К атрибуции портретов Бутовских

Владимир Варнек
1. Александр Варнек. Портрет неизвестного с медалью 12-го года (Портрет Бутовского). Х.м. 91х75,5.  1816. Ростовский областной музей изобразительных искусств [1].
2. Александр Варнек. Портрет неизвестной с красной шалью (Портрет Бутовской). Х.м. 89,5х75. 1810-е. Государственный русский музей [2].

О том, что художник А.Г. Варнек выполнил портрет г. Бутовского (без указания его имени) впервые сообщили в журнале «Сын Отечества» безымянный художественный критик [3] и публицист эпохи романтизма А.А. Бесстужев [4], а в журнале «Отечественные записки» - издатель журнала П.П. Свиньин [5]. Все они выразили свои высокие оценки данному портрету, представленному Варнеком в числе других его шести работ на академической выставке 1820-го года; интерес публики к которой после большой паузы в организации подобных выставок был очень высок.

Спустя 19 лет художественный критик П.П. Каменский опубликовал в журнале «Отечественные записки» первый список работ А.Г. Варнека, в числе которых значились уже парные «портреты г. Бутовского и супруги его [Бутовской], коленные с руками, находятся у них», при этом датировок портретов и имен супругов он, как обычно, не указал [6]. Автор же монографии [1], В.С. Турчин, в приведенном в ней полном списке работ художника А.Г. Варнека, обратил внимание на то, что на самом портрете Бутовского из Ростовского музея изобразительных искусств, стоит дата 1816 г. Ну а поскольку портреты парные, то дату исполнения портрета  Бутовской он посчитал такой же.  Правда, его примеру почему-то не последовали сотрудники Государственного Русского музея, указав в каталоге ГРМ 2002 года издания дату 1810-е [2].

Помимо этого, Турчин в аннотации к мужскому портрету осторожно предположил, что художник запечатлел на нем, возможно, Ивана Григорьевича Бутовского (1775 – 1870), литератора, переводчика и двоюродного брата Н.А. Дуровой («кавалерист-девицы»). Эту гипотезу подтверждает лишь яркая биография Ивана Григорьевича с многочисленными примерами его участия в войне 1812 г., включая наградную медаль, но можно высказать еще один аргумент «за»: художник сам стремился запечатлеть на своих портретах людей героических и известных, оставивших след в истории. 

В любом случае, за длительное время бытования как мужского, так и женского портретов, не возникло альтернативных гипотез о запечатленных на портретах моделях. Ну а парность портретов подтверждает очень удачное расположение супругов и особенно их рук, расположенных естественно и непринужденно, что создает ощущение близости не только физической, но и духовной.

Несомненно, и то, что важную роль в цветовой гамме портретов играет красный цвет шали, к которому художник прибегал эпизодически, когда требовалось усилить звучание других красок. В данном случае это касается, прежде всего, мало освещенных частей одежды и фона на мужском портрете. 

Заострив внимание читателей на двух относительно малоизвестных  портретах в творчестве А.Г. Варнека, хотел бы сообщить, что восемь лет тому назад  я опубликовал в канун дня 8 марта в еженедельной газете «Наука в Сибири» статью «Пять женских портретов», одним из которых был портрет Бутовской.  Говоря о данном портрете, обратил внимание на то, что у Бутовских было три сына, каждый из которых оставил свой след в истории, при том, что о матери их в то время мне не удалось найти даже какой-либо минимальной информации [7].   

За прошедшее время интернет заметно изменился, более эффективно стали работать генеалогические сайты, и возникло желание вновь «вернуться» к семье Бутовских и узнать что-то новое из их жизни. Особенно хотелось найти хотя бы минимальную информацию о героине нашего повествования: даже имени ее и дат жизни мне в период написания предыдущей статьи не удалось найти. И это редкий случай в творчестве Александра Варнека, когда о персоне, запечатленной на портрете из собрания ГРМ практически нечего было сказать. 

