Отец. Продолжение

Светлана Ефименко
         Повествуя об отце,нельзя не вспомнить девиз, по которому он жил: «Не бери ничего и не бойся никого».
     Нас, своих детей, он воспитывал в том же духе.

      Помню,как я принесла со школы простой карандаш с резинкой (ластиком) на конце. А нам папа покупал для уроков просто карандаш, и резинку отдельно. Заметив, что выполняю домашнее задание чужим карандашом, спросил:
 — Откуда?
 — Я сегодня дежурила в классе, и когда мыла полы, нашла под партой.
 — Запомнила, где лежал?
 — Да.
 — Завтра первая войдешь в класс и положишь, где взяла.
 
      А в старших классах мне пришлось извиняться перед учительницей химии. На уроке она спросила, могут ли чьи-то родители достать для опытов в кабинете пробирки, колбочки?
Я с уверенностью пообещала. Ведь мама работала на заводе лаборанткой. И ей не доставит труда.
Дома я передала маме просьбу учительницы,и мама легко согласилась.
Но тут вмешался отец, стукнув по столу:
 — Какие ещё колбы и пробирки? С завода ничего нельзя выносить! — А ну-ка каждый рабочий кто колбу, кто пробирку, кто гвоздик, кто доску потащит? — что от хозяйства завода останется?
И так в каждой мелочи.
      Однажды, еще до школы, я нашла на улице денежку. В достоинстве купюры не разбиралась.Радостно отдаю родителям, и тут же голос отца:
 — Ты радуешься, что нашла, а кто-то плачет, что потерял.

     Как-то  родители отдыхали в пансионате.У отца привычка —  вставать рано. Он, чтобы не будить свою Нинусь, пошёл гулять по территории. И нашёл кошелек с деньгами.
Во время завтрака в столовой он попросил, чтобы объвили в микрофон, что если кто-то потерял деньги, пусть обратится в коттедж № 7.
И пошла толпа друг за другом! Но разведчика не проведешь!
Он, не показывая кошелька, задавал вопросы:
 — Сколько было денег? Какими купюрами? В чём лежали?
Если в кошельке, то какого цвета? Как он застегивается?

За два-три дня так и не нашёлся хозяин.
      Прогуливаясь в очередной раз по территории, он разговорился с местной узбечкой,которая работала здесь дворником.(Благо, знал язык!) И замолвился о находке. Женщина запричитала! Оказывается,она получила в тот  день зарплату и где-то выронила кошелек. Отец задал ей те же вопросы, всё совпадало. Получив свою потерю, работница хотела отблагодарить честного, хорошего человека. Но отец сказал, что ни копейки не возьмёт.
      Его действительно не радовали находки, на чужое не зарился, никому не завидовал.
Главное — не материальные ценности,а духовные и нравственные!
      Это убеждение помогало ему отстаивать свои взгляды, быть открытым,предельно честным и справедливым.
      Я думаю, что поколение людей того времени в большинстве были с таким же стержнем.

      Что формировало их личность? Это, прежде всего моральные и социалистические ценности, патриотический дух, дисциплина,отношение к труду,уважение к старшим,защита слабых, равноправие,братство, свобода выбора творчества, профессии. А главное — уверенность в завтрашнем дне!
Отец любил повторять:« Я сугубо советский человек!»
      Его уважали и доверяли.С ним советовались.
                Он мог ходить на базар без денег и приносить картошку, морковь, лук,капусту,— большую семью надо кормить! А с зарплаты относил торговцам долги. Даже за пучок укропа отдавал 10 копеек.Все узбеки с рынка знали его в лицо.
       А ещё он был убежденным коммунистом, искренне верил в светлое грядущее. Человек будет вдохновенно трудиться на общее благо по своей любимой профессии. У всех будут дома или квартиры, телевизор, машина. —  Денег не будет. Все будут брать в магазине то, что им необходимо и в нужном количестве. Зачем человеку излишества?— Так он нам, детям, объяснял.      
     Страна крепла на глазах.Возводились города, строились заводы и фабрики,школы, детсады,стадионы, больницы... Развивалась наука и техника, авиастроение, космос...               
      Им, рожденным в годы потрясений,пережившим голод и холод, было с чем сравнить.   И они, простые коммунисты,были в авангарде грандиозных перемен! 
      За доблестный труд и успехи в 1965 году Ефименко Геннадий Поликарпович был награжден орденом Ленина,— высшей наградой СССР!

