Вальтер Франц Мария Штеннес- шифр Друг...

Эдуард Кукуй
Из Википедии
........................

"Вальтер Франц Мария Штеннес (1895-1883)- прусский офицер, участник Первой мировой войны, четырежды ранен, организатор и командир добровольческого корпуса «Хакетау» в Вестфалии, капитан прусской тайной полиции, немецкий политик (НСДАП) и левый национал-социалист, один из высших руководителей СА — оберфюрер СА (ОСАФ-Ост), немецкий военный советник в Китае (1933—1938). Двоюродный брат рейхсканцлера Веймарской республики (1930—1932) Генриха Брюнинга, племянник архиепископа Кёльнского (1920—1941) кардинала и папского нунция Карла Шульте
Монархист, сохранивший верность дому Гогенцоллернов; убеждённый сторонник сильной централизованной власти и Германской империи, активный участник борьбы со спартаковским революционным движением, а также участник подавления прокоммунистических восстаний и выступлений рабочих в Руре, противник Версальского договора и участник борьбы по противодействию условиям его выполнения в Рурской области. Деятельный строитель штурмовых отрядов СА в период Веймарской республики, рассматривавший их как главную движущую силу новой народной революции и построения общества национального социализма в Германии. Один из первых открыто выступил против партийно-государственной политики Адольфа Гитлера (1889—1945) в годы Веймарской республики. В начале 1930-х годов для спасения собственной жизни и жизни своей семьи оказался в вынужденной эмиграции в Китае, где служил военным советником у генералиссимуса Чан Кайши, лидера Гоминьдана, руководителя правительства страны и её армии в многолетней Войне сопротивления японской агрессии (1931—1945) и череде гражданских войн в Китае (1927—1937, 1945—1949). С началом Второй мировой войны, будучи непримиримым противником Гитлера, использовал все имеющиеся у него средства для борьбы с разрушительным для Германии и её народа курсом нацистской партии. В годы Второй мировой войны и в послевоенное время, по возвращении в Германию, прошёл трудный путь эволюции своих национал-радикальных взглядов в направлении либерально-консервативных. В плеяде известных, ярких, противоречивых политических и военных деятелей эпохи Веймарской республики и вереницы судьбоносных драматических событий этого времени фигура Вальтера Штеннеса оценивается неоднозначно- вплоть до сотрудничества с советской разведкой.
............................
В боевых условиях 1-ой Мировой у Штеннеса обнаружились незаурядные навыки организатора фронтовой разведки: из рейдов в тыл противника или ночных вылазок он никогда не возвращался без «языка» или ценной информации. В кайзеровской армии рота Штеннеса была известным подразделением, она не была штрафной, но в неё направляли самых отчаянных и недисциплинированных солдат, с которыми ему удавалось справляться. В своей военной деятельности он никогда слепо не выполнял приказов, всегда мыслил самостоятельно и творчески. Несмотря на фронтовые заслуги, Штеннес продвигался по служебной лестнице очень медленно по причине своего независимого характера и непростых отношений с вышестоящими командирами, которые в закрытых служебных отзывах характеризовали его принятой в немецком делопроизводстве скрытой пометкой «u.U.» (unbequemer Untergebener) — неудобный подч[5].

Войну Штеннес закончил в 1918 году в должности полевого адъютанта и за время боевых действий был многократно награждён: в 1915 получил Железный крест 2-го и 1-го класса, в 1917 — Королевский прусский Рыцарский крест ордена Дома Гогенцоллернов, в 1918 — Крест военных заслуг княжества Липпе-Детмольд (нем.)русск., Ганзейский крест (название Ганзейского города-учредителя неизвестно) и серебряный нагрудный знак «За ранение».

Добровольческий корпус и тайная полиция[править | править код]

После заключения 11 ноября 1918 года Компьенского перемирия германские части возвращаются с Западного фронта в места постоянной дислокации. Берлин, декабрь 1918

Вспыхнувшая в Германии Ноябрьская революция и отречение от престола кайзера Вильгельма II повлекли за собой 11 ноября 1918 года капитуляцию Германии в Первой мировой войне и подписание унизительного Компьенского соглашения. В ноябре 1918 года полк Штеннеса перемещается в Вестфалию для проведения предписанной соглашением процедуры роспуска вооружённых сил. В декабре 1918 года Штеннес демобилизуется из армии. Поражение Германии в войне, крушение империи, обременительные условия перемирия и свершившаяся социал-демократическая революция в условиях нехватки продовольствия и основных товаров в крупных городах ввергли Германию в хаос, за которым последовала настоящая гражданская война. Кадровые офицеры и офицеры-фронтовики, не имевшие желания и возможности возвращаться к нормальной гражданской жизни, объединяли вокруг себя в добровольческие корпуса (фрайкоры) бо;льшей частью демобилизованных солдат и унтер-офицеров, сохранивших верность присяге, высокую боеспособность и лояльность своему командованию, — для поддержания общественного правопорядка, защиты территориальной целостности страны и ликвидации антигосударственных вооружённых формирований.

Недовольство Штеннеса было вызвано не только нежеланием руководства НСДАП вносить кандидатов от СА депутатские списки, что было, несомненно, вопросом престижа, но и нежеланием оказывать финансовую помощь не обеспеченным материально штурмовым формированиям в условиях продолжающегося глубокого экономического кризиса.

