День географа - 2021

Виталий Демешко
Мои любимые географические места в городе Омске

Экскурсионно-поздравительное эссе

Знак информационной продукции 12 +

1.

Что ответит обычный омич, если его спросить о местах в Омске, связанных с географией? Кто-то бы назвал место слияния Оми и Иртыша. Кто-то - памятные доски, посвящённые путешественникам. А кто-то - главный корпус Омского государственного педагогического университета, где готовят географов.
И все они, конечно же, правы.
Устье Оми - это не только история основания Омской крепости. Здесь, на памятнике в виде шара представлено изображение Семёна Ремезова с его знаменитой «Чертёжной книгой Сибири» - первым атласом в истории нашей страны. Имена многих выдающихся географов и путешественников (М.В.Певцова, Г.Н.Потанина, Ч.Валиханова, П.Л.Драверта, Д.Н.Фиалкова, Н.С.Фальковича) увековечены на мемориальных досках и в названиях улиц. А Омский государственный педагогический университет (ранее - институт) со второй половины 1930-х годов является главной научной географической школой региона.
Немалую часть свободного времени я посвящаю изучению истории географической науки нашего региона. И сделал уже несколько личностно-значимых (пусть небольших, но всё же) открытий. О них я буду постепенно рассказывать и в своих научных статьях и в краеведческих эссе.
Сегодня же, 18 августа, в День географа, я предлагаю читателям вместе со мной мысленно посетить три наиболее значимых для меня места, непосредственно связанных с географией.
И не факт, что много омичей знают об их географической истории.

2.

Первое из мест, которые мы посетим, поистине легендарное: Тобольские ворота. Единственные, сохранившиеся со времён Омской крепости, со времён Достоевского, Дурова, де Граве...
Здесь - и великолепный вид на Иртыш, и излюбленное место прогулок, праздников, экскурсий.
А ещё - это место, где в конце 1960-х - начале 1970-х годов существовал Сквер географов. Историю этого сквера мне ещё предстоит познать. Но я уже начал подбирать имеющиеся публикации. Известно, что инициатива создания сквера принадлежала Омскому отделу Географического общества СССР и активно поддерживалась кафедрой географии Омского педагогического института. Сколько он просуществовал, и насколько был интересен – это я и постараюсь выяснить в обозримом будущем.
Но само место - и чудесные ворота, и набережная, и казематы Омской крепости - мне очень нравилось ещё со студенчества. Задолго до того момента, когда в книге М.П. Журавлёва «Путеводитель по Омску» (1992) я впервые встретил фотографию Тобольских ворот с надписью: «Сквер географов».

3.

Связь с географией второго места нашего посещения ещё менее очевидна, чем у первого.
Перед нами - старинный корпус ныне закрытого Завода имени Н.Г.Козицкого на улице Гусарова. В конце 1930-х годов его построили как второй корпус Омского педагогического института, где и планировалось разместить, помимо прочих, только-только появившейся тогда естественно-географический факультет. Имеются косвенные сведения о том, что весной и летом 1941 года здесь уже шли занятия, зачёты, экзамены.
Когда-то я работал в лингвистическом колледже «Ин.-Яз.-Омск» и несколько раз в неделю проходил мимо этого здания не догадываясь, насколько оно может быть для меня интересно. Теперь я прихожу сюда просто так. Представить, как учились (и могли учиться!) студенты; как работали (и могли работать!) преподаватели. Как они подъезжали на трамвае, как помогали строителям, как завозили книги, развешивали карты... Но война всё перечеркнула. Эвакуированный из Ленинграда завод заполнил корпус другими заботами и людьми. Вместо преподавателей - инженеры, вместо студентов - рабочие, вместо книг - миномёты, вместо карт - танковые рации...
И всё же несколько месяцев в этом здании была наука и образование. Была география. И меня тянет приходить сюда снова и снова. Чтобы проникнуться эпохой чаяний и надежд первых лет жизни родного для меня географического факультета.

4.

И, наконец, заключительная точка нашей праздничной экскурсии - улица Музейная. Здесь - старинное здание первого городского краеведческого музея, а ныне – Омского Музея Просвещения. Оно же - дореволюционная резиденция Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. У этого здания непростая, но интересная судьба. В настоящее время в нём и зарегистрировано Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество». Саму же улицу Музейную не так давно решили превратить в Аллею Географов.
Я полюбил эту улочку ещё в молодости, когда она была скромной и неприметной. Я частенько сидел здесь на лавочке, читал книжки, или просто прогуливался между улицей Партизанской и Любинским проспектом. Сейчас, благодаря деятельности Туристско-информационного центра, музея «Эрмитаж-Сибирь» и проектов регионального Министерства культуры здесь стало куда более оживлённо, красиво и географично.
Мне кажется, что сейчас эта улица и есть центр Омской географической культуры. То место, куда следует приходить всем географам!

С праздником, дорогие коллеги!

С Днём географа!

17-18 августа 2021 г.
 
На изображении:

Тобольские ворота (бывший Сквер географа) – фото с сайта skyscrapercity.com

Бывший корпус Омского педагогического института им. А.М. Горького и завода им. Козицкого – фото из газеты «Омская правда» от 21 ноября 1940 года

Омский Музей Просвещения, бывшее здание Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества – фото с сайта 2gis.ru

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits