Самый лучший отпуск

Александр Юдельсон
 - Как отпуск? – спросила жена, помогая снять костюм виртуальной реальности и трубки подачи питательной смеси.

- В этот раз намного лучше. Все время в движении, но при этом чувствую себя полностью отдохнувшим. Совершенно не жалею, что купил виртуальный тур у китайцев. Фантастические места! Сегодня же закажу фотоотчет. Расскажу тебе о своей поездке сразу с картинками! Подождешь?

Алена улыбнулась и пригласила на завтрак – все-таки больше трех суток провалялся в боксе «Московский отпуск», который по программе мэрии доставался отпускникам по льготной ставке аренды. С тех пор, как новые штаммы вируса и строгие эпидемиологические меры свели на нет свободные поездки, отпуск в VR-шлеме и костюме стал чуть ли не единственным способом сменить обстановку и посмотреть мир.

Открытие программы стало спасением для турбизнеса, дышавшего на ладан после начала эпидемии. Коллаборации экскурсионных бюро, дизайнеров и программистов пекли виртуальные туры для туристов как горячие пирожки, вставляя в них самые разные развлечения и происшествия. Турист, по желанию, мог выбрать байдарочный сплав по живописной норвежской речке и неожиданно испытать всю мощь высотного камнепада; увидеть белую акулу в нескольких метрах от себя, катаясь на серфе; отправиться на сафари и перевернуться на джипе от удара бивней разъяренного слона. Все эти эмоции можно было испытать без всякого риска, ведь каждое из приключений турист проживал во время сладкого сна в безопасном боксе виртуальной реальности.

Некоторых, правда, огорчало, что после такой виртуальной поездки не оставалось привычных фотографий и сувениров. Ни всплакнуть, ни прихвастнуть. И друзьям лайки негде ставить. Но эта беда легко лечилась средствами фотомонтажа и дизайна.

- Ты знаешь, впервые пожалел, что арендовал бокс только на три дня. Только вошел во вкус, - продолжал я за завтраком. – Активный отдых совсем не надоедает.

- Так в боксе день идет за неделю, - удивилась Алена, - да и денег на аренду жалко.

- Ну, с голоду не помираем. Хотя ты права, конечно, во всем надо знать меру. И рыбалка, и горы еще будут, надеюсь.

- Может, в следующий раз вместе на курорт махнем? В Хургаду, например… А за боксами мама посмотрит.

- Два бокса нам встанут в копеечку.

- Зато вместе. А то найдешь себе пассию в своей Монголии. Открою бокс, а вас двое!

- Эх, как же я сам не додумался! Боюсь только, три дня в одном боксе с жаркой дивчиной не вытяну. Не двадцать лет…

- Надо тренироваться…

- Необходимо! Люблю твои ямочки на щечках… А что за кудряшка за ушком…

Утром я позвонил в «Отпуск мечты», цифровую фотостудию, помогавшую виртуальным туристам насытить инстаграм видами счастливого отдыха.

- Поздравляю с окончанием отпуска, - обратилась ко мне собеседница по видеочату.
 – Мы поможем вам сохранить самые яркие впечатления от вашей поездки.

- Обещаете?

- Не сомневайтесь! Давайте начнем формировать заявку. Где проходил ваш отпуск?

- В Монголии.

- Где?

- В Монголии. Страна такая. Слышали?

- Но это странно. Не очень частое направление. Вы покупали тур не в нашей фирме?

- Нет, на одном китайском сайте. Пришлось, правда, повозиться с переводчиком, но это была мечта детства. И я нисколько не разочарован.

- Но этот тур не входит в перечень рекомендованных производителем боксов?

- Нет.

- Тогда мы не сможем помочь… У нас просто не хватит лицензированного материала
для фотоотчета.

- А если я пришлю вам ссылку?

- Вы же знаете, мы не работаем с пиратским контентом.

- Так значит, отчета не будет?

- Есть варианты… И все же, давайте попробуем. Вы должны максимально полно рассказать мне о том, что видели во время отпуска. Ландшафт, события, встречи… Давайте начнем с ландшафта.

