В июле сорокпервого Часть 1 Зина и Черныш

Борис Киселёв
Сколько сказано слов.
Может чья - нибудь муза устала
Говорить о войне
И тревожить солдатские сны…
Только кажется мне,
До обиды написано мало
О собаках- бойцах,
Защищавших нас в годы войны...
                Сергей Ерошенко


               


       Шёл второй день обороны подступов к городу. Встречным боем была отбита очередная атака фашистов. Вечерело. Санитарный взвод стрелкового батальона рассыпался по полю, собирать раненых и убитых защитников рубежей. Два пожилых санитара, с трудом успевали за восемнадцатилетним санинструктором Зиной.
- Ой!- Вскрикнула девушка и  резко остановилась.- Волки там Федот Матвеевич!
Федот, бывший егерь, выдвинулся вперёд.
- Собака это! Все волки в округе от такого грохота давно разбежались. А собак бездомных много сейчас. Эти ничего не боятся. Им бы поесть, да от ветра спрятаться. Вот и весь уют! - разъяснял бывалый охотник, направляясь в сторону, невесть откуда взявшегося, пса. Зина и второй санитар, Егор Иванович, с носилками двигались за Федотом.
Огромная чёрная собака, мельком взглянув на приближающихся людей, продолжала раскидывать землю, орудуя передними лапами. Подойдя ближе, Федот разглядел полузасыпанную землёй шинель, а ухватившийся зубами за воротник шинели пёс, пытался вытащить из-под земли бойца. Федот отогнал собаку.
- Умница, Черныш, помощник наш, - похвалила  Зина и погладила пса.
Санитары тем временем вытащили бойца из земли, освободили от прилипших к шинели комьев грунта и уложили его на носилки.
- Живой он, но, похоже, контуженный,- произнёс Федот.
-Да, контуженный,- подтвердила Зина, осмотрев
бойца, - ранений я не вижу. Уносите его, а мы тут с Чернышом дальше поищем.
- Ты уже и кличку подобрала? – поинтересовался Федот.
- Да, у нас в деревне у соседей  кобель был по кличке Черныш, похожий на него, только этот крупнее и лохматее.
 До наступления сумерек Черныш отыскал ещё двух засыпанных землёй бойцов. Оба были ранены, и после того как Зина оказала им первую помощь, одного из них тяжело раненого унесли подоспевшие санитары. Второй же легкораненый оклемался и, отказавшись от эвакуации, с помощью Зины вернулся в расположение батальона. Вечером Черныш был хорошо накормлен.
Слух о том, что у любимой бойцами санитарки появилась собака, быстро разошёлся по позициям батальона, и дальше. На другой день атаки с утра не последовало. А ближе к полудню к землянке санитарок прибыл офицер. В землянку Черныш его не пустил и громким лаем предупредил девушек, о посторонних. На лай из землянки появилась хозяйка.
- Капитан Лебедев, инструктор- кинолог,- представился офицер.
- Санитарный инструктор- Климова.
- Пришёл взглянуть на Вашу собаку.
- Посмотрите, но предупреждаю, что не отдам!
- У меня приказ командующего Армией!
Поняв, что речь идёт о нём, Черныш стал тереться о ноги девушки и заглядывать ей в глаза.
Сильный грохот начавшегося артобстрела не позволил капитану поговорить с девушкой.
- Бежим в землянку капитан! Черныш за мной,- крикнула Зина и заспешила в укрытие.
В землянке, оглядев фронтовых подруг, Зина, озорно сверкнув зелёными глазами, объявила: - Капитан говорит, что Генералу Черныш понравился.
Девушки дружно рассмеялись и посыпались игривые вопросы:
- А может ты ему понравилась?
- Кому, генералу или капитану?
- Или капитан так знакомится?
- Девушки это не шуточки. Идёт  война, и у меня предписание к населению: «Сдавать в распоряжение армии собак годных для прохождения курсов служебного собаководства.»
Артобстрел продолжался минут пятнадцать. Когда грохот утих,
Зина, всплакнув, попрощалась с Чернышом.
Капитан поблагодарил девушку, и, надев, заранее припасенный, ошейник с поводком на пса, спешно покинул с ним землянку.
Полк приготовился к отражению атаки, но атаки не последовало.
С наблюдательного пункта было замечено, что танки обходят позиции полка. Вскоре последовал приказ из штаба дивизии: - « Чтобы не попасть в окружение нужно отходить в город для соединения с основными частями дивизии.» Полк срочно покидал своё расположение, и тут начался авианалёт. Зина упала у бруствера. Свистящий звук падающих авиабомб нарастал. Со всех сторон
слышались их разрывы. Звук падающей авиабомбы усилился до такой степени, что девушке уже казалось: «Вот эта бомба летит точно на меня». Грохнул взрыв, и прямо под ней содрогнулась земля. Мелькнула мысль « Это конец » и Зина потеряла сознание. Очнулась она от прикосновения к её щеке чего-то влажного и тёплого. «Я ещё живая? Это - Черныш.» Хотела что-то сказать, но сил хватило только на слабый стон. Зина раскрыла рот, глубоко вздохнула, и открыла глаза. Она была полностью засыпана землёй. Снаружи оставалась только голова. Она не знала, сколько времени пролежала засыпанная, и где сейчас полк? А вдруг я на занятой врагом территории? В это не хотелось верить. Темно. Но рядом верный Черныш раскидывающий лапами землю вокруг неё. Он нашёл меня! Оглядевшись, Зина заметила, что лежит она на краю воронки. Высокий бруствер защитил её от взрывной волны и осколков. Вся она находилась в каком-то полулежащем положении с открытой головой. Бомба попала в окоп в нескольких метрах от неё, поэтому и дрогнула под ней земля. Зина попыталась раскачиваться из стороны в сторону, но безуспешно.
Верный пёс с яростью разгребал землю вокруг плеч девушки, а Зина продолжала раскачиваться. Наконец-то она освободила руки. Теперь Зина откидывала землю от себя, прямо в воронку, и раскачивалась назад- вперёд, пока не повалилась в яму. Но перевесившись всем телом, ноги, остававшиеся под землёй, продолжали её держать. Тогда она обхватила обеими руками Черныша, и пёс утащил её на дно воронки. Немного отдохнув, Зина подобралась к краю воронки и огляделась. Сумерки рассеивались. Скоро наступит раннее летнее утро. Впереди ясно просматривались выстроенные в одну линию танки, развёрнутые на город. До ближайшего танка, в котором безошибочно просматривался вражеский «Тигр» было не более ста пятидесяти метров.- «Отдыхают. Эх, сейчас бы гранаты, или хотя-бы бутылки с горючей смесью я бы быстро их разбудила», - размышляла девушка.
От брони ближайшего танка отделился человек.
- «Да здесь непроскочить, в лучшем случае пристрелят. А если плен?» Зная расположение укреплений, Зина рассчитывала проскочить у реки, на левом фланге линии обороны. Правый фланг позиции полка упирался в шоссе, где наверняка окажутся мотопехотные части. Она переползла в окоп, и осторожно пошла в сторону реки.
Черныш последовал за ней то, забегая вперёд, то останавливаясь, поджидая хозяйку. В конце траншеи, через раздавленное пулемётное гнездо, проходил глубокий след танка. Здесь Зина осмотрелась. До ближайшего к реке танка было метров двести. На самом берегу стоял автоматчик. И ни деревьев, ни кустов по берегу. Девушка вылезла из окопа по следу танка, и поползла в сторону ближнего леса, удаляясь от врагов.
Когда совсем рассвело, она была с Чернышом уже в лесу.