Черные дни

Яков Нудель
 Всю жизнь Леня Билигер копил деньги на черный день. И вот он настал. И даже не один день. Леня это понял, когда накануне его восьмидесятилетия жена купила поездку в Болгарию на две недели в пятизвездочный отель. И, предчувствуя Ленины фокусы, оплатила страховку.
 
-А это зачем? –возмутился Леня.
                – Знаешь,  Форд сказал, что есть две вещи, на которых  не следует экономить. Это страховка и реклама.
                – Подождала бы, пока я накоплю денег и стану как Форд - заметил Леня.

  Со страховкой жена, конечно,  прогорела, так как никаких форс-мажоров не произошла. Просто спалила деньги еще до Болгарии.  Правда, отель понравился сразу. Два ресторана, три бара. Кушай, сколько хочешь – все включено. И пей, сколько выдержишь.  Но Леня никак не смог оправдать это «все включено». На пляже шезлонги и зонтики тоже бесплатно. Правда, все они оказались «забронированы»  чужими полотенцами.  Поэтому, на следующее утро с первыми лучами солнца Леня сам забронировал за собой два шезлонга под зонтиком. Рядом захватил себе место веселый болгарин.
               
- С ним можно, и даже нужно подружиться,- решил Леня,- будем поочередно сторожить свои вещи.

Так оно и произошло. И имя этого болгарина Лене понравилось – Андрей, что означает человек, воин. Они общались, загорая целыми днями на пляже с помощью мимики и жестов.  А потом решили ближе познакомиться. Но как же преодолеть языковый барьер? Попытались вначале  освоить общепринятые фразы. Леня должен дать Андрею уроки немецкого языка, а взамен приобрести болгарский. Леня начал с темы «Вежливые формы обращения», по которой отличился еще на первых интеграционных курсах и в общественном транспорте. Контролеры его за это штрафовали. Базисное слово  из этой темы «Шайзе» Андрей легко усвоил и даже выдал три эквивалентных перевода:  лукрури, скырба  и кур. Так продолжалось в течение недели. С утра и до обеда.

Питался Леня по индивидуальному плану. Ему понравился суп «телешко». Жена разъяснила, что это – молодая говядина. Правда, Леня заметил, что телешко со временем старело и вскоре стало по-видимости очень взрослым быком.

 Обедая, Леня рассматривал отдыхающих. Однажды он заметил загорелого мужчину в сувенирной форме футбольного клуба «Байер» из Ливеркузена.
 – Смотри,- сказал Леня жене, – это враг.
                – Это потому, что он нарушает дресс-код и пришел в зал в шортах?

-  Не в шортах дело, а в футболке. Посмотри, у него на груди крест из слова  «Байер». Это эмблема фармацевтического концерна – их спонсора. «Аспиринщиками»  их называют, а нас «быками». Так вот, наши фаны принципиально не покупают аспирин.
                – Что же они покупают? -спросила жена.
                – Ацетилсалициловую кислоту.
                – Так это же одно и тоже.
                – Ты, конечно, в лекарствах разбираешься, не спорю.  Но здесь дело в психологии фанов. Мы принципиально не произносим это слово «аспирин».                А у нас на футболках нарисованы два дерущихся быка. Красиво!  Этот концерн «Байер»  кроме аспирина, еще и героин производил. А в годы войны  их газом «Циклон» убивали людей перед сожжением. Байерские специалисты производили опыты над заключенными еврейками.
 
Леня все больше возбуждался, даже глаза налились кровью. Он  вдруг резко вскочил, схватил что-то со стола и кинулся в сторону ливеркузенца. Жена бросила взгляд на стол и увидела, что ножи и вилки на месте.                Немного успокоилась, а  Леня подскочил вплотную к  этому фанатику «Байера».   Тот как раз нацедил себе полный бокал пива, отставил его в сторону, чтобы пена села и, не теряя времени, пошел набирать  еду. В этот момент Леня  высыпал целую солонку соли  в этот бокал. Обошелся без ножей и вилок. С торжеством победителя вернулся за свой стол.  Жена истолковала это по-своему.
                – Знаешь, если впредь будешь вести себя хорошо, я куплю тебе футболку фана РБ Лейпциг.
                – Правда, купишь? 
                - Если оставишь этого ливеркузенца в покое.
                - И  шарфик купишь?
                - Куплю, но ты его будешь носить на шее под курткой, а не на плечах.

- На шее не увидят, что я фан РБ.   Тогда футболка должна быть ХХL – самого большого размера, чтобы надевать ее на куртку.
                – Договорились, но только без всяких фокусов.
               
Леня  согласился, хотя не определился еще со своими чувствами, так как за формулировкой «хорошо вести себя» может таиться много чего неприятного.      Нельзя, что ли вообще  подходить близко к этому аспиринщику?    А как же запланированный штрафной плевок в его шпинатный суп?

