Трактат о писателях и читателях

Андрей Геннадиевич Демидов
Для обезьяны повторение звука в зарослях означает приближение опасности, повторение вкусной ягоды — сытость, повторение технологии применения палки — удачу в сборе мёда, поэтому и в жизни человека повторение является ключевой технологией, на которой основаны важнейшие вещи жизни: музыка, танцы, стихи, обучение, пищевые предпочтения, любовь, секс, обман, наркотики, социальные и промышленные технологии и так далее.
Парадоксальным образом нет ничего более дешёвого для производства какого-нибудь величайшего шедевра культуры, такого, как например огромный роман о целой эпохе великой страны, чем бумага и авторучка, и нет ничего более ценного, чем силы и мысли человека, этой авторучкой водившего. Творческая энергия в человеке словно кровь, постоянно создаваемая костным мозгом таланта, и когда творец в муках создаёт произведение, это подобно лечению кровопусканием, уменьшающим анутреннее давление, мигрень, и запускающим процесс образования новой крови. Муза свободного творчества даёт кроме тонкого ума, ещё и благородство чувств, и неспособность делать и переносить зло, как нечто противоречащее гармонии. Когда слова вдруг становятся похожи на камешки бросаемые в морскую волну, одному становится грустно и он останавливается, а другому хочется взять камень побольше. Писать прозу нужно так, чтобы самому нравилось. Чтобы за событиями было незаметно текста. Значит — образы сильнее способа их описания. Если сам плачешь над тем, где нужно плакать, смеёшься там, где это написано, значит, написано всё хорошо. Тогда есть уверенность, и любая хула не достигнет цели, а в похвалах не будет смысла. Великие книги не требуют для своего величия публикации, они, как Библия, могут приходить к людям и через сотни лет. Творчество без мастерства — хаос. Гений без мастерства — сумбур. Ремесло без мастерства бессмыслица.
Серьёзные писатели подобны земле, взращивающей всё сущее, поэты и музыканты похожи на леса, моря и горы, покрывающие землю, а эстрадные певцы напоминают ветер, который постоянно свистит в ушах. Народные писатели и поэты — это нервы народа. Нервная система дана человеку, чтобы чувствовать боль и вовремя уходить от разрушающих тело факторов, отдёргивать руку от огня, иначе — сгорит рука. Нечувствительность к боли — анальгезия — смертельно опасная болезнь. Народные поэты и писатели — нервная система народа. Именно они болят у народа, именно им первым больно в народе, но своей болью и стоном они заставляют свой народ кончать отупение в своей анальгезии и начинать отход от разрушающего направления своего развития, меняться, вставать с колен, слезать с печи. У прикормленных властью капиталистов поэтов и писателей обратная задача — поддерживать анальгезию в простом народе. Миллиардер не может быть писателем; о бедняках писать ему противно, а про своих небезопасно. Писатель-мудрец не может оказаться миллиардером; понимание скотской сущности богатства отвращает его от его стяжания, а если он всё же обретёт его случайно, то смотри пункт первый.
В одни периоды жизни общества люди читают много, в другие периоды люди читают мало. Были целые исторические эпохи, когда люди вообще не читали. Если на кону стоит жизнь, то чаще всего, не до чтения. Не то, чтобы без чтения нельзя жить. Наоборот, есть типы человеческого общества, где чтение вредно для выстраивания социальных отношений и авторитета: тюрьма, армия, полиция, спортивная команда, стройка, круг людей с многомиллиардными состояниями, обладателей привилегированных пакетов акция ведущих компаний мира и т.д. то есть там, где члену общества не надо думать, особенно заурядному, а излишние вопросы, вызванные работой интеллекта могут навредить. Чтение там ни к чему. Однако в других случаях, в сложных социальных структурах: корпорациях, офисах, институтах, массмедиа и т.д., чтение развивает способность тонко настраиваться на сосуществование в разношёрстном коллективе, планировать жизнь, намечать и достигать адекватные цели, ощущать себя живым в пространстве и времени. И таким людям без чтения никак не обойтись, иначе они проиграют гонку за место под солнцем более эрудированным, тонко настроенным, имеющим множество готовых решений для действий в разных ситуациях, готовые нравственные схемы поведения, гибкость языка и поведенческих реакций, скорость принятия важных решений после долгих лет существования в фоновом режиме офиса и т.д. То есть начитанные выигрывают.
