Мне б сыра со слезой - хотя бы триста грамм...

Юрий Фукс
                МНЕ Б СЫРА СО "СЛЕЗОЙ" -
               
                ХОТЯ БЫ ТРИСТА ГРАММ...
               

                Рассказ



- Сижу в кухне один. Вся семья - в деревне. На душе - непривычный покой и благолепие... 
  Едва  под кастрюлей с сосисками плиту выключил -  вдруг в дверь:  БУХ! БУХ!! БУХ!!! 
  Явно не  подростки! Те - раз стукнут, или позвонят - и дёру! Но звонок уже неделю не работает. Может, электрик?

  Смотрю в глазок - там трое мужиков и баба. Никого не знаю. Спрашиваю:
- Кто там?  Что надо?
- Открывай! Полиция! Проверка документов!

  Теперь ведь как: без формы ходят, не откроешь - за неподчинение их требованиям и посадить могут!
А если бандиты??? Хорошо, что семья уехала! Убьют - так меня одного. Открыл, конечно!

  Входят стремительно, меня, как мебель, рукой с прохода к стенке сдвинули,  ртутными шариками
по квартире раскатились. Шкафы открывают, в холодильник лезут. И всё фотографируют на телефоны,
 как будто шпион я какой-то!

- Вы - куда? Что хотите? - спрашиваю, а у самого во рту  челюсти чечётку отбивают. -
 Скажите, что ищете - я сам вам дам...
 
  А те - ни слова в ответ, будто не человек их спрашивает, а собака гавкает! Только между собой
коротко словами перебрасываются - вроде меня здесь нет!

  Мой котяра Аль Пачино хоть бы мяукнул на тех, кто так грубо с его кормильцем обращается!
Имя-то обязывает! А он - бесстыжая морда! -  удрал от чужаков, под диван еле толстым пузом протиснулся
 и там спрятался! А сейчас  вон сидит, зелёные глазищи распахнул и слушает,  как бы  впервые про всё узнаёт!
 Уууууууу, предатель, я ещё с тобой поговорю!

   Наконец, непрошенные гости собрались все в кухне. Один из них -  лысый, с немосковским загаром -
 сел за стол, женщина тоже. Она раскрыла большой блокнот, а тот, что сел, ей диктует:
- Стулья - заменить 6 штук;  в холодильник - набор № 12 в магазинных упаковках; в шкафы - наборы новой мужской, женской, детской одежды на мальчика 10-12 лет, плюс игрушки, самокат и прочее. Набор новой посуды - кастрюли, сковородки, вилки-ложки, тарелки на 6 человек. Новый компьютер и телевизор.

   К столу - выдать набор №7. В день визита в 7.00 доставить готовые блюда - холодные! - и загрузить в холодильник...
- Нагреть-то - сможешь? обратился лысый ко мне.
- Ничего не понимаю... Ну хоть объясните в двух словах!
- В двух - не получится! Жди, объясним! Времени у нас мало!

- Продолжаю: сегодня же прислать Оглоедова, пусть осмотрит внимательно все мелочи, что надо -
уберёт с глаз или заменит.
- У тебя какой этаж? - спрашивает лысый.
- Третий - отвечаю.
- Лестничная клетка: счистить с потолков спички, окурки, побелить потолки
 и выкрасить стены - до 4-го этажа. Выше - не надо: с третьего не видно.

  Вымыть лифт.  Завезти во двор восемь деревьев в кадках, поставить по два - перед каждым  подъездом.
- Что ещё? - обратился он к своим.
- Дверь в подъезде на одной петле висит...
- Пиши: починить!
- В квартире - вымыть окна, ванную с туалетом.

- Ну, дед с этим сам справится! Ты родину любишь? - обратился он ко мне.
- А как же! - отвечаю.
- Вот и докажи делом!
- Зачем всё это? Ну объясните, наконец, по-человечески! - возопил я.
- Сядь! Объясняю: По приглашению руководства Госкино в Москву приехал большой друг нашей страны,
 левак по убеждениям, французский документалист Анри Бенар.
   Хочет снять честное документальное кино о жизни простых людей в нашей стране.  Снимет быт 12-15 наших
 обычных граждан, а не образцовые квартиры. Кстати: семья у тебя есть? Или в разводе, живёшь один?

