Слабая

Георгий Жаркой
Прямота и независимость -  признак  внутренней  силы человека. Такими людьми невольно любуешься. Конечно, если они не наступают тебе на ногу.
Женщина очень хорошо выглядит. Открытое лицо и громкий голос. Говорит уверенно и со знанием дела.  Любимое выражение, что ее «голыми руками не возьмешь».
У нее в приоритете –  чувство собственного достоинства, которое необходимо защищать всегда и всюду. К примеру, да, она готова подчиняться руководству, но до разумных пределов. Только в рамках должностной инструкции, потому что подчиненный – это не крепостной крестьянин.
И в отношениях со взрослой дочерью. Дама говорит, что у нее, например, незыблемый авторитет. Дочь ее безмерно уважает. И словом не обидит. Она, мать, как бы  центр вселенной. И дочь все свои намерения и интересы сверяет с благополучием своей матери.
И внуки такие же.
А она ничего для своего авторитета не делала. Просто поставила себя высоко, а затем приучила дочь и ее детей смотреть на себя снизу.
И вообще, конечно, старших нужно уважать.
Прямая, свободолюбивая, с уверенным ровным голосом, она не могла не вызывать уважения.
В трудные минуты жизни я думал о ней. И это придавало мне силы. Как иначе? Она голову не опустит и не сдастся трудностям. Она эти трудности построит в две шеренги и мигом нейтрализует.
Она не позволит никому, чтобы с ней разговаривали на повышенных тонах. Посмотрит в глаза смело и с достоинством.
Вроде всегда скромно одетая. Без кричащих дорогих украшений. А держит себя как аристократка. На нее смотришь и испытываешь уважение.
Представление о ней как о смелой и независимой особе рухнуло сразу. В один момент.
Сидели в небольшой компании. И дама показала нам новый телефон. Это современная дорогая модель с кучей разных функций. Сразу не поймешь, что к чему. Даже в названиях этих функций быстро не разберешься.
Мы восхищенно ахнули. И  она решила отправить дочери фотографию. Шла по улице, увидела кошку, сфотографировала и сохранила. Покрутила-повертела телефон, куда-то нажимала. А затем позвонила дочери и спросила, пришла ли фотография? И вдруг мы услышали грубый, какой-то хамский голос: «Слушай, у тебя, наверное, деменция разыгралась. Я тебе сто раз показывала, как надо  делать». И отключилась.
Мы сидели, как парализованные. А она виновато улыбнулась и выдавила: «Устала, наверное».
Вот тут-то я и понял, что она никакая не смелая. Не сильная и не настойчивая. А слабая и ранимая. Это было заметно по ее глазам после разговора с дочерью. Она их широко-широко открыла и как бы напрягла. Это знак того, что человек сдерживает слезы. И по движению головы видно, по плечам – особенно. Есть такое понятие, как «плечи жертвы». Вы не замечали?
Так вот, я ее не понимал, оказывается. На самом деле, на ней многие ездят. Дочь в первую очередь. Она отдает матери приказания: «Слушай, сегодня мне некогда Маринку встретить из школы. Так вот, уроки закончатся в половине двенадцатого. Мам, ты поняла? В половине двенадцатого».
Ни о здоровье не спросит, ни тон голоса не смягчит. Отдаст приказание. И мать пойдет! И заберет Маринку в половине двенадцатого.
И с начальством спорить не станет. А в обеденный перерыв пойдет в кафе и купит еду в контейнерах.  Принесет и поставит перед носом. И проглотит укор, что не то купила.
А выйдет из кабинета начальства, расправит плечи, улыбнется и скажет, что у нее  все хорошо.
Переживет обиду от дочери. И кому-нибудь скажет, что надо, знаете ли, охранять свое человеческое достоинство. А сама после обиды дома тихонечко поплачет.
Я заметил, что слабые люди иногда выглядят воинственно. А сильные и мужественные часто виновато улыбаются, голосок у них тонкий и тихий.  Но это только так кажется.
А эту женщину мне очень жалко.