Выспался

Дмитрий Турбин
Молись, дитя: тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слёз твоих считает,
И отвечать тебе готов.

Никитин Иван

В 16-й день моего пребывания в больнице, я первый раз выспался. Как удивительно — научиться подмечать простые вещи и радоваться им! Больше, чем за две недели, я уже и попривык как-то проводить ночи не то в полудрёме, не то в перебирании мысленных композиций воспоминаний, или выстраивании неких логических жизненных закономерностей. Люблю я поразмышлять, но ночью, все же, следует спать. И вот сегодня это произошло, и я выспался!

Затем произошло ещё одно важное событие. Первый раз за долгое время, я приобщился к утреннему молитвенному правилу. Не целиком, конечно. Но понял вдруг, сидя на краю кровати, что могу и хочу. Причем, второе —  гораздо ценнее первого. Но даже и осознав это, я всё продолжал сидеть и медлить. «Господи, помоги хоть как-то начать» — попросил я мысленно, совершенно не надеясь на свои скудные силы.
 
Я понимал, что нужно встать, подготовить себя соблюдением внешних форм, но… за многие годы в Церкви я не выработал чёткой связи между формой и содержанием необходимых действий. Хорошо это или плохо, я не знаю. Потому что форма может так и остаться формой без содержания. И будешь ты её, холодную, проповедовать, выдавая за нечто важное и основное. К сожалению, часто с этим встречаешься…
И вдруг, неожиданно для себя я начал. Всё так же, продолжая сидеть на краю кровати в кислородной маске, не размыкая губ, просто, «хоть как-то»: «Господи, благослови...». Лениво лежащие в голове мысли вдруг нехотя заворочались и выстроились в продолжение «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». И полилось, затеплилось как-то.

Нет, не полноводной рекой, но тоненьким, чистым и звенящим ручейком. Таким весёлым и жизнерадостным, таким отвергающим любые твёрдые и правильные формы, кроме своей собственной — постоянно изменяющейся, потому что живой!
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!..

И всё же форма нужна. Как помогает простое знание текста молитв! Не тратишь время на выискивание нужных слов, а просто берешь их, такие нужные сейчас, и наполняешь ими то, что для тебя сейчас жизненно важно. Или их наполняешь... Сложно сказать, как это происходит, но рождённое в этом Таинстве Слово, начинает жить и творить!
 
Мне захотелось преклониться перед чудом молитвы!

Совсем недавно мне казалось, что молиться я не умею вовсе, что совсем ничего не понимаю, ни в богослужении, ни в духовной жизни. Будто Ковид не только тело заразил, но и душу выстудил. И сегодня я мог бы так же — лежать тягостным телом и просто перерабатывать кислород, как делал это много дней подряд. А сейчас сижу (или стою, неважно!) и творю свою, какую могу - Славу Богу.

Я не знаю, как это точнее написать. Так хочется, чтобы каждый понял, прикоснулся к живущему в нём чуду творения своей жизни через молитву, но… как часто мы, слыша живые призывы к молитве, рождаем лишь мертвые шаблоны и, сроднившись с ними, таскаем их с собой из дома в храм и обратно. Увы. Как будто спим.

А я сегодня выспался.

Чего и вам желаю!