- А что сказать. Поросшие тайгой предгорья, грунтовая дорога, ползущая ввысь, стоящие на уступах козы…

- Вы что, шли пешком по дороге?

- Нет, меня везли на каком-то джипе. Потом мы вышли на плато, покрытое сеткой озер, и остановились возле юрты с небольшим причалом. Мне сразу понравилось это место. Я видел стоявших у берега журавлей и лебедей с выводком, плывущих по озеру, слышал плеск резвившейся рыбы, по-моему, довольно крупной. Потом я увидел орла с какой-то добычей в когтях. Он собирался пообедать на берегу, но опасался сородичей, летавших рядом. Меня поразило, что на таком богатом рыбой озере не видно рыбаков, но мне объяснили, что местные привыкли к мясу и редко имеют в хозяйстве лодку. К счастью, к причалу, на котором я стоял, был пришвартован небольшой катер с удочками и всем необходимым для рыбалки.

С разрешения моих провожатых я спустился в лодку и завел мотор. В закатном свете лиловые облака отражались в бирюзовой воде, а далекие перелески казались ярко синими. Одно облако напомнило мне крокодила из сказки, а другое овечку, я даже за нее испугался – мало ли в каком настроении был небесный крокодил. Лодка небыстро шла по волнам, бурча и брызгаясь. Я опустил в воду руку и почувствовал, как она потянула меня за собой, не сильно, лаская и шлепая… Такое фото в лодке на фоне лилового крокодила я мог бы рассматривать часами…

- Ну, крокодила я вам обещать не могу. Вы продолжайте, у вас хорошо получается. Я записала: катер, вода, облака и птицы…

- Рыбалка была не слишком успешной, но я, как вы понимаете, не чувствовал голода. Потом я увидел, как к берегу подошло небольшое стадо верблюдов с погонщиками, и решил познакомиться с ними поближе. Погонщики как раз собирались готовить еду на костре, и моя рыба пришлась им кстати. В ответ на эту любезность, мои новые друзья пригласили меня посмотреть на особые скалы в пустыне. Ночью я спал на циновке под открытым небом и любовался яркими звездами.

Не знаю, сколько длился наш путь, но он совсем не утомил меня. Верблюды, как положено кораблям пустыни, скользили по руслу засохшей реки между цветущих кустов тамариска и караганы, теплый ветер лениво подкручивал в воздухе песчаную пыль и парусил халаты погонщиков. Мало-помалу шершавая бурая степь уступила место желтым барханам, из которых совершенно неожиданно стали вырастать скалы причудливых форм – какие-то замки, пирамиды, лягушки и птицы…

«Это Сфинкс», - сказал мне один погонщик, показывая рукой на скалу из красного песчаника, и впрямь напоминавшую знаменитую африканскую постройку.

- Вы понимали монгольский язык?

- Мне кажется, он говорил по-русски. А может, программа отпуска предусматривала автоматический перевод. Во всяком случае, я не испытывал трудностей.
Оставив верблюда, я полез на стоявший у Сфинкса холм, чтобы лучше рассмотреть природное чудо. Кусты царапали ноги, а возле одного камня я даже увидел змею, не знаю, была ли она ядовитой.

С вершины холма открылся волшебный вид на мир в начале Творения. Скалы, песок и розоватые русла ручьев были абсолютно самодостаточны, они не нуждались ни в каких формах жизни. Даже верблюдов не было видно. Казалось, не я, а сам мир смотрел на меня бездонными глазами вечности. Этот миг торжественного восторга я тоже хотел бы сохранить у себя на полке в серебряной рамке.

- В серебряной?

- Не важно.

- Что-то еще?

- Да, я быстро спустился с холма, проделав часть пути на пятой точке. Как я и предполагал, погонщиков и верблюдов внизу не оказалось – они ушли, либо умерли, ведь никто не знает, сколько времени я провел на вершине. Русло пересохшей реки вывело меня к небольшому каньону, у входа в который горел костер и стоял знакомый потрёпанный джип. Меня встретили как родного.