      Но, однажды,  сердце коммуниста дрогнуло! Ему грозило лишение партбилета.
      История такая:
   Когда по турпутевке разрешили посещать капстраны, отец выбрал Италию.
На семейном совете, как в сказке про Аленький  цветочек, он каждого спросил, что кому привезти.
Самой младшей нашей Елене, разумеется, скрипку. Ну и остальным по мелочи.— Лишь бы на скрипку хватило! Российские рубли меняли на у.е. в ограниченном количестве.
      Вот обладатели путевок прослушали инструктаж,— где, куда можно ходить, а где, куда и с кем — нельзя. А теперь сдайте деньги на то-то и то-то. Сдали. Расписались. Через день опять поборы — на то и другое.
Сдали. Расписались.
И вот группа туристов из 12 человек с двумя сопровождающими  молодыми узбеками (из органов) вылетела из Ферганы в Ташкент, чтобы оттуда взять курс на Рим.
      Что интересно, мама в тот же вечер нам сказала:
 — Завтра наш Геннадий Поликарпович прилетит домой!
 — Мама, ты что? Как же скрипка? И путевка пропадёт?

И действительно, первым же рейсом из Ташкента путешественник-неудачник вернулся домой.

    А случилось следующее: в гостинице им разрешили расслабиться в баре. Потом вновь собрали на инструктаж. И под шумок вновь поборы на то и другое, и третье!
Тут Геннадий Поликарпович со всей своей прямотой  выступил против.
Как смеет какой-то старикашка(отец был самым возрастным в группе) возражать им, молодым и хватким карьеристам? Он не знает, с кем связался!
 — Завтра же отправляем вас назад, а в заводоуправление и партком сообщим о вашем недостойном поведении(якобы был пьян и устроил дебош), с ходатайством — исключить из партии!
Вот оно, — то самое страшное для коммуниста!
      Письма с печатями на завод пришли. Но разбирательство не назначали, пока не вернутся «итальянцы».
Отец очень переживал. Много курил. Похудел.— Вот так, в один момент могут рухнуть идеалы, которым  отдавал все силы. Да ещё с таким позором!
      Но обошлось всё в пользу ветерана В.О.войны,заслуженного орденоносца,достойного и уважаемого человека с массой благодарностей и наград за трудовую деятельность.
    Не ожидали молодые работники госбезопасности такого окончания партсобрания! — Старикашка оказался им не по зубам!
      

       Жизнь, полная событий, продолжалась.         
    Отец гордился каждым успехом нашей страны, первому полёту человека в космос,строительству первой атомной станции, олимпийским медалям! — следил и записывал все рекорды.
Однажды он мне показал запись, где спортсмен-лыжник побил рекорд на длинной дистанции, и добавил:«А ведь я в молодости проходил эту дистанцию на лыжах(Тюп — Фрунзе)с таким же временим. Наградили значком, а вот рекорд никто не зафиксировал.»
      Страстный болельщик, он и нам прививал любовь к спорту.
Как эмоционально и ярко мы выражали восторг, когда наша сборная по хоккею обыграла канадцев! Я тех пор следила за всеми Чемпионатами мира, знала имена не только наших спортсменов,но и спортсменов из разных стран.
И до сих пор являюсь страстным болельщиком всех чемпионатов и Олимпиад.(Во что их превратили,— другой разговор)

      Вот таким, совсем обыкновенным в быту и строгим дома,был наш дорогой и любимый папочка!