Звезды над Ямалом 29

Олег Борисенко
Предыдущая глава: http://proza.ru/2021/08/15/631

К утру заморосил мелкий дождик. Нужно было искать заводь и вставать на дневку.
Антип присмотрел ручей, и показав рукой, предложил, - давай-ка сюда зайдем. Ручей заросший, найдем сухое место, шалаш поставим и отдохнем. Тут место безлюдное, тихое. Да и правый берег не высокий, а значит незаметны с него будем.

Прошли некоторое время по руслу ручья, и вышли в небольшую заводь. Сквозь туман на воде предстал взору путникам небольшой островок.
- Дымком тянет, - насторожился Иван.
- Мне тоже показалось, - согласился Юсуп.
- Там неводники у берега, - разглядев сквозь туман, вскрикнул Емелька, который сидел на носу.
- Давай назад, - принял решение Антип, но было уже поздно. Народ на берегу, увидев баркас, засуетился. Многие из людей, попрыгали в неводники и принялись отчаливать от берега.

- Разбойный люд это, что грабят купцов на Тоболе. Воевода сказывал при мне в съездной избе, что грамоты были о них, - прошептал Егорушка.
- Лук редьки не слаще. Выгребайте на середину плеса, будем отпор давать, у них, я вижу, токмо рогатины, да дубины с саблями, - распорядился Антип, подсыпая свежего пороха на полку своей пищали.

Тем временем два неводника развернувшись, уже полным ходом приближались к баркасу.

- А ну! Не шали! – направив ствол в сторону татей, крикнул отставной десятник.
Грянул выстрел.
Но видать на волне качнуло, пуля попала в воду с правого борта неводника, и отскочив рикошетом от воды, вдребезги разбила весло.
От этого один неводник сбросил ход.
Второй же, пройдя мимо товарищей, на полном ходу приближался. На веслах сидел видимо не дюжей силы ушкуйник, и греб равномерно и ладно.

Юсуп принял разряженную пищаль у Антипа, и передал ему свою.
Но тут на нос выскочила Яна, отчаянно закричав, - Митька сукин сын! Куды гребешь?!  Остановись леший!
Бородатый разбойник, сидевший за веслами, приспустил левое весло, и неводник развернулся боком. Митька глянул из-под ладони в сторону баркаса, - Мать честная! Ты что ль Яна?
- Я! Я! – рассмеялась ворожея, - а я, вот тебя, живым не чаяла встретить, ведьм вроде казнили тебя вместе с Хлопком Косолапом.
- Убег я тогды от стражи. Они воеводу Ивана Басманова, что в нашу засаду попал, хоронили, а я и утек, пока сыр бор.

Пока Яна перекликалась с Митяем, Иван шепнул Юсупу. Сними перстень мурза, увидят, вместе с рукой оторвут. Лихие люди шутить не станут.
- А кто это Ваня?
- Ушкуйники, что купцов грабят и товар отбирают. Беглые холопы, да разбойники.
- Воры?
- Нет мурза, вор это кто бузу супротив государя, бояр да князей поднимает, а разбойники, это разбойники. Темное семя. Их в смутное время много развелось. Теперь они, и в Сибири прижились. Заросли тут непролазные, вот и обосновались при реке. Большие караваны не по зубам им, а вот одиночные струги можно и пограбить.

- Тогда милости прошу к нашему шалашу, - разворачивая неводник крикнул Митяй.

Причалив, путники сошли на берег.
Подошли к костру, где в казане кипел бульон.
У Егорки от запаха варенного мяса, закружилась голова, и он, присев на корточки, и протянув руки к разбойникам, промямлил, - подайте люди добрые холопу беглому, век молится за вас буду.
Один из злодеев, ножом вытащил кусок мяса, и подал Егору.
- Ешь сиротинушка, токмо горячее оно, подуй на него малость.
Но холоп в два прикуса, не прожёвывая, проглотил поднесенный ему кусок, чем рассмешил всех собравшихся у костра.

Устроились лиходеи на острове основательно.
Антип насчитал шесть землянок, и несколько шалашей.

Митяй отвел Яну в сторонку, - летом тут у нас тихо, а вот зимой, когда снег, по следам могут найти. Приходится менять место стоянки часто. Со сбытом дюже туго, на ярмарку же не поедешь с нашей-то добычей, вот и маемся впроголодь. А тебя, Лапландка, нам сам господь бог послал. Слышал я что архиепископ Герасим сослал двадцать бобылей на Покровское поселение у реки Туры. Обосновываются там они без жинок. Вот туды и езжай. Дом справишь. Обоснуйся, обживись. Будешь там знахарством промышлять, да товар наш сбывать. А мы тебе на первое время, деньгой подмогнем. 

Яна пожала плечами, - Знаешь Митяй, я давно хотела осесть, где ни будь. Надоело бродяжничать. Вон и сын растет, а я все по лесам, да по долам.
— Вот и решайся. И нам подсобишь, и сама устроишься. Вскоре купец наш на струге пойдет на Туру, он туда тебя и доставит. 
- А мои попутчики?
- Они пусть сами по себе. Токмо вот баркас у них большой и неуклюжий. Можем на малый ушкуй сменять коли пожелают. Он плоскодонный, легкий, и парусок есть, им вдвоем в самый раз. А беглого холопа мы бы и у себя оставили. Молодые нам завсегда нужны. А то ужо и дров нарубить скоро некому будет, стареем.
- Надобно с мужем посоветоваться.
- Как его величать?
- Антипом зовут.
- Я сам с ним поговорю.
- Нет Митяй, я уж сама, а то проболтаешься про сбыт добра тащенного, он и откажется. Я ему про поселение расскажу, и что вы подсобите дом поставить. А более ему и ведать не нужно.



Продолжение: http://proza.ru/2021/08/23/739