Поэтому и сейчас, не найдя поначалу в результате «лобовой атаки» никакой информации о госпоже Бутовской, переключился на поиски информации о других членах большого семейства Бутовских, если учесть и близких их родственников и «корнях» самого Ивана Григорьевича Бутовского, к биографии которого у меня также оставались вопросы. Была еще надежда на то, что, может быть, в этих материалах имя жены Бутовского и матери его детей  где-то и проскользнет.

В результате этих поисков было установлено, прежде всего, появление новых сведений о семействе Бутовских на таких генеалогических сайтах, как Geni  и  РРФ. Произвело впечатление, прежде всего, то, что число детей в их семье оказалось не трое, а семеро! При этом в большинстве случаев указаны их годы жизни, которые не всегда одинаковы для названных сайтов. Но с учетом других материалов даты эти мною были подкорректированы (см. ниже).

Отметил при этом, что биография главы семейства, Бутовского Ивана Григорьевича, а также биографии двух его старших сыновей, Александра и Виктора, наиболее успешных, появились в Википедии. Появились в «картинках» также и портретные изображения (графика, фото) двух названных сыновей, «привязанные» к печатным материалам о них. Особенно следует отметить публикацию Марины Зиновьевой в журнале «Третьяковская галерея», в которой приведено фото Бутовского Виктора Ивановича, директора Строгановского училища (1860 – 1881) и директора Художествено-промышленного музеума в Москве (с 1868 г.) [8].

Но учитывая основную подоплеку знакомства с этими материалами, скажу сразу об одной важной «крупице информации», которую обнаружил при знакомстве с биографией самого старшего сына Бутовских (Александра) в Википедии, хотя здесь ошибочно отмечено, что самым старшим был Виктор, бывший на самом деле  вторым сыном. Эта «крупица» оказалась запрятанной  в самом первом предложении биографии, в котором говорится, что родился Александр 11 июня (по старому стилю) 1814 года в Кременчугском уезде Полтавской губернии. Замечу при этом, что родился он не один, а вместе с сестрой Еленой (см. ниже).

А поскольку первенцы в семье Бутовских появились в тех же краях, где родился и сам Иван Григорьевич, то возникло важное предположение, что и жену свою до переезда в Петербург он нашел здесь же, вскоре после завершения Отечественной войны 1812 года. Была ли она дворянского происхождения или из крестьян, сказать пока не представляется возможным.

Еще в интернете во время поисков нашлась «крупица» новой для меня информации, касающейся личности самого И.Г. Бутовского. В прошлые годы, изучив его биографию в энциклопедиях и словарях, я считал, что был он, как и Антон Павлович Чехов, не только писателем, но и врачом. Но сейчас нашел замечание по этому поводу, согласно которому врачом был полный однофамилец писателя (и я согласился с этим).

Но одним из наиболее важных документов, касающимся истории рода Бутовских, в том числе, биографий самого Ивана Григорьевича и членов его семьи, появившихся в последнее время в интернете, стала книга  «В родном гнезде» его родственника Алексея Дмитриевича Бутовского, генерала от инфантерии,1917 года издания. Автор книги был, оказывается, известным  в стране спортивным функционером, одним из учредителей и членов МОК – Международного олимпийского комитета (с 1894 по 1900 год). Книгу эту в настоящее время можно читать в интернете. 

Замечу, что в конце данной книги приведен очень большой список представителей рода Бутовских, в том числе и женщин, с указанием страниц, на которых имена их упоминаются. Поэтому поначалу была надежда «отыскать» в этом списке и госпожу Бутовскую. Но не удалось, хотя еще одну крупицу информации, имеющую отношение к ней, в книге этой я «узрел». 

Так, ее автор, говоря о самом Иване Григорьевиче, пишет, что родственники уже подзабыли его, но в 1845 году, в возрасте 60-ти лет, он появился на своей родине, приехав из Петербурга в «Пронозовку». Здесь он обзавелся домом и стал доживать свой век, изредка навещая по зимам сыновей в Петербурге и Москве и встречаясь по праздникам с родней. 