Множество названий одних и тех же явлений и вещей на академическом, разговорном языке, сленговом, жаргонном, иностранных языках и жаргонах, на древних языках, создаёт ложную иллюзию бесконечного множества и богатства мира в окружающих нас событиях и вещах, тогда как их на самом деле не больше нескольких сотен, таких, например, как свет, тьма, добро, зло, голод, любовь, мать отец, мир, война, убийство, правда, ложь, еда, здоровье, муша, лес, вода, мусор, искусство, вред и так далее, и тому подобное. Ужасный переизбыток словесного, понятийного мусора в головах современных людей неожиданным образом приводит их из света понимания, наоборот, в ночь заблуждений. Писатель и поэт должны взять все эти слова, убрать ненужные и нужными выразить смысл, донеся его людям. Истинный поэт — это увлечённый старатель — каждый день он из повсеместной словесной шелухи и песка намывает золото гармоничного и умного звучания, то и дело, находя алмазы и самоцветы.
Текст пишет автор. Кроме того, что написано, важно, какой смысл и посылы заключены в тексте, важно ещё, и как написано, насколько художественно. Сопряжение материально-денежного и морально-духовного — вот что является наиважнейшей задачей современной культуры, без чего невозможно устойчивое развитие и достижение счастья людьми. Не секрет, что нравственные проблемы, сформулированные Платоном и Аристотелем, а до них Гомером, актуальны до сих пор и будут актуальны всегда. Это для общества то же самое, что таблица умножения для математики. Но читать древнегреческий текст тяжело, а вникать в тонкости мышления древнего мыслителя, тем более. Поэтому современная интерпретация тех философских вопросов, обличённая в оболочку молодёжного романа, например, изобилующего развлекательными моментами и бытовыми зарисовками, пользуется вниманием, а текст Аристотеля — нет. Поэтому современные тексты на актуальные темы, а не только бесконечное повторение Толстого, Пушкина, Шекспира и Алигьери нужны современному интеллектуалу. Нужна пища для ума. Для ума нужна пища так же, как и пища для мышц. И для ума первосортная пища — это литература. Человеку самому и в одиночку приходится заниматься развитием личности, зато для деградации у него очень много помощников.
Получается, что писатель своими произведениями и творениями интеллектуально откармливает тех, кому нужна такая пища. Читатель весьма привередлив. Он мгновенно чувствует, нужна ему такая-то вещь или нет, словно ребёнок по запаху котлеты отличает желанное от нежеланного, и нет никаких сил, чтобы заставить его есть (читать) против воли. Писатель, таким образом, совершает чрезвычайно благое для людей дело. Ведь без высококачественной интеллектуальной пищи жизнь множества человек погрузится в потёмки, сумрак примитивизма, биологизма и древнего мышления, в средневековое мракобесие и религиозные предрассудки. Писательство в дар людям — это сложное и неблагодарное занятие, многие сдаются, погибают на этом пути морально и физически. Это не то, что прибыльно, радуясь празднику яркого хаоса жизни, производить, распространять и рекламировать алкогольную отраву, табачные и другие наркотики, продажную любовь или кровавые зрелища.
Писательство — это божественное ремесло, имеющее возможность созидать добро и приближать совершенное общество. И враги, и друзья этих двух явлений об этом прекрасно осведомлены. Писателю трудно говорить правду народу, особенно, если народ не хочет её слушать, для этого нужно быть дураком или безумцем. Что ещё можно добавить? Истинные писатели и философы — это упрямые и смелые рудокопы, идущие в массиве пустых и бесконечных мыслей и слов вдоль золотых и серебряных жил разума и смысла, отыскивая иногда и алмазы. Для того, чтобы читатель почувствовал при чтении укол в сердце, у писателя при написании текста сердце должно было разорваться.
Одного писателя как-то спросили читатели:
— В чём секрет создания будто живых литературных героев?
— Секрет в том, что для писателя реальный персонаж и вымышленный человек — это одно и то же лицо! — ответил писатель.
Истинный поэт — это увлечённый старатель — каждый день он из повсеместной словесной шелухи и песка намывает золото гармоничного и умного звучания, то и дело, находя алмазы и самоцветы. В душе поэтов светит Солнце, хотя иногда и оно гаснет. Читайте и пишите больше, растите над собой! Интересные стихи — это, чаще всего, такие стихи, в которых присутствует драматургия, сюжет, история, действие, хотя бы намёком, а не просто описание предмета или мысли. Техника и стилистика стихотворения важны, но только мысль и действие делает его живым, делает стихотворение немножко “кино”. Стихи-“картины” тоже имеют право на существование, как и стихи-“мысли”, но их схожесть у разных авторов делают их менее привлекаемыми для выражения оригинальности.    
