Франс Халс. Супруги Питерс Оликан и Алетта Ханеман

Алина Алексеева-Маркезин
Франс Халс, «Портрет Якоба Питерса Оликана» (1625). Маурицхёйс, Гаага
Франс Халс, «Портрет Алетты Ханеманс» (1625). Маурицхёйс, Гаага

      К раннему творчеству Халса относятся замечательные портреты Якоба Оликана и его супруги Алетты Ханеманс.
Якоб Питерс Оликан (1596 - 1638), пивовар, служил в магистратуре , позже стал мэром Харлема. Пивоварнями, принадлежавшими Оликанам, были Vogelstruys и Hoeffijser. Якоб Оликан женился в 1624 году на Алетте Ханеманс .

       Алетта носит дорогой свадебный наряд, который украшен золотой нитью с изображением различных цветов, символизирующих брак. Она носит его поверх разноцветной пурпурно-красной юбки, которая накинута на французское устройство в форме колеса, предназначенное для удлинения юбки. Флигер представлял собой длинную мантию без рукавов, расстегнутую спереди и с двумя отверстиями сбоку для цепочки на талии.
 
       Рукава прикреплены к платью через плечевые крылья маленькими серебряными петлями. На шее накрахмаленный льняной воротник в форме восьмерки, а поверх волос - диадема с кружевной каймой. Она держит пару вышитых свадебных перчаток и носит обручальное кольцо на указательном пальце правой руки . На руках золотые браслеты на запястьях кружевные воротники. Её ансамбль показывает, что она относится к самым богатым заказчикам Халса.
Пара вернулась в Харлем в 1625 году, в это время и были написаны их портреты.

      По традиции, муж изображён первым — это позиция чести и авторитета. Его правая рука лежит на сердце в жесте признательности. Каждый из супругов держит по паре перчаток из оленьей кожи. Это были дорогие и модные аксессуары, подчёркивающие богатство и статус владельцев и потому их часто преподносили в знак любви или как подарок к свадьбе (чаще всего жених дарил перчатки невесте).
   
       Подобные портреты хозяева вешали в передней комнате около камина. В картинах должна была быть симметрия: супружеская чета стоит лицом друг к другу, и спокойная поза супруги как в зеркале отражает позу мужа.

       Мастер кладет краски свободно, иногда оставляя чуть-чуть протертый охрой грунт. В живописи Франса Халса большое место занимает «почерк», быстрые мазки, составляющие особый чуть заметный узор на всем пространстве картины, скрепляя единство.

       Живописная манера Халса обретает ко времени 1630–х годов необычайную легкость, свободу и темперамент: смелыми динамичными раздельными мазками мастер воспроизводит живую естественность и неповторимую индивидуальность своих моделей, сохраняя при этом впечатление случайно выхваченного момента жизни.

       После того, как Джейкоб умер молодым несколько лет спустя, его вдова Алетта вышла замуж за Николаса ван Лоо в 1641 году.