Дети-цветы жизни. Дорога. Глава 6

Лидия Шевелева
     Собирались долго. Надежда никак не хотела ехать неизвестно куда. - Какая ещё бабушка? Нет у меня никакой бабушки. Мама, ты  сама рассказывала, что воспитывалась в детском доме. Не знала и не знает никаких бабушек и дедушек. У кого-то они есть, только не у меня, - думала Надежда, плетясь за матерью к железно-дорожной станции. Здесь останавливались пригородные поезда. И их маленький поезд во главе с кукушкой, стареньким паровозом,  тащил два-три вагона в самый дальний конец области, в зону отчуждения, в Чернобыльскую зону. Деревенька или маленькое село Выселки находилось почти на самой границе с Белоруссией. Выйдя на конечной станции, направились в Выселки, до которых надо было идти километра три-четыре. Дорога была грунтовой, грязной, размытой дождями. Надежда тащила две сумки и плакала, все уговаривая мать вернуться домой.
     - Я там не останусь с какой-то бабкой! Кто она нам? Никто. Подумаешь, мать моего отчима! Мама, давай вернёмся домой, - канючила Надежда.
     Валентина Ивановна упрямо шла вперёд! Дорогу она забыла, но указатель хорошо помнила. Пару раз приезжала с Павлом к его матери. Тогда они ехали своей собственной машиной. Павел умер, а машина стоит в гараже. Сколько раз Павел уговоривал ее научиться водить машину и сдать на права. Все некогда было, некогда. Как бы сейчас эта машина пригодилась. Не тащились бы пешком по грязи. Валентина Ивановна всю дорогу думала. Правильно ли она сделала, отправившись в такую даль. Вечерело, а огоньков деревеньки все не было видно. - Может им электричество отключили, - подумала она. - Как же мы тогда найдем ее дом? Как только она об этом подумала, как уткнулась носом в забор. Вокруг стояла уже кромешняя тьма. Электричества не было, но свет от керосиновых ламп светился в некоторых окнах. Постучали в первое попавшиеся. - Кто там, - спросила хозяйка. - Скажите, как найти дом Марии Терентьевны, - спросила Валентина Ивановна. - А Вы кем ей будете, - послышался вопрос. - Невестка я, невестка! Жена ее покойного сына, - отвечала Валентина Ивановна. - Слава, Богу! Во время явились. А то она уже помирать собралась. Подождите, я выйду и провожу вас, - ответила хозяйка дома.

    Через несколько минут они уже входили в сенцы старенького дома. В доме стояла темнота. - Кто там, - спросил старческий голос. - Прасковья, это ты? - Я Терентьевна, я! К тебе приехали гости. Твоя невестка и внучка. Сейчас зажгу твою лампу и вы увидите друг друга.

     Когда загорелся свет керасиновой лампы, Валентине Ивановне бросилось в глаза убогость жилища. На единственной кровати, среди какого-то трепья лежала старенькая женщина, в которой с большим трудом можно было узнать Марию Терентьевну.
    - Здравствуйте, это я, Валентина, вдова вашего сына Павла, а это моя дочь Надежда. Мы приехали проведать Вас. Вы что, заболели? Старушка попыталась встать с кровати, но тут же обессиленно упала. - Лежите, лежите! Мы сейчас растопим печь и напоим Вас горячим и сладким чаем. Вы когда в последний раз кушали, - поинтересовалась Валентина Ивановна.
     - Да мы ее подкармливаем, каждый день кто-нибудь заходит к ней. Но в домике холодно. Нет у нее денег на дрова. Всю пенсию собирает на свои похороны. Мы иногда принесем пару поленьев, растопим печь и накормим ее. Но кушает она очень плохо. Тоскует по своему единственному сыну.- Соседка Марии Терентьевны любила поговорить и узнать новости.
     - У вас что совсем нет света, - удивилась Валентина Ивановна.
     - Обрезали за неуплату. А чем платить? Пенсии маленькие, еле-еле хватает на продукты, - объясняла Прасковья.
     - А как же магазин работает без электричества, - спросила Валентина Ивановна.
     - Так у нас нет магазина. Раз в неделю добирается до нас продуктовая лавка, там и покупаем продукты. Дорого! Но что делать? Никто о нас не думает и не заботится. Вычеркнули нас уже из жизни, только и ждут, когда мы все поумираем.
     - А пенсии, кто вам привозит?
     - В конце месяца с продуктовой лавкой приезжает к нам почтальон. Привозит нам пенсию. Иногда приходится продукты покупать в долг, а потом с пенсии рассчитываться. Рассчитаемся, а пенсии уже и нет! Так и живём от пенсии до пенсии. Денег на руки нам почти не остаётся.

     - Боже, мой! Куда я попала? Зачем я сюда приехала, - думала Валентина Ивановна, пытаясь растопить холодную печь. - Что, правда нет ни единого полена, - поинтересовалась Валентина Ивановна. - Чем же растопить печь?
     - Можно от сарая отодрать пару досок. Но сейчас темно. Ничего не найдем. Придется терпеть до утра. Когда развиднеется, можно ещё кое-что найти на растопку, - объясняла Прасковья. - Вам здесь негде спать, одна только лавка, а вас двое. Давайте, я заберу вашу дочь к себе на ночь. А Вы оставайтесь с Терентьевной. У меня в хате тепло. Я с лета натаскала дров из лесу. А Терентьевна уже не могла. Можно у одного мужика купить дрова, но он дорого берет. Поторгуйтесь завтра с ним, может что-то и выторгуете, - объяснила Просковья, направляюсь с Надеждой к себе домой.

     Как Валентина Ивановна провела эту ночь, уже не помнит. Помнит только холод и сырость дома. Так и пролежала она целую ночь на лавке, в полном одеянии, дрожа от холода.


               Продолжение следует.

               18 августа 2021 г.