Ответ на вопрос: “Зачем пишет самодеятельный русский поэт или писатель?” настолько же неопределён, как и вопрос: “В чём смысл жизни?”, поэтому он просто пишет и всё — имеет право.
Написание прозы, стихов, картин, любое гармоничное творчество тренирует и развивает в человеке душу, а лишь душа может найти путь ко внутренней просветлённой гармонии, а значит к счастью, и наоборот: телевидение и культура лживой политики, убийств и воровства, бессмысленного жестокого спорта и низкопробной музыки, а также кровавые компьютерные игры, созданные чужим извращённым рассудком, разрушают реальный мир человека, его любовь и семью, круг друзей и рабочие связи, и главное — душу, деградирующую под таким воздействием, ведь не работая, душа отмирает за ненадобностью, закрывая возможность к внутренней гармонии и счастью. Ничтожные люди, “мусорные” писатели показывают ничтожных “мусорных” героев и их ничтожные “мусорные” мирки, “мусорные” души и поступки, возникшие из “мусора” их собственной жизни, а великие писатели показывают великую жизнь и великих людей, подобных им самим. Обычные люди ревнуют и завидуют настоящим писателям и поэтам так же, как слепые завидуют зрячим, и то же касается, вероятно композиторов, только им завидуют глухие.
Стихи похожи на картины, а проза на мраморные скульптуры. Картину и стихотворение можно увидеть одним взглядом, а мраморную скульптуру нужно потрудиться обойти, так же как роман нужно потрудиться прочитать. На картину достаточно бросить взгляд, как и на стихотворение, чтобы понять их смысл, а со скульптурой и романом придётся помедлить. Стихотворение и карину можно написать за день, а на роман и мраморную скульптуру иногда приходится потратить годы. Зато стихотворение как бриллиант — невозможно поцарапать. Настоящие поэты погибают потому, что находятся в нирване позтисекого мировосприятия и выпускают из рук струны хищнической жизни, не желающей видеть божеств живыми.
Современное искусство, продвигаемое на разных площадках, настолько хорошо вписывается в единую идеологию главенства богатства и безнравственности, что невольно закрадывается мысль о едином координаторе идеологии этого искусства на уровне производства и на распространения, подобно временам фашистской или коммунистической пропаганды. Для олигархов и их спецслужб писатели и поэты, не одобренные их структурами контроля за деятельностью литераторов, вроде Минкульта, являются как бы ворами, покушающимися на их власть и богатство, а против воров, как известно, все средства хороши, и в числе этих средств: ограничение числа крупных и не подконтрольных издательств, назначение в популярные гении продаж подконтрольных серых писателей, запрет на издание вольнодумных новичков, подавление общего уровня культуры страны для снижения интереса к умной литературе, создание демотивирующих условий и атмосферы для литературного творчества, создание бесчисленных ловушек для поэтов и писателей в виде самиздатовских сайтов и интернет-магазинов, самозаполняемых мусором от графоманов и хулиганов, поощрение премиями убогой и серой писательской среды из назначенных лидеров, программные способы раскрутки и подавления контента в интернете.
Один правитель, на вопрос своих советников, как построить политику телевидения, литературы и кино сказал:
— Простолюдинам не интересно счастье, доброе, светлое, они любят тайное и грязное, так дайте им это!
Так оно и стало...
На современных литературных и поэтических сайтах в интернете и в интернет-магазинах, хочешь — говори, хочешь — кричи, но там, как на как мусорном полигоне — тебя никто не услышит. Во многих странах есть памятник неизвестному солдату, но нигде нет памятника неизвестному поэту — а зря! Тяжело писателю — легко читателю. Мужчинам нужно как зеницу ока беречь поэтов, художников и композиторов, писателей и скульпторов, потому что, если перестать романтизировать и поэтизировать женщину, она среди идеологии потербления и зоопсихологии запросто превращается в ухоженное животное, а её грудь и другие части тела просто в куски мяса для вожделения самцов.
Так же как боец в драке защищает лицо и другие уязвимые части тела, чтобы не потерять способность к сопротивлению, так и самостоятельно мыслящий современный человек должен защищать свой разум и сознание от атаки информационного мусора, нелепости и вредоносных идей, сыплющихся на него, как из рога злого изобилия, из масс-медиа, интернета и со страниц макулатурной литературы.
