О Зернослове сквозит всегда звездит везде до дней

Евгений Пимонович
   
     О "Зернослове Тёлта".


   «Светить всегда, светить везде», - игристость русского языка позволяет  поэтам реализовать себя «до дней последних донца». Не запрещается сложить слова и таким образом: «… звездить всегда, звездить везде...».
    Свет(энергия) и Свед(весть, информация) – звёздность повсюду, везде, пронизывающая  пространство и время.
    Как сквозняк может постепенно просквозить, так и звезда - звездит и просвещает склонных, готовых к осведомлению.
   
     Но одновременно язык строг и формализован, когда речь идет о лекциях по философии: "Сходство пифагорейской философии с некоторыми особенностями китайской, действительно, замечательно: и та и другая сводят мировой порядок к тем же числам и числовым отношениям, и та и другая признают началами числа и всего сущего чёт и нечет, из коих нечет есть начало совершенное, активное, мужественное, чёт — несовершенное, пассивное, женственное. Самая символика чисел, учение о гармонии, о гармоническом устройстве вещей — приблизительно одно и то же у пифагорейцев и китайцев. Тем не менее, чтобы допустить какое-либо китайское влияние на Пифагора, нужно было бы признать, по меньшей мере, что гиперборейский жрец Аполлона, Абарис, прилетевший на солнечной Золотой стреле к Пифагору и посвятивший его в тайны своего учения, — был китайцем ".

      Доведись мне слушать лекции  князя С.Н.Трубецкого, профессора и ректора Императорского Московского университета, не преминул бы задать ему простой вопрос: «А что могло помешать Абарису навещать и Пифагора, и египетских жрецов и китайских мудрецов?!»
  И проставлять печать  в своём командировочном удостоверении иероглифами: в форме пятилучевой звезды египетским  (значение «изучать») и китайским (значение «Великий», см.перед заголовком составной иероглиф ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ)!

   В рассуждение князя Трубецкого вкралась логическая ошибка:  ведь гиперборейский жрец, не будучи ни эллином ни китайцем, мог делиться И с одними И с другими своей мудростью.
    Что-то глубинное могло быть источником этой мудрости Востока и Запада?
   Но это уже из области домыслов – то глубинное, чему не осталось прямых улик. То, что можно попытаться домыслить, достроить, восстановить.
    

   О возникновении и развитии языков много противоречивых гипотез,  не нужно быть даже филологом, чтобы привнести свою лепту.
      Согласно Герману Вирту*):«Все современные языки и религиозные учения являются мертвым сплетением более непонятных символов и знаков, ключ к которым безвозвратно утерян вместе с полярной землей и полярной расой».
        Вирт, являвшийся сторонником археологической теории "культурных кругов", назвал древнейшую изначальную протокультуру "Thulekulturkreise", т.е. "культурным кругом Туле".

     Изначально рунические круги ритуально наносились только на древесную поверхность, так как дерево в "культурном круге Туле" считалось сакральным элементом, вещественным воплощением Оси Мира. По этой причине ПРОСЛЕДИТЬ хронологию развития полноценного рунического письма в древних эпохах полноценно НЕВОЗМОЖНО.
     Лишь фрагментарные надписи на стенах пещер, керамике, камнях, а позже, бронзе и железе, являющиеся, скорее, аномалиями, нежели нормой древнейшей культуры, позволяют судить о шагах эволюции (или, точнее, ИНВОЛЮЦИИ) рунического письма. Исторические руны, какими они достоверно появляются в V-VI вв. - это лишь инерциальные следы древней забытой системы, которую (чтобы не путать понятия) можно назвать проторунической.

    Проторуническая система, согласно Вирту, и лежит в основе всех систем письма - финикийской, индийской, шумерской, китайской, египетской и т.д. Более того, проторуны и их система представляют собой ключ к расшифровке абсолютно всех мифологических сюжетов и сакральных доктрин".

   Имеющий уши да услышит...
 
   Тот у кого нет аллергии на РУНЫ и кто не хватается за кобуру при упоминании Германа Вирта, потомка фризов, способен оценить суть только что приведенной цитаты: мир форм, в том числе и мир форм языка, развивается не революционно, а инволюционно.
   
  Испытывая глобальные тектонические метаморфозы, становясь текучим до поры, до времени застывания, перехода в устойчивые «незыблемые» правила.
  Язык, речь, письменность даны нам для фиксации этих изменений. И для общения.
  Друг с другом. С учениками и учителями.