Образовавшие каньон скалы состояли из ломких пластинок острого сланца, идти по которым без крепкой обуви было бы невозможно. Чешуйки превращали лежавшие у скал валуны то в панголина, то в еловую шишку, то в доспехи пропавшего здесь рыцаря. Один из камней, черный и гладкий, был покрыт древними рисунками животных. В стертых от времени линиях угадывались козлы и верблюды, птицы и лошади. Кто рисовал на этих камнях, так далеко от открытой воды? А вдруг древние охотники и сейчас следят за мной из расщелин?

Я поднял голову и увидел козла, надменно смотревшего на меня со скалы. Это было неожиданно и очень похоже на сцену, запечатленную наскальным художником. Такое фото мне тоже хотелось бы показать друзьям.

- Это все?

- Ну что вы, мой отпуск и не думал заканчиваться! Не знаю, как у китайцев получаются такие туры. Двигаясь вниз по каньону, я дошел до ручья, стекавшего в круглое спокойное озеро с островом посередине. Издалека казалось, что остров покрыт какими-то постройками, большей частью разрушенными временем. Я сел в лодку с веслами, заботливо пришвартованную у ручья разработчиками, и направился к острову.

Когда я подплыл к скалистому берегу, сверху раздался звук трубы, и с ближайшего уступа в воду скатилась веревочная лестница. Я неумело вскарабкался на скалу и увидел вокруг монахов в красно-желтых халатах. Один из них, в круглых очках с черепашьей оправой, провел меня внутрь скального монастыря, в низкую холодную залу. Посреди скудно освещенного лампадами помещения в позе лотоса на ковре сидела мумия. Мой провожатый встал на колени, потом простерся ниц, или как там это у них называется, лег на живот, подняв над затылком руки в молитвенном приветствии. Я не знал, как высказать свое уважение местной реликвии, поэтому тоже сел на колени и поклонился, как перед старой иконой.

Монах пристроился рядом и прошептал что-то вроде «тукдам», как я понял, это посмертная медитация, которая дает шанс переродиться в Будду. Я снял шарф, неизвестно как оказавшийся у меня на шее, подполз вперед и положил его у ног безучастно смотревшей вниз мумии. Такой фотографией тоже можно сразить наповал.
Монах взял меня за руку и вывел на небольшую площадь, зажатую между скромными постройками. Несколько канатов придерживали здесь золотую гондолу с оранжевым воздушным шаром, полностью готовую к взлету. Горелка фыркала, поддерживая работоспособность шара на должном уровне, и гондола подпрыгивала от нетерпения.
Я залез в шар и отправился в первый в моей жизни неуправляемый полет. Взлетавшая ввысь гондола сияла, как второе солнце, слепя стоявших внизу монахов, у шара кружились орлы и легкое чувство досады от скорого расставания. Пожалуй, это был лучший мой отпуск.

- Поняла, давайте сверим хэштеги, которые я успела записать для нашего дизайнера. #Джиптур, #Налодкеповолнам, #Наверблюде, #Сгоры, #Сфинкс, #Мумия, #Озеровгорах, #Воздушныйшар. Что-то еще?

- Петроглифы.

- Что?

- Рисунки на скалах.

- А, поняла. Ну, будем считать, я приняла у вас заявку. Не могу гарантировать результат, но обязательно обсужу ваш рассказ с менеджером. Откройте доступ к вашей камере и поулыбайтесь перед монитором – я сделаю несколько снимков. Фас, профиль, задумчивый взгляд…

Жене я сказал, что скоро покажу фотографии с отпуска, и она обзавидуется.
- Я в нетерпении, - подмигнула Алена и ушла на работу – врачам приходилось физически приезжать в клинику, что в наши дни выглядело почти анахронизмом.
Днем я разбирал присланную со службы конкурсную документацию, играл в покер, заказывал в службе доставки еду и поглядывал на страницу видеочата, надеясь на скорый ответ фотостудии. Но в этот день из «Отпуска мечты» мне так и не позвонили.