Существование множества сайтов, предлагающих организацию за небольшие деньги многочисленных откликов и лайков на литературных сайтах, в соцсетях, магазинах электронных книг, система покупных баллов и влияния владельцев на литературно-поэтических сайтах, взаимное опыление друг друга похвалами и призами литературных групп вокруг журналов и редакций, продажность премий, издание десятилетиями одних и тех же не покупаемых авторов, как в застой в СССР, заказ минкультом фильмов исключительно однобоких и пропагандистского типа, делает невозможным понять, что же хочет читать современный россиянин, умышленно загоняет писателей из сферы умной литературы в страну макулатурную, в прикормленные группки под колпаком спецслужб, порождает мутный вал графоманства, погребающий под собой редкие самородки русской культуры. Творец является действительно свободным, если лишь его собственная оценка художественной ценности его произведений имеет для него значение.
Доходы книгоиздателей в России настолько мизерны по сравнению с доходами любого крупного бизнеса в стране, а соответственно и мизерны их возможности, что любой совет директоров любой госкорпорации или территориального органа ФСБ, может заставить их печатать любое барахло, но то, что помогает олигархам удерживать власть, и может заставить не печатать то, что может хоть как-то помешать им, а до кучи многочисленные подконтрольные агентам денежных мешков литературные сайты производят такое количество литературного мусора, что опасные, интересные и вольнодумные авторы, мешающие погружать народы в серость Минкульта и унылое ничто от как бы популярных, разрешённых структурами олигархов авторов, отсекаются вполне себе демократически, без практики создания мучеников свободы слова. Нынешним хозяевам государства Российского не нужно ничего нового выдумывать, ибо всё придумано и продумано более двух веков назад. Известный во времена Александра I шеф жандармов (предтеча ФСБ) граф Бенкендорф сказал: "В наше время враг государства N1 — это литератор." Если человек не нравится другим людям, он тоже их игнорирует и не любит, а если писатель создал вещь от души и сердца, то есть показал себя другим, но его создание не понравилось, почему он тоже в ответ не должен игнорировать и не любить этих других, как делает просто неписатель? А почему это не распространяется на влюблённых?
Когда видишь, как из года в год повторяются одни и те же песни и фильмы, слегка обновлённые, видишь как повторяются книги, словно составленные при помощи кусков текста из ранее написанных произведений, передвинутых мышью из окна в окно, становится грустно и очевидно, что большая часть человечество деградирует, и сколько времени пройдёт до Нового Возражения, не понятно.
А ведь главная тема писателя и поэта — любовь! О любви всего столько написано, что нового ничего написать уже нельзя очень давно, но писатели и поэты упорно продолжают это делать, потому что упоминание любви уже скорее стало молитвой и заклинанием, напоминанием того, что любовь всё-таки где-то есть в этом страшном и чёрном мире, а писатели и поэты стали её священнослужителями, от которых люди ждут её яркого света, ярких красок жизни и тепла.

В мире лжи, между разного хлама,
Между жадных и злобных людей,
В жиже теле и радиосрама,
Что марает теперь и детей...

Есть любовь! Не промежности, дойки,
Не самцы в чёрных членах-“Porsche”,
Не повылезшие из помойки
Педофилы в чинах и парше...

Мерзость множится, дни окаянны,
И богатство куётся во лжи,
И бесхвостые мы обезьяны
Разучились без подлости жить,

Но Любовь исцеляет увечье
И выводит из жабьих болот,
В человеке хранит человечье.
Знайте, братья, Любовь нас спасёт!

О любви всего столько написано, что нового ничего написать уже нельзя очень давно, но писатели и поэты упорно продолжают это делать, потому что упоминание любви уже скорее стало молитвой и заклинанием, напоминанием того, что любовь всё-таки где-то есть в этом страшном и чёрном мире, а писатели и поэты стали её священнослужителями, от которых люди ждут её яркого света, ярких красок жизни и тепла.
В конце концов становится не интересно писать одно стихотворение, похожее на одиночный камень, вокруг которого ходишь и любуешься со всех сторон, а интересно писать поэму, представляющую из себя огромный дворец из когда-то отдельных камней, дворец, где можно ходить долго, выглядывая из его окон, вслушиваясь в гулкое эхо под сводами залов.