   «Ну, ладно. учителя учат собственным примером и словами. А сами где усложняются? У более высоких сложностей. А те, великие, у кого? Где предел? Где вершина иерархической пирамиды сложности?
   В мире никто не обижен. Мозг каждого последнего обывателя резонирует в поле сложности. Чувствуют все, каждый на своём частотном уровне. А вот поймать молниеносное мгновение интуитивного прозрения и выразить его словом удаётся далеко не каждому. А только тем, кто изнурил себя поисками и долгим трудом.
     Понятно, что творческий гений срезонировал на интуитивную подсказку «свыше». И что не он является автором открытия или сочинённой им песенки. Это понимали древние анонимные мудрецы, которые подписывались либо собирательным именем Гермес, либо никак. Мы о самых великих не знаем ничего. Сегодня каждый изобретатель шнурка шумит о своём величии и авторском праве, а западные ушлые юридические фирмы на этом зарабатывают. И приходится в книгах указывать свою фамилию для защиты от плагиата.
Конечно, никто с небес тебе лекций и пророческих проповедей не читает и мыслей в готовом виде не даёт. Тебя ведут деликатно. Тебе показывают сновидения, подсовывают «странные совпадения» (юнговские синхроничности), подсказывают аналогиями, приметами и одному тебе известными воспоминаниями. Плетут вокруг тебя жизненную ситуацию, чтобы ты мог творить.» /Ю.А.Ларичев/.

  Один из нас, пишущий детективные истории под псевдонимом «Филолог По» испытал себя и молниеносностью интуитивного прозрения и изнурительностью (восьмилетней!) составления  фолианта, названного «Зернослов Тёлта» http://proza.ru/2021/03/23/1106.

     Если я правильно понял его, Тёлт – одно из имён Гермеса (Тота), одна из форм отражения в тонком мире нашего сознания собирательного имени мудрецов древности**).
Знакомый по приключениям мультяшного крошки Енота «Тот кто сидит в пруду» - это всё тот же древнеегипетский ТОТ!
 Возвращаясь к путешествующему на золотой стреле АБАРИСУ, жрецу Апполона***) неизбежно сталкиваемся с понятием Величие.

У каждого народа оно преломляется по-своему. Если в украинском языке ВЕЛИКИЙ – большой, то в китайском Великий (изображаемый пятилучевым иероглифом http://proza.ru/2021/06/12/732) – неотделимая по сути часть философского понятия «Великий Предел»(см. перед заголовком).
  И Величие здесь – часть непостижимости.

На бытовом уровне непостижимость синонимична сложности замысла. Как например, воскликнет европеец перед свитком с иероглифами: «Китайская грамота!».
А между тем, всякой грамоте соответствует свой словарь.
Ключи китайских иероглифов - относительно простые символы, из которых состоят иероглифы. Ключ сам по себе может выступать отдельным словом, либо быть частью более сложного иероглифа. Иногда ключи называют радикалами, по ним ищут слова в китайских словарях. Число из непостоянно, сначала их было больше.

    Величие автора «Зернослова Тёлта» в том, что его озарение пришло из глубины веков дописьменной. Когда остывающая магма невидимого цивилизационного расплава только начала схватываться корочкой, только начала переходить в кристаллическую форму праязыков.
    По законам кристаллографии структурируясь, прорастая  «друзами», «колосьями», «ключами», «корнями»,  «дендритами»****)

     Андрей Василенко, автор "Зернослова Телта" чувствует родной язык, помнит старославянизмы

ЗВИЗДЪ – свист
ЗВИЗДЁНИIЭ – свист, свистание

ВЁСТО – известно;
ВЁСТОВАТИ, ВЁСТОУЮ – возвещать, свидетельствовать;

   Он понимает, почему ЗВЁЗДАМИ называют изВЕСТных личностей: *СВЕСТА – «несущая весть/извещающая». Почему ЗВЁЗДЫ синонимичны к словосочетанию: обладать вестями, или – обладать знаниями.

       Достоевскому приписывают замечательное откровение:
«чтобы написать роман, надо запастись прежде всего одним или несколькими сильными впечатлениями, пережитыми сердцем автора действительно».
     Написанный мной  текст – как раз о таких сильных впечатлениях. От звёзд.
    О звёздочках, побуждающих к творчеству.


*) Герман Вирт (нем. Herman Wirth, также известен как Герман Вирт Ропер Бош, нем. Herman Wirth Roeper Bosch и Герман Феликс Вирт нем. Herman Felix Wirth).
   Голландско-немецкий этнолог.
(6мая 1885, Утрехт— 16февраля 1981,  Кузель).
**) Гермес Трисмегист (триждывеличайший) – имя божества, сочетающего в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса.
***) Апполон и Гермес – культурные божества эллинов.
Аполлону соответствует Гор (сокол), бог солнца и света. Гермесу соответствует Тот (ибис или журавль), бог времени и мудрости.
 Аполлону принадлежит письмо, образование и культура, Гермесу - алфавит, магия и культ.
Аполлон связан с гласными звуками, распевами, струнами и соответствиями. Гермес - с буквенными начертаниями, формулами, порядком согласных и исключениями
****) Дендрит представляет собой ветвящееся и расходящееся в стороны образование, возникающее при ускоренной или стеснённой кристаллизации в неравновесных условиях, когда кристалл расщепляется по определённым законам. В результате он утрачивает свою первоначальную целостность, появляются кристаллографически разупорядоченные блоки. Они ветвятся и разрастаются в разные стороны подобно дереву, тянущемуся к солнечному свету, кристаллографическая закономерность изначального кристалла в процессе его дендритного развития утрачивается по мере его роста.