   "Всё же убивать за квартиру пришли!" - мелькнула мысль у меня и выдвинул ящик стола - с ножами, вилками.
 Этот - понял и рявкнул:
- А ну задвинь!!! Псих, что ли?? Семья - есть? - спрашиваю.
- Есть... В деревню уехали. Там жизнь дешевле...
- Французу скажешь: На Канарах!
- А спросит, почему я не полетел с ними?
- Скажешь: Надоело!

- Ну не понимаю ничего! Я-то здесь причём??
- Француз тебя выбрал! Вернее, не тебя, а твой адрес. Что, зараза такая, придумал!
Приехал, попросил большую карту Москвы, надел повязку на глаза и вслепую пальцем в карту - тык!
Ассистент читает, что за улица. А потом вслепую из мешочка достаёт кубики с цифрами:
первый - номер дома, второй - номер квартиры. Как в лото. И всё это - оператор снимает.

   Вот хитрован! Но и мы - не лыком шиты! - и оскалился в улыбке. Двое стоявших тут же зеркально оскалились.
   Хорошо, что у тебя ремонт недавний! Через два дня - пятого числа - француз будет у тебя.
   Часть мебели и всё барахло в шкафах - заменим. Что привезём - включая продукты в упаковках, посуду -
получишь под расписку, потом заберём.
- А куда я своё дену?
- В котельне оставишь. Или соседи возьмут на денёк.
- А мои продукты? Я же так быстро их не съем!
- Это сосиски в целофане? Чего же пожадничал, накупил столько? Что хочешь делай, но француз видеть их не должен! Хоть на помойку! Или соседям раздай!
 
  В общем, смотри в оба, чтобы страну не опозорить!
 Странно! До пенсии ты дожил, а добра - так и не нажил!
- Так я честно всю жизнь трудился...
- Но-но-но! Не зарывайся! Хочешь сказать, что у нас только воры хорошо живут?!
- Нет... Ещё академики, генералы, начальство всякое...
- Дааааа! Слаб ты, дед, в политике! Следи за языком своим! На все вопросы     француза отвечай как истинный патриот, а не абы как, с вредным душком...
   Учти: переводчик - от нас, он всё на диктофон писать будет. Не создавай себе проблем.

  Так! Нам пора! Сегодня и завтра придут наши люди - что не понял, они объяснят!
- Но я против съёмок!
- А тебя и не спрашивают! Мы сказали - ты делай! Всё! Бывай! - и ушли...
  Покоя моего - как не бывало! Когда всё успеть?


   Бросился мыть, драить... В порядке отдыха - по соседям бегаю, выясняю - что можно к ним занести.
 Тяжело, конечно, но об  этом -  неинтересно рассказывать.
       

   А на другой день пораньше  - взял сумку большую на двух колёсах, верёвку бельевую, если в сумку всё не влезет, и - в указанный в талоне  гастроном  поехал на тролейбусе. Талон № 7 отоварить.

   Думал, полдня там проведу, но ошибся! В магазине покупателей нет, полки - пустые,
только банки трёхлитровые стеклянные  с берёзовым соком через три метра стоят, а между ними -
 железные баночки с китайской морской капустой расставлены.

  Талон взяли и велели ждать. Примерно минут через сорок выносят два больших пакета,
крепко перевязанных. Один - побольше - еле в сумку влез, другой - привязал верёвкой
к рамке тележки и к тролейбусу попёрся.


   Посмотреть в магазине, что же мне дали - было невозможно: люди всё же заходят -
"Вдруг что-то в продаже есть?".  А на улице - и подавно не раскроешь! Сказали:    "Откроешь дома.
Опись - внутри, всё строго по описи к талону №7".

  Два тролейбуса пропустил, а в третий с грузом втиснулся - спасибо двум парням, помогли деду подняться.
 