Но современное искусство, кино, литература напрягая недюжинную фантазию, ищет непротиворечивый художественный образ современного человека среднего класса, находящегося на самом деле между лезвиями социальных ножниц бедные/богатые: бедные его грабят и убивают на улице, богачи обворовывают через налоги и грабительские цены, и периодически убивают на своих войнах, и кем должен быть тогда средний человек: дурачком, алкоголиком, чтобы не сойти с сума от такой жизни, или быть терпеливой коровой, или бойцом-камикадзе, сказочно бьющимся в одиночку с системой, но ничего талантливые люди не находят путного, потому, что источник бед находится в ножницах бедные/богатые, а не в бестолковости среднего человека, и доказательством служат вожди всех революций, выходцы из среднего класса, и именно борьба с неравенством, а не его оправдание и попытки примирения с ним, является правильным путём развития общества. Нет смысла писать романы, статьи и посты так, чтобы их понял и согласился враг — врагу место у стенки, чего для него писать? Писать нужно для друзей, даже если это всего лишь один автор и есть. Сделал, что должен по совести: а там, хоть не рассветай, помирать-то всего раз...
Вымышленная, ложная, иллюзорная история, сфабрикованная для удержания масс под своим господством, порождает для простого народа иллюзорную жизнь. Иллюзорная жизнь требует и ложного языка, и он в наличии в массаультуре. Главные понятия в нём заменены на противоположные, а сейчас остальное следует за ними. “Добро” теперь означает не благие дела от сердца, а имущество, деньги. “Любовь” означает не желание творить благие дела от сердца, а похоть к совокуплению. “Женщина” и “девушка” означает шлюх, у которых у каждой своя цена.
Теперь, когда в ложной реальности кто-то из её обитателей говорит:
— Добрый, хороший человек любит женщину!
Людям, находящимся в физической реальности, надо переводить на нормальный язык  то, что он имеет ввиду, а обитатель лодной реальности говорит на самом деле:
— Удачливо наворовав у обездоленных, богатей совокупляется со шлюзой!
Если человечество говорит с человеком через телевидение, радио, книги и выступления публичных людей, то почему бы и человеку не поговорить с ним через свои стихи и романы или блог? Пишите... Цена мысли начинающего народного писателя не падает даже из-за грамматической ошибки в тексте, её выражающем, если, конечно, сама мысль ценна. Если в записке, указывающей, где находится похищенный ребёнок, будут грамматические ошибки, ценность записки не упадёт. Если физик сделает открытие и неправильно расставит запятые в сообщении об этом, ценность его открытия не упадёт. Стихотворение не дописано, пока не поставлена последняя запятая, но, даже, если не поставлено ещё и сто запятых в романе, он всё равно может считаться оконченным. И так далее. Хорошего романа должно быть много.
Язык лишь форма выражения мысли. Это хорошо иллюстрирует канонический текст служб православной церкви, где, с точки зрения современной грамотности, в каждом слове несколько ошибок. А если бы Пушкину сейчас предложили сдавать ЕГЭ по русскому языку, он бы его не сдал, хотя считается одним из создателей современного русского языка. Будучи универсальным средством общения, русский язык должен быть максимально грамотным, облегчая обмен информацией, но и только. Язык не догма. Самая отвратительная ложь в РФ, самые антинародные законы и решения в РФ, самые грязные произведения в РФ написаны абсолютно грамотным русским языком.
На самом деле грамматические ошибки ничем не отличаются от того, как если бы в китайском иероглифическом письме, где иероглиф обозначает слово, одна палочка  отклоняется от канонического написания. Трудно обращать внимание на отдельные палочки-буквы, когда мысль несётся дальше, и в этом секрет неграмотности большинства гениев, и грамотности тупиц, видящих в словах палочки-буквы, а не смысл, однако текст с ошибками трудно и неприятно читать.
Народному писателю нет смысла писать романы, статьи и посты так, чтобы их понял и согласился враг — враг место у стенки, чего для него писать? Писать нужно для друзей, даже если это всего лишь один автор и есть. Сделал, что должен по совести: а там, хоть не рассветай, помирать-то всего раз...
Отбирая только полезное, и только это полезное признавая интересным,  олигархически ориентированный человек быстро поднимается наверх с помощью полезных друзей, рискуя замкнуться с однотипными с ним друзьями в однообразном представлении о происходящем вокруг, просмотреть новые тенденции и опасности, от чего могут предостеречь, не попавшие в друзья за бесполезной неинтересностью, писатели и мыслители.
Писатель может выйти за горизонт событий реального мира — это чудо!
Их мысли — это часть антиматерии и прямое доказательство её существования!