Не является ли это косвенным свидетельством тому, что жены его в это время уже не было в живых?  Ответа на этот вопрос в книге не нашлось. Но поскольку в настоящей миниатюре хотелось представить всю полезную информацию для дальнейших поисков госпожи Бутовской, я это и сделал, и представляю ниже полный список детей И.Г. Бутовского с небольшими ремарками, позаимствованными из упомянутой книги. 
Приведу следом за этим списком краткую биографию самого И.Г. Бутовского, позаимствованную из публикации Смбат Багратуни  на сайте Проза.ру [9].

ДЕТИ  БУТОВСКОГО  ИВАНА  ГРИГОРЬЕВИЧА 
1.  Старший сын, Александр Иванович (11.06.1814 –11.12.1890), в звании камер-юнкера, долго занимал должность агента нашего министерства финансов в Париже. Впоследствии он был директором департамента мануфактур и торговли. Ему принадлежит первое политико-экономическое сочинение на русском языке: «Опыт о народном богатстве или о началах политической экономии» (1847). Он говорил по-французски как француз и был очень чуток ко всему вульгарному пошлому и мелочному; был женат на княжне Шаховской.  Имеется биография в Википедии.

2.  Второй сын, Виктор Иванович (01.06.1815 -1881), был директором Строгановского училища живописи и ваяния в Москве и имел придворное звание егермейстера. Вот что сообщил о нем упомянутый выше автор книги "В родном гнезде", А,Д. Бутовский: "В 1863 году, на пути в Петроград из Кременчугского уезда, где я был прикомандирован к мировому съезду, я нарочно остановился в Москве, чтобы побывать у Виктора Ивановича; этого хотел Иван Григорьевич.  Я познакомился там с тремя прелестными его дочерями, совсем еще молодыми девицами, из которых одна, Александра Викторовна, вышла потом замуж за Евгения Васильевича Богдановича, тогда гвардейского стрелкового офицера, а впоследствии известного общественного деятеля. Сам Виктор Иванович был милый, обходительный человек. По его указаниям и по собранным им материалам Виоле ле-Дюк написал свою известную историю русского искусства".

Похоронен Виктор Иванович Бутовский в Москве на 1-ом участке Донского монастыря. Имеется его биография в Википедии.
3. Третий сын, Аркадий Иванович (1820 - ?),  был способным и остроумным человеком. Он написал маленькие рассказы из Русской истории для детей, но беспорядочная и разгульная жизнь преждевременно свела его в могилу.
4. Четвертый сын, Леонид Иванович (1817 – 09.07.1893), был учеником второго выпуска из школы Правоведения. Почти всю свою жизнь он занимал должность правителя дел в Смольном институте. Он тоже посвящал свои досуги литературе и оставил книжку патриотических и религиозных стихотворений, писанных на разные  случаи (в настоящее время книга эта выставлена в интернете на электронном аукционе).
5. Пятый сын,  Платон Иванович (1824 - ?), погиб жертвой несчастной случайности; ломовик, выезжая из ворот дома, ударил его оглоблей в висок, и он умер на месте.
6. Шестой сын, Юлий Иванович (1825 – 1871), был горным инженером, и в молодых чинах служил на золотых приисках в Сибири. Впоследствии он состоял при Технологическом институте, и оставался в этом заведении после его преобразования.
7. Дочь Ивана Григорьевича, Елена Ивановна (1814 – 1871),  в зрелые годы была энергичной и добродушной дамой. Она была замужем за Тимковским. Говорили, что он был замешан в деле Петрашевского, долго жил в Сибири и был помилован только с воцарением Александра II. Жена была все время при нем. Они жили по Загородному проспекту, в доме, принадлежащем Технологическому институту; верхний этаж занимал Александр Иванович, средний - Юлий Иванович, а на нижнем этаже жили Тимковские.         А.Д. Бутовский