Назавтра чат, наконец, ожил.

- Спасибо за ожидание, - обратилась ко мне девушка из агентства. – Наш менеджер потратил весь день, чтобы найти подходящие фото. По-моему, суть он уловил блестяще. Оцените.

На экран выползла яркая презентация, где хорошо узнаваемый я в тулупе и шапке плыл на каком-то каноэ по заснеженной реке, огибая горы, позировал на фоне стоящих у воды медведей, скакал на коне между заиндевелых иглу и с неизменной улыбкой нырял с моста на тарзанке.

- Но это ужасно, - выдохнул я, - здесь нет ничего, что напоминало бы о Монголии. – Нет ни монахов, ни верблюдов, ни полета на шаре. Даже пустыни нет, ни говоря уж о Сфинксе. Да еще снег вокруг, как будто я ездил в отпуск зимой.

- Я говорила, что с нелицензионным туром будут проблемы. Подходящих видов Монголии мы не нашли, зато по вашим хэштегам программа уверенно выдает картинки из Канады. 

- А я думаю, почему эти фото кажутся мне знакомыми! Они напоминают фильм про охотника, за который американская киноакадемия когда-то вручила Ди Каприо долгожданный Оскар.

- Все верно, туры по местам съемок «Выжившего» очень популярны в Америке. Все съемки в тех местах сделаны профессионалами и лицензированы.

- Но мне не нужны фотографии из Канады! Я путешествовал в Монголию, причем не зимой, а летом! Неужели вам так важно сделать из меня идиота перед женой и друзьями? Тем более, я уже успел анонсировал мой отчет по поездке… Как мне связаться с вашим начальством?

- Пожалуйста, не волнуйтесь. Вы сами выбрали нетипичный тур, а теперь обвиняете нашего менеджера в злонамеренном обмане. А ведь он старался, потратил много времени, гораздо больше, чем на обычный заказ. У вас что, все друзья путешествовали по зимней Канаде? В наших краях это экзотика, не меньше, чем Монголия!

- Я не проводил отпуск в Канаде, не нужно давить на мою совесть. Не я, а вы не можете найти подходящих фото, и это в наш век высоких технологий и всеобщей цифровизации. Неужели мы так и не сможем вернуться к нашему старому прекрасному миру…

 - Подумайте лучше о новом прекрасном мире и его возможностях. Хоть это и не в наших правилах, я обсужу вопрос с начальством. Обычно мы переделываем заказ только за дополнительную оплату. Для вас, я надеюсь, согласятся сделать исключение. Подберем вам летние аутентичные фото, я прослежу.

- Только не затягивайте.

- Завтра в семь заказ будет у вас.

- Жду с нетерпением. Я не могу вечно тянуть с обещанным рассказом, жена нафантазирует себе – останусь без ужина, вы понимаете…

Весь следующий день я не знал, чем себя занять. Работы было немного, пришлось поучаствовать в он-лайн совещании и ответить на пару писем. Я сделал несколько физических упражнений и даже пробежался вокруг дома, стараясь не попадаться на глаза соседям. Долго листал новостную ленту, привычно удивляясь цифрам заболевших и умерших. Эффективной вакцины от вируса ученым создать все не удавалось. Потом решил убраться в доме, но, к счастью, пришла с работы Алена.

- Ну что, путешественник, готов твой отчет? – спросила она с порога.

- Переодевайся, сейчас будем смотреть. Обещали что-то прекрасное.

Мы встретились у экрана и открыли присланный студией файл.

Я увидел себя на верблюде на фоне Сфинкса и пирамид, запруженных туристами, потом с какой-то девицей на маленькой яхте, плывущей на фоне отелей и гор по бирюзовому морю. На следующем кадре я катился вниз по сине-желто-красной горке аквапарка, восторженно смеясь и размахивая руками, рассматривал иероглифы в ресторанном меню, куда-то плыл в маске и парил над волной на парашюте.

- Это Хургада? – отстраненно спросила жена.

- Не знаю, - покраснел я. - Да какая теперь разница.