  Дома разложил на столе - вот гады! Вместо красной рыбы - дали примерно на ту же сумму
 консервы "Килька в томатном соусе", вместо сыра "Российский" - плавленые сырки "Нева"!
 
  Бросился к телефону, звоню - никто трубку не берёт. Рыба - чёрт с ней! Но сыр!!!
  Стал припоминать, что читал про французские кулинарные пристрастия. Вспомнил только два:
лягушки и сыр. Ну, лягушек пусть сами ловят, а вот сыр... Без него любой стол для  них - пустой! Избалованы в своей Франции! Ещё де-Голль говорил:
 "Очень трудно управлять страной, в которой одного только сыра - 450 сортов!".

  Застолье всё рушится! Убеждаю себя: "Спокойно, без паники, Василий! Бесполезно охать!
Должно быть решение!".  И - нашёл!

  Сунул в сумку одну из трёх бутылок "Столичной", три  сырка "Нева",  кильки в томате
и помчался в большой "Гастроном" на улице Кирова. Отозвал в сторонку грузчика и объяснил,
в какой международный переплёт попал. Раскрыл сумку, посулил отдать ему всё это сверх оплаты,
если вынесет хотя бы 300 граммов - а лучше полкило сыра "Российского" зрелого со "слезой" -
каплями прозрачной солёной жидкости, выступающей в порах.

  Уж не знаю, что его убедило: бедственное положение моё, или бутылка "Столичной" с сопровождением,
 но минут через 20 вынес он завёрнутый в газету "Правда" кусочек сыра и расстались мы,
довольные друг другом.
 
  Сорвал дома газету, потом бумагу - и вправду  "Российский" сыр,
 хоть без "слезы" - да чёрт с ним! Сойдёт!


  От непривычной огромной уборки, беготни и волнений почувствовал сильное стеснение в груди.
 Что-то давило на неё, кололо  и мешало дышать. Раскрыл глаза - на груди моей  сидит восьмикилограмовый
 Аль Пачино, перступает с лапы на лапу и когтями майку на мне рвёт - жрать, мол, давай, не спи!
И в глаза мне выразительно смотрит, внушает своё  требование на случай, если я ещё не понял.

   От сна не сразу очнулся, - продолжал Василий. - Кота с груди своей сбросил, осознал, что лежу дома на  кровати и всей этой жути на самом деле нет!
   Думал, что без семьи отдохну впервые за много лет - а мозги мои что только по ночам не вытворяют! 
 Как-то причудливо сплетают день нынешний с прошлыми годами пустых магазинных полок...  Да я же так
 с ума сойду или от инфаркта с инсультом окачурюсь!
      Не знаю, как мне от ночных кошмаров избавиться!
 Хоть бы ты, Юрий, что-нибудь посоветовал! - обратился он, наконец, ко мне.
 

      За последние год-полтора мой сосед Василий Николаевич сильно изменился. Нервным стал - ужас!
Если начал говорить - лучше не перебивать его и только молча слушать. Иначе тут же забудет,
где его остановили и всё начнёт сначала. А скажешь, что он это уже говорил - злится,
становится красным от прилива крови к голове и очень обижается: зачем, мол, носом тычешь его
в старческую немощь: "и без тебя знаю, что память у меня стала никудышной!".
  Приходится ждать, когда сам спросит.

- Дай подумать! - попросил я.


  Помолчали.


  Наконец, я сообразил:

- Все эти ночные кошмары, Василий, оттого, что ты давно отвык от беззаботной жизни!
  Лучшее для тебя лекарство - ворох дневных забот! Собирай-ка вещички, бери Аль Пачино под мышку,
 да езжай к семье! Ты в деревне  так за день умотаешься, что ночью без всяких сновидений
спать будешь, как убитый!

- Пожалуй, ты прав! - обрадовался он. - Ещё Грибоедов советовал:

                "В ДЕРЕВНЮ, К ТЁТКЕ, В ГЛУШЬ, В САРАТОВ!".

       И вечером - к семье укатил.

                Ну и молодец!  Здоровее будет!
       

7.2021