Чужие цыплята

Фархад Аскеров Рамизоглы
У Эльчина в хозяйстве было много кур – белых, пятнистых, хохлатых. В придачу к ним петух с красным хохолком. Словно кровь стекла с его красного гребешка. Частенько, взмахивая крыльями, звонко кукарекал. Соседские петухи вторили ему в унисон.
Однажды Пятнистая курочка стала наседкой. Мать Эльчина тётушка Хумай постелила в коробку сухого сена. Эльчин, стоя в стороне, с интересом наблюдал за действиями матери.
Мать сказала:
- Гляди-ка, Пятнистая курочка будет сидеть на этих яйцах. Ты частенько давай ей воды и пшена, голодной не оставляй.
Тётушка Хумай усадила Пятнистую на яички, и они вышли, заперев курятник.
Эльчин, бегая вприпрыжку во дворе, играл с мячом. Мяч неожиданно покатившись застрял в кустарнике между соседским домом. Чтобы вытащить мяч, он помчался туда. В кустарнике он увидел яйца. Наверное, соседские куры снесли, подумал он. Однако яйца эти не были похожи на куриные. Вдруг Эльчин вспомнил собственную Пятнистую. К нему пришла идея подложит и эти яйца, чтобы цыплят было больше – на целых два. Взяв яйца, он побежал в курятник.
Эльчин приподнял Пятнистую и подложил к её яйцам принесенные свои два. Затем с довольным видом вышел во двор.
С того самого дня Эльчин с нетерпением ожидал вылупливания цыплят.
Прошло несколько недель. И вот, когда Эльчин пришёл с уроков, мать окликнула его.
- Эльчин, сыночек, гляди-ка, цыплята начали вылупляться, но ты к ним не прикасайся, их мать тебе заклюет.
Эльчин побежал в курятник. Мягкие, жёлтенькие цыплята, высовывая свои головки из-под наседки, пища, снова прятались под её крыльями. Эльчин очень хотел узнать, вылупились ли цыплята из тех двух яиц. Накрыв шапкой курицу, он приподнял её. Оставалось ещё шесть яичек. Да и из его яичек цыплята пока не появились. Усадив наседку на место, он задумчиво вышел из курятника.
Вечерком Эльчин снова заглянул в курятник. Вылупились цыплята, только – не из «его» двух яичек. Цыплята, вынырнув из-под Пятнистой, рассыпались по всему курятнику. Курица, кудахтав, перевернула разок другой злополучные два яйца, затем уселась на них.
Накормив и напоив цыплят, Эльчин заново собрал их в коробку, где была наседка и закрыл крышку, предварительно сделав отверстие для проветривания.
Эльчин был погружён в раздумья, и не мог спать. Почему же из этих яиц не вылупляются цыплята? Быт может они вовсе не куриные яйца? – про себя подумал он.
С этими мыслями Эльчин и уснул. Он ежедневно навещал Пятнистую и её цыплят. Через несколько дней, утром встав из кровати и напялил одежду, он побежал в курятник. Пятнистая с цыплятами, прохаживаясь в курятнике, подбирала зернышки. Эльчин приблизился к коробке. Он не поверил своим глазам. На мягкой, сухой траве, опешив, стояли два утёнка. Эльчин понял, что подобранные им у соседской плетений яйца, были утиными. Ведь у них вовсе не было уток.
В это самое время его мать, тётя Хумай вошла в курятник. Увидев утят, она поразилась:
- Откуда они взялись? – спросила она.
Эльчин был в безвыходном положении. Не знал, что ему делать. Мать пришли ему на помощь:
- Скажи-ка, в чём же дело?
Эльчин всё в подробностях рассказал своей маме. Мать, взяв под руки Эльчина, вывела его из курятника. Ласково обняв, поцеловала его в щечку:
- Дитя, моё голубоглазое, запомни, после этого никогда не трогай чужого добра. Ну а теперь возьми этих утят и верни их хозяевам. Попроси у них прощения за совершенную ошибку. Не стесняйся. Просить прощения за содеянное – и есть культура.
Слова матери взбодрили Эльчина. Взяв в каждую руку по утёнку, он пошёл к соседям. Остановившись у соседской двери, окликнул Эйваза, своего одноклассника:
- Эй, Эйваз, Эйваз, выйди-ка к двери.
Но пороге вместе с Эйвазом появилась его бабушка Гюлай. Эльчин рассказал бабке Гюлай всё как было, и протянул ей утят:
- Возьмите, это утята, что вылупились из ваших яичек, сами вырастите их. Меня же простите, я без разрешения взял эти яички.
Эльчин выговорил всё. Словно с плеч гора долой. На сердце отлегло. Рука Эльчина осталась протянутой. Поведение языкастого мальчугана пришлось по душе бабушке Гюлай. Шагнув вперёд, она погладила его голову, и поцеловала в щечку:
- Дитя мое умное, не беспокойся. Если бы твой мячик не угодил бы в наш огород, то ты и яичек этих не нашёл бы. К тому же, ты осознал свою ошибку и вернул цыплят, которых я тебе и дарю с чистым сердцем.
От радости Эльчин готов был парить в воздухе.
- Огромное спасибо, бабушка Гюлай – выкрикнул он и подмигнул Эйвазу, мол следуй за мной.
Эльчин с Эйвазом поспешил в курятник. По пути Эйваз вскрикнул:
- Эльчин, беги помедленнее, утят уронишь.
- Не бойся, я их люблю больше жизни своей – замедляя шаги, ответил Эльчин.
Радуясь, они вошли в курятник и выпустили утят около Пятнистой. Однако утята не смешались с цыплятами и отошли в сторонку от них. Ребята рассмеялись. Эльчин сказал:
- Ничего, Эйваз, мы вместе с тобой отдельно вырастим их.