2. 1 Младенец, общение без слов

Лариса Болотова
                Способны ли взрослые понять  младенца?

                Из книги «Неизведанное Я» Джорджа Франкла:

(стр. 49) «Один из парадоксов эволюции человека заключается в том, что родители сохраняют очень слабое представление об эмоциональном опыте и внутреннем мире своих детей. Дихотомия между восприятием родителей поведения ребёнка и их неспособностью понять «что реально происходит у него в душе» отражает наше общее неумение понимать окружающих и самих себя.

Дихотомия – раздвоенность, последовательное деление на две части более связанные внутри, чем между собой. Способ логического деления класса на подклассы, который состоит в том, что делимое понятие полностью делится на два взаимоисключающих понятия. (Википедия)

Тогда как у животных есть сигнальные системы, которые позволяют представителям одного вида понимать друг друга, мы полагаемся на язык и символические жесты, которые часто не позволяют другим правильно нас понять.

До того как ребёнок научиться говорить, он использует довербальные формы коммуникации, сообщая о своих потребностях движениями тела, звуками, жестами и мимикой.

Ребёнок также проявляет поведенческую активность невидимую со стороны. Он может напрягать свою челюсть и мышцы шеи, сосать свой язык или безконечно исследовать своим языком свой рот, совершать удушающие движения и напрягать горло, закатывать свои глаза вверх и вниз …

Даже некоторое количество видимой активности, как, например, навязчивые позы, повторяющиеся действия и  ритуалы, представляют некую форму довербальных сигналов, которые остаются недоступными нашему сознательному пониманию».

                Ребёнок начинает понимать слова, ещё до того как научится говорить. Получается, что мыслить можно и без речи? Как ребёнок мыслит? Образами. Любое произнесённое слово создаёт для него образ. 

«… даже с овладением речью можно передать собеседнику лишь достаточно узкую область опыта, чувств или мыслей.

… сами слова несут значения, которые часто  ускользают от обычного понимания. Речь, конечно, лишь одна из форм, которая используется культурой для выражения коллективных эмоций; танец, музыка, картины, скульптура, архитектура и ритуальные обряды передают культурные и религиозные смыслы, но несомненно, что чем более развитыми становятся культуры, тем больше они делают попыток выразить себя с помощью языка.

Драма, поэзия, басни и романы, теологические системы, наравне с идеологическими концепциями пытаются сообщить миру о человеческом опыте.

Другими словами: то, что становиться осознанным через слово или жест, символ или искусство, составляет лишь небольшую часть того, что происходит в нашем разуме.

Если мы поймём, что человеческое существо остаётся ребёнком в течение очень долгого времени, мы можем признать, что подавленные  и позабытые переживания  младенчества и детства играют очень большую роль в нашей эмоциональной жизни. Ребёнок продолжает жить во взрослом человеке в гораздо большей степени, чем мы можем себе представить, инфантильные зависимости и фиксации оказывают сильнейшее воздействие на наши взрослые установки.

Инфантильный – это понятие значит похожий на ребёнка, незрелый, ведущий себя по-детски. (Википедия)

На социальном уровне… взрослый человек сохраняет в своём мышлении многие инфантильные аспекты и остаётся зависимым от социального эквивалента родительского покровительства и защиты. Отношение ребёнка к своим родителям, его реакции на них и его конфликты с ними, будут переноситься на взаимоотношения взрослого человека с его социальным окружением и влиять на его идеологические, политические, социальные и религиозные установки».

                Почему же у хороших родителей бывают дети наркоманы, пьяницы и убийцы? Закон Кармы?