Проблема исчезла сама собой, так как на  следующий день ливеркузенец куда-то исчез. То ли пиво не понравилось, то ли  срок путевки истек.
                А вот Андрея Леня чуть не потерял. Начался шторм, спасатели повесили красный флаг. Купаться запретили, но люди  продолжали резвились на волнах.  Андрей зашел дальше всех. Но вот он нырнул под волну и долго не показывался. Леня кинулся его спасать, схватил за волосы (как рекомендуют) и потащил на берег. Андрей нагло сопротивлялся. Потом вырвался и опять принялся нырять.
 
-  Самоубийца,- подумал Леня, – наверное, застраховал свою жизнь и хочет помочь бедной вдове деньгами.
 
Но Андрей крикнул:
- Лучше помоги. Ищи со мной вместе!

 Оказалось, захлебываясь от восторга волнами, он потерял зубные протезы.  Леня знал, какую ценность представляют зубные протезы. И они принялись нырять, не обращая внимания на свистки спасателей. Но спасатели вытащили их на берег. Пытались оштрафовать, но увидели слезы, ручьем лившиеся из глаз Андрея, услышали беззубые всхлипывания, вникли и поняли в чем дело.
                – Не волнуйтесь, успокойтесь. Через три дня прилив  закончится, и ваши зубы выплывут.
                – Три дня. А чем же я буду кушать? – прошепелявил Андрей.
 
- А я здесь зачем? – вступился Леня. – Найдем выход. Ведь не зря в песне поется: «Стоит под горою Алеша».

 Леня почувствовал себя Болгарии русским солдатом.  И выход нашелся. Они стали принимать пищу поочередно. Леня для этой цели  предложил свои услуги. Стал сдавать свои протезы в аренду бесплатно. Первым обедал Андрей. Леня сидел рядом и следил, чтобы тот не смешивал мясного с молочным. При этом сочувственно смотрел, как Андрей  мучается с чужими протезами. Лене это понятно с того случая, когда внук пошутил и переставил ему с бабушкой стаканы с протезами.
   Когда Андрей заканчивал есть, они отправлялись вдвоем в туалетную комнату и Андрей тщательно мыл протезы и даже дезинфицировал их. Они стали блестеть лучше прежнего. Потом кушал Леня.  Так продолжалось три дня, но шторм не утихал, а перешел в следующий трехдневный цикл. Так и уехал Андрей ни с чем.

  На  следующий день Лене представился случай использовать запас болгарских слов, подаренных ему Андреем. В ресторане он не стал брать это повзрослевшее «телешко»,  а попробовал вкусное блюдо, которое предложил ему вежливый пожилой болгарин на раздаче. 
 – Очень вкусно,- сказал он. Лене понравилось блюдо, и он решил прочесть название.  «Агнешко задушено»,- прочел Леня и с укоризной сказал:

- Так зачем ягненка так мучить – душить? Не проще ли сразу зарезать?

- Так его раньше режут, а потом душат. На плите.

– Лукрури, Скырба,Кур – выдал Леня.
 
А болгарин  возмущенно произнес:
               
- Эй, ты, грязный румын. Вон за той стойкой возьми себе мамалыгу и жуй вместо нашего «задушенного агнешко».
                – Так вот какому болгарскому учил  меня Андрей,- догадался Леня. Оказывается, он румын. И как это я не раскусил? Ну хотя   бы по этой толстой золотой цепи, болтающейся на его груди. Поиздевался он  надо мной, Болгарии русским солдатом!  Да… Ну ничего, хотел бы я посмотреть на него, как он общается с немцами на моем родном идыш.
                После ужина Леня направился в бар и решил испробовать все алкогольные напитки в соответствии с программой «Все включено». Но водку бармен не наливал. Только напитки болгарского производства. Леня взял два бренди. Потом еще раз два бренди. Якобы для себя и жены. Но удовольствия  от бренди все-таки не почувствовал.  А потом заметил, как немец заказал мастику. Со льдом. Леня привычно заглянул в айфон и прочел, что это  напиток с крепостью не менее 47 градусов.

- Именно это мне сейчас нужно,- решил Леня и заказал: « Три мастики». И добавил по-немецки «мит айзен».
 
Бармен удивился.
– С железом? Может быть, со льдом – «мит айз»?

  Леня почувствовал неловкость из-за того, что этот молоденький мальчик учит его немецкой грамматике.   Хорошо, что Андрея нет рядом.

 - Ну да, мит айз, три раза.
                Леня сделал лишь один глоток мастики и узнал в ней греческую самогонку «узо». Сильно отдает анисом. Мужественно  опорожнил все три бокала, так как формулировка «Все включено» обозначает, что за все заплачено.  По этой же причине все кубики льда из трех бокалов высосал полностью. После чего четко сказал: «Есть приход!». Леня почувствовал, как душа наполняется теплом, грустные мысли уплывают в прошлое и хочется совершить что-нибудь для человечества.

– Жаль, что две недели так быстро протекли и эти черные дни закончились,- подумал Леня.