину домой, а потом всем с восторгом рассказывал: - "Удивительно остроумный человек! Зелёная мне говорит - Ну, слава богу, дошли! Обошлось без Склифософского!"

 ...  В 30-е годы новым директором ЦДРИ стал Борис Филиппов, который был инициатором "капустников". В ответ аналогичные вечера начал устраивать и директор ВТО Александр Эскин. Соперничество между ними было предметом многих острот. Как-то Рина, войдя в кабинет Филиппова, которого не было видно за стаканом для карандашей величиной со ступку, и сообщила:- "Борис Михайлович, я только что была у Эскина, так он мне сообщил, что я, когда умру, буду лежать в ВТО".
Филиппов аж подскочил: - "Да он что, с ума сошёл?! Только здесь! Только в ЦДРИ!"

  ... Именно Рина Зелёная первая стала читать со сцены детские стихи в ту пору мало кому известного молодого поэта Михалкова. Он подошёл к ней на теннисном корте и, симпатично заикаясь, предложил свои детские стихи. Затем каждое утро он звонил и... молчал. Рина спрашивала:-" Это вы, Серёжа? Приходите". Михалков тут же приходил. Ринина мама угощала его чем-нибудь вкусненьким, а вечером молодой поэт провожал Рину на репетицию. В зале артисты шушукались: "Гляди! Опять этот длинный сидит!"
   
   Рина водила Михалкова по ресторанам, угощала отбивными котлетами, которые он очень любил.
   Когда 23-летний Михалков женился на 33-летней Наталье Кончаловской, та очень подружилась с Риной и даже написала экспромт: -"Отныне, Рина, я готова делить с тобою Михалкова".
   Кстати, именно Рина снимала первое время молодым комнату. Они с мужем очень любили Михалковых - Кончаловских. А потом Рина познакомила Михалкова с Игорем Ильинским, и он... исчез. С тех пор он писал только для Ильинского.

 ...Кто-то принёс Зелёной мемуары Хрущёва и с восторгом принялся их зачитывать. Она послушала, послушала и, перебив, пригвоздила:- "Боже мой! Он ещё и книжки пишет! Стыдно, это же записки дворника!"

 ...Рина Зелёная много гастролировала, т.к. на её попечении было много родственников. В захолустье часто подводил транспорт или забывали прислать машину. Был случай - в Горьком администратор долго мялся, оправдываясь тем, что машина сломалась. Сели на трамвай и полчаса тряслись в нетопленом вагоне лютой зимой. Были проблемы и с гостиницами, жили иногда в пригородах, в съёмных комнатах. Порой за стаканом чая приходилось ехать в привокзальный буфет. Вскоре вместо чая сметливые буфетчицы стали предлагать водку. Зелёная подходила к этому вопросу с юмором: садилась за столик и просила - "Мне, пожалуйста, чаю и жалобную книгу!" Официантка, как правило, озадаченно спрашивала:- "А жалобную книгу зачем?" - "А чаю вы мне подадите?" -"Чая нет" - "Вот об этом я в книге жалоб и напишу". - "Ой, не надо! Я вам лучше чай вскипячу".

 ... Выступая с фронтовой бригадой, артисты однажды долго ехали поездом. Вода в вагоне кончилась. На стоянках артисты выбегали и наполняли всё, что было - чайники, бутылки, кружки. На очередной стоянке Рина схватила ведро и побежала к машинисту. Он, к удивлению, раздобрел и щедро налил ей полное ведро горячей воды. Все уже спали. Счастливая Рина достала мыло и мочалку, заперлась в туалете и помылась. Затем улеглась на полку, с жалостью посмотрела на грязных товарищей. Утром  один из актёров деликатно сказал Рине:- "Я понимаю, конечно, воды нет. Но ты хоть лицо-то умой. А то оно у тебя всё в грязных полосках. Давай  я тебе полью"

 ...Рина Зелёная очень любила делать подарки. С гастролей непременно привозила всем родственникам и друзьям галстуки, кепки, пиджаки... Всё на глаз, но точно по размеру. А ей самой очень редко дарили, потому что привыкли получать от неё. Когда ей что-то дарили, она кричала: - "Вы совсем ополоумели! Разве можно такие шикарные вещи - и на мою фигуру!?" и тут же с удовольствием одевала.

 ...С возрастом Рина и Котэ стали жить вместе с племянницей Котэ и её мамой. Рина очень дружила с девочкой. Та часто прогуливала школу и они целыми днями смотрели диснеевские мультфильмы. А когда девочке надо было подписать дневник, она шла к Рине.

 ...Зелёная не любила заполнять анкеты. Каждый раз она что-то сочиняла, уверяя, что не может писать одинаково. Она не помнила ничьих  дней рождения, да и в своих датах  сильно путалась. Было дело, когда она на полном серьёзе заявила:-"Когда мне выдали паспорт, я не поверила своим глазам. Оказалось, мне гораздо больше лет, чем я думала!"

 ...Все вокруг говорили -"Ах, Рина, Рина!" а приглашали сниматься других актрис. Когда Никита Михалков встал перед ней на колени: -"Ты моя самая любимая актриса!" она нашлась:- "Тогда дай мне самую  плохонькую роль!" Он встал, отряхнул колени, поклялся в вечной любви и ушёл. И так -  всю жизнь. Она очень страдала, что не нужна любимому кино. Соглашалась даже на самый маленький эпизод, где ей приходилось произносить всего несколько слов.

 ...Встретил её на улице  режиссёр Александров, снимавший в это время фильм "Весна". Рина пошутила:- "Дайте мне роль в новом фильме". - "У меня нет ни одной женской роли". -"Дайте мужскую",- "Её выбросили. Это роль парикмахера-гримёра". Согласная на всё, Рина  Зелёная сама написала роль гримёрши с великолепной фразой - "Такие губы теперь не носят!"

  ...Роль миссис Хадсон была единственной, где она не была соавтором. Когда режиссёр после первой серии предложил ей расширить роль, она ответила:- "Зачем? Я так счастлива  сыграть мебель!"

   Василий Ливанов, блистательный исполнитель роли Шерлока Холмса, которого Рина Зелёная  очень любила, вспоминал, как позвонила ему Рина и спрашивает о времени съёмки. Он ответил, что не знает. На это Рина отреагировала совершенно в своём духе:- "В этой группе всё время что-то скрывают. Пора взять языка!"

   Когда Зелёную спрашивали, почему она до сих пор она не народная, она острила:- "Если и дадут звание, то обязательно  за 45 минут до смерти".
   Так и вышло. Утром первого апреля был подписан Указ о присвоении Рине Зелёной звания народной артистки СССР, а днём, в три часа, её не стало. Великая Рина Зелёная ушла в бессмертие...