В своих художественных ориентирах Петрарка был твёрдо привязан к классической
перспективе в литературе и искусстве: он не выглядел человеком, особо интересовав
шимся явлениями современной ему художественной жизни, особо в них не углублялся,
не проявлял особого любопытства к тенденциям в тогдашней живописи.
Даже если он так или иначе затронул эти темы в трактатах "О средствах против
превратностей судьбы" и "О монашеском досуге", его размышления базируются на
моральных суждениях "auctoritatas": Цицерона, Плиния, Святого Августина и Отцов
церкви и потому часто повторяют "общие места", им не хватает оригинальности.
Примером такой отдалённости от развития современного Петрарке искусства служит
письмо поэта к другу Гвидо Сетте, где даётся негативная оценка скульпторам того
времени - Арнольфо ди Камбио и Тино Камайано:
"... Я познакомился с некоторыми менее известными скульпторами, - этот жанр
в нашу эпоху пребывает в упадке.
... Их творения показались мне очень далёкими и непохожими на классические про-
изведения." ( " О домашних вещах").
Но для полного понимания отношения Петрарки к искусству и его связи с литерату-
рой фундаментальными является его дружба с сиенским мастером Симоне Марти-
ни и исключетельно тонкая чувствительность по отношению к миниатюре.
Именно Мартини поэт заказал портрет Лауры ( к сожалению, утраченный позже).
Семьдесят седьмой и семьдесят восьмой сонеты посвящены именно этому событию:
"Меж созданных великим Поликлетом
и гениями всех минувших лет, -
меж лиц прекрасных не было и нет
сравнимых с ним, стократно мной воспетых.
Но мой Симоне был в раю - он светом
иных небес подвигнут и согрет,
иной страны, где ты пришла на свет,
чей образ обессмертил он портретом.
Нам этот лик прекрасный говорит,
что на Земле - небес она жилица,
тех лучших мест, где плотью дух не скрыт.
И что такой портрет не мог родиться,
когда художник с низменных орбит
сошёл сюда - на смертных жён дивиться."
Ф.Петрарка, сонет 77
пер. В.Левика
В них проявляется некоторая общепринятость или запоздалость суждений поэта
о предназначении живописи: за ней признаётся способность перевести в зрительную
реальность то, что по определению сокрыто от чувственного знания, будучи, со-
гласно неоплатонической концепции "копией вечных архетипов; способная, в опре-
делённом смысле вернуть к жизни персонажей прошлого, позволить проживать эту
жизнь перед глазами зрителей."
Сиенский художник, который так же, как и Петрарка, был частым гостем Папского
двора в Авиньоне, получил от поэта заказ на выполнение первого листа Кодекса
латинских классических авторов, выбранных Петраркой, который включал в себя
"Энеиду", "Буколики", "Георгики" Вергилия, сопровождённые комментариями Сервия,
а также тексты Стацио, Орацио и Элио Донато. Сборник был составлен в 1325 году.
Ныне он хранится в Амброзианской библиотеке.
Этот том Петрарка вcегда имел при себе, записывал на полях его комментарии,
наблюдения, даты и наиболее значимые события своей жизни: среди них есть и пол-
ная боли запись о смерти Лауры.
Красивая миниатюра Симоне Мартини - маленький манифест "интернациональной
готики", главного направления живописи того времени.
Она представляет аллегорию творчества Вергилия, придуманную самим Петраркой:
Вергилий, коронованный лавровым венком, под последним из трёх деревьев (симво-
лов трёх шедевров Вергилия), комментатор Сервио, обращённый к воину Энею, перед
которым распахнут занавес, открывабщий фигуру поэта.
В нижней части листа представлены крестьянин - символ "Георгики" и пастух -
символ "Буколики".
Величайшее качество исполнения миниатюры видны в исполнении поз персонажей,
натурализма луга, можно даже разглядеть молоко только что подоенной козы.
Все эти детали являются прелюдией к более изысканным портретам придворной
готики.
По материалам Instituto Italiano Edizione ATLAS