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ  И.Г.  БУТОВСКОГО . 
Бутовский Иван Григорьевич (1784 – после 1872). Мемуарист, переводчик, воин. Двоюродный брат Надежды Дуровой . Гренадёр. Храбро сражался в войнах с Наполеоном (1805 – 1807) и Швецией (1808 –1809). В несчастной для русских битве при Аустерлице (1805), назначенный батальонным знаменосцем, во время атаки французов снял знамя с древка и обмотал его под мундиром вокруг тела. Его ранило в голову, но он не покидал строя, намереваясь живым знамя противнику не отдать. В мирной жизни прославился яркими воспоминаниями о войнах, в которых сражался, и переводами разнообразной научно-популярной литературы, особенно увлекался переводами французских исторических трудов [9].   

Читатели миниатюры решили, по-видимому, что никакой информации о госпоже Бутовской  мне так и не удалось найти. Но у меня в запасе осталась последняя попытка, к которой я  прибег, в результате чего  решил посетить сайт под названием «Справочник метрических записей архивов С.-Петербурга». В результате сделал две находки. 

1. Узнал, что  у Бутовского Ивана Григорьевича (чиновника 8 класса) и его жены Ульянии Яковлевны 1- го июня 1815 года родился сын Виктор.
2. Узнал, что в 1836 году в возрасте 39-ти лет Бутовская Ульяния Яковлевна скончалась, из чего следует, что родилась она в 1897 году, в 1813-1814 гг. в возрасте 16-17 лет вступила в брак с Иваном Григорьевичем, бывшем на 12 лет старше ее. В 1814 году родила двойняшек (мальчика и девочку), в 1815 году в Петербурге родила второго сына Виктора, а в 1816 году в возрасте 19 лет, родив трех детей, была запечатлена с красной шалью на портрете Александра Варнека. 

Напечатав эти строки, подумал, что пока только один я знаю эти факты из биографии молодой женщины, но надеюсь, что сейчас узнают и другие.    А какое, все-таки, оказалось у нее удивительное имя – УЛЬЯНИЯ … 18.08.2021.

P/S от 16.05.2022. Прошло уже 9 месяцев после опубликования миниатюры, но мои находки остались во многом невостребованными. Не узнали о них до сих пор ни автор биографии И.Г. Бутовского в Википедии, ни менеджеры родословных сайтов РРФ, РОДОВОД и GENI.  В результате остаются неизвестными как имя жены Ивана Григорьевича Бутовского - Бутовской Ульянии Яковлевны, так и годы ее жизни (1797 - 15.05.1836). 

Тем временем, на сайте "Справочник метрических записей архивов СПб" появились дополнительные сведения о семье Бутовских. Оказывается, что у Бутовских было не семь, а девять детей!!! Так 19 февраля 1827 года родилась еще одна дочь,  Зинаида, а 1 апреля 1836 года - еще один сын, Григорий (в честь деда).Он, вероятно, и стал "виновником" послеродовых осложнений у матери, скончавшейся через 1,5 месяцев после родов.   
Еще замечу, что 16.05.2022 приступил к подготовке очередной миниатюры, в которой приведу новые сведения о портрете Бутовской Ульянии Яковлевны.   

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782–1843. М.: Искусство, 1985.
2. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 113.
3. Изящные искусства. Академия художеств. – «Сын Отечества», 1820, №38, С. 255.
4. Бестужев А.А. Письмо к издателю.- «Сын Отечества, 1820, ч. 66. №1, С. 166 – 167.
5. Свиньин П.П. Открытие Академии художеств и чрезвычайное собрание оной. «Отеч. Записки», 1820, ч. 3, №6. С.
6. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
7. Владимир Варнек. Пять женских портретов.  Наука в Сибири. 2013. №10.
8. Марина Зиновьева. «Музей декаративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА имени С.Г. Строганова. Журнал «Третьяковская галерея». 2020, №2.
9. Смбат Багратуни. Проза.ру.  Еврейка Гетмаша Украины и ее правнук регент Росси.

18.08.2021