Разговорный язык — зеркало сознания огромной общности людей. Когда меняется сознание вместе с окружающей реальностью, особенно важнейшие категории сознания, меняется и язык, так же как меняется любой человеческий инструмент. Например молоток, оставаясь молотком, заметно отличается, если профессионально используется сапожником, геологом, плотником или ювелиром. По изменению языка можно изучать не только метаморфозы самого русского языка, но и историю русского народа.
Чем меньше человек сам напрягался для получения от жизни благ, чем меньше знает сам, тем с большей охотой учит других, как надо правильно жить. Свобода личности нормального человека постоянно утыкается в такие навязчивые советы: как жить, что есть, кого и чего любить, растиражированные современными средствами коммуникации.
Уместно ли таланту выпячивать себя, как выпячивает любая женщина то, в чём нет её заслуг, а только природная случайность? Если талант и личность развивалось тяжело и трудно, уместно ли хвастаться результатами труда, даже если это яхта или вилла? Наверно можно, как выставляет художник на обозрение свою картину. Но парадокс в том, что,чем более развит талант и личность, тем меньше ей это требуется — она становился для себя главным зрителем, более важным, чем весь остаточной мир. В этом есть что-то от скромности всемогущего, но невидимого бога.
Один писатель, на вопрос зачем и для кого он пишет, ответил, что его романы и поэмы богатые и преуспевающие люди не читают, потому что в принципе беллетристику не читают, а мнение нищих тунеядцев, читающих его от безделья, ему не интересны, и поэтому получается, что он пишет сам для себя.
Мудрец, поэт или писатель всегда может сказать богачу, что тот влияет на мир своими деньгами и слугами, а сам находится у них в плену, а мудрецу для влияния на мир достаточно только силы его мыслей, которыми он распоряжается сам.
Одно гениальное стихотворение, картина или сделка, скорее всего, случайный набор слов, мазков или событий, настоящий же гений превращает в шедевр абсолютно всё к чему прикасается, он словно гравитация, проявляется всегда и во везде.
Писатель — это тот, кто, будучи достаточно умным, не смог пробиться наверх в жизни, иначе он перестал бы писать и просто жил в роскоши, наслаждаясь сверхдостатком. Но он и не совсем глуп, иначе не смог бы ничего написать. Поэтому писатель, чаще всего, презирает более глупых и бедных, и завидует более умным и богатым, будучи неправым в том, что богатство и бедность, чаще всего, достаются людям по наследству.
Есть место одно волшебное место на Земле, где каждый человек, если постарается, может быть царём и богом, и это место полной свободы, целый мир, бесконечный и прекрасный, никто не сможет у него отнять, если человек сам его не отдаст, это место – сознание.
Каждый перед смертью приводит в порядок то, что ему было наиболее дорого в жизни — богач приводит в порядок капиталы, поэт стихи, а философ мысли.
Информация, обретя силу современных вычиститеотных технологий, интернета, телевидения, радио, смартфонов и разных других устройств, получила разные агрессивные способы доведения до сведения человека через рекламу идеологическую, политическую, мировоззренческую, через рекламу товаров и услуг, скрытым, открытым, с согласия и без, и перестала быть просто информацией, простым передаточными звеном между людьми, хранилищем знания. Информация стала самостоятельным фактором жизни человека, новым явлением природы для человека, ещё одной оболочкой земли, почти живым существом, но фактом не в связи, например, с температурой, как мороз или жара, не в связи с водой, вроде дождя, снега или засухи, гравитации или магнитного поля, не в связи с воздействием на органы чувств, а связи с воздействием на сознание человека. Это бесспорно так. Следовательно, со всей информацией мира, воздействующей на сознание, человек должен поступать ровно так же, как, например, с жарой или дождём — человек сегодня от информации должен защищаться. Только глупец будет всегда бегать голышом на морозе, только глупец не будет защищать в дождь зонтом или крышей свою дорогую одежду и обувь, только глупец не будет защищать свою голову от потока информации. От какой информации и как стоит защищаться, человек должен решать сам, исходя из понятий и друзьях своих и врагах, исходя из понятий о хорошем и плохом, универсальных представлений о добре и зле. Общие принципы просты и универсальны: не верь и не слушай врагов своих, не верь и не слушай тех, кто в любом виде оправдывает или рекламирует жадность, похоть, пьянство и любоую наркоманию, рабство религий, праздность и лень, прелюбодеяние, тщеславие, зависть, ложь, убийство, воровство, создающий любых кумиров и звёзд шлагом и настоящего, пиры во время чумы, жестокий спорт жадных до денег славы. Только человек, имеющий свой не протирающий информационный зонтик — свободен в своих мыслях и поступках!