Фактически речь шла о бунте штурмовых отрядов против НСДАП (так называемый первый бунт Штеннеса). В ночь с 30 на 31 августа штурмовики Штеннеса штурмом захватили помещение штаб-квартиру отсутствовавшего в это время гауляйтера Берлина Й. Геббельса и устроили погром, закончившийся кровавой схваткой и перестрелкой с охранниками СС. Порядок удалось восстановить лишь с помощью вызванной полиции.

В Берлин для ликвидации конфликта срочно прибыл Гитлер, который лично провёл переговоры со Штеннесом, умоляя его не выходить из партии. 1 сентября 1930 года на общем собрании в здании ветеранского союза в присутствии более чем 4 тыс. штурмовиков Берлина и Бранденбурга было заключено перемирие и Гитлер дал обещание удовлетворить основные требования СА. Однако семена последующих конфликтов между руководством НСДАП и СА уже были брошены. Вместе с тем, Гитлер приказал установить негласное наблюдение за Штеннесом. Таким человеком стал главный врач берлинского штаба СА доктор Леонардо Конти, доложивший вскоре Гитлеру, что Штеннесу и его отрядам совершенно чужды идеи национал-социализма и они готовы к выступлению в любой момент.

Почувствовав опасность, Гитлер немедленно сместил Пфеффера фон Заломона и сам стал во главе СА, после чего все отряды штурмовиков принесли ему отдельно присягу на верность. Таким образом, Гитлер окончательно оформил своё единовластие в партии, объединив в одних руках гражданскую и военную власти. Для укрепления своего положения Гитлер назначил начальником штаба срочно вызванного из Боливии и служившего там военным инструктором Рёма, сделав его фактически руководителем СА. Впечатляющий результат НСДАП, полученный на парламентских выборах 14 сентября 1930 (18,2 % голосов избирателей и 107 мандатов), укрепил Гитлера в мысли, что к власти можно и надо приходить только легальным путём. Каждое отступление от буквы закона могло повлечь за собой аннулирование условного характера числившегося за ним с 1923 года наказания * и высылку из страны.

Однако его точку зрения не разделяли многие лидеры СА во главе со Штеннесом, сторонники революционного пути, выступавших против «изнеженности» и «обюрокрачивании» партии и «жалкой болтовни о легальности», требовавших активных действий и обвинявших руководство партии в измене борьбе за идеалы 1918, 1920 и 1923 годов. К осени 1930 года отряды СА насчитывали уже по всей Германии около 60 тыс. членов и, осознавая себя значительной силой, начали ставить перед собой амбициозные цели. Главным идеологом национально-народной революции стал оберфюрер СА по северо-восточным округам Германии Вальтер Штеннес, рассматривавший её как единственно возможный способ прихода НСДАП к власти и штурмовиков как авангард её движущих сил. Против этой позиции решительно выступали Гитлер и Геринг. Гитлер по этому поводу писал:

Тот, кто сегодня ведёт национал-социалистическое движение к открытой войне с государством, берёт на себя перед ним тяжкий грех. <…> Любого, кто пытается подстрекать совершенно безоружную организацию к актам насилия против нынешнего государства, я считаю глупцом, преступником или провокатором. Я поклялся строго соблюдать легальную политику партии и не позволю никому нарушить эту клятву, менее всего отставному капитану полиции Штеннесу". Из письменного обращения А. Гитлера


Штеннес прямо противопоставил себя Гитлеру, оказав силовое сопротивление: по его приказу берлинская штаб-квартира партии и редакция газеты «Дер Ангрифф» вновь были заняты его сторонниками из СА в надежде внести раскол в ряды НСДАП и наряду с этим склонить ядро СА на свою сторону (так называемый, 2-й путч Штеннеса). Свежий выпуск газеты от 2 апреля 1931 года Штеннес осуществил своими силами. Занятые помещения были освобождены лишь при содействии берлинской полиции.

В последующем Штеннес не скрывает своих убеждений и открыто выступает против фюрера партии А. Гитлера, обвинив его как в расточительстве, надменности и чванстве, так и в предательстве социалистическим идеям, закреплённых в партийной программе НСДАП. Несмотря на то, что его известные слова « Что важнее: подмётки для сапог членов СА или дворец для партийных бонз?» получили большой резонанс, Штеннес сумел привлечь к открытому выступлению против Гитлера лишь треть берлинского отделения СА. Фактически влияние Штеннеса распространилось главным образом в берлинском округе СА, в Мюнхене же идеи Штеннеса не имели маломальского распространения.

За этим незамедлительно последовал приказ Гитлера о снятии Штеннеса с поста руководителя СА округа «Ост» и исключении его из НСДАП.
Руководителем СА Гитлер назначил Эрнста Рёма — заметного участника «пивного путча» 1923 года. Несмотря на то что Штеннес и Рем были старыми знакомыми, Рем не смог затмить своего заместителя, он оказался неспособен на это. Как записал Геббельс в своем дневнике в ноябре 1930 года, «вчера приходил капитан Рем. Отличный парень, но до Штеннеса не дорос».

Весной 1931 года Штеннес вновь выступил против Гитлера. Путч оказался неудачным, у Штеннеса не было серьёзной финансовой поддержки, и как следствие большая часть штурмовиков перешла на сторону Гитлера. В конце концов, Штеннес был арестован и брошен в тюрьму. Из тюрьмы его вытащил Герман Геринг, так как оба воевали на фронтах Первой мировой.


Оставаться в Германии было небезопасно (Штеннеса могли убить), и в декабре 1933 года он прибыл в Китай военным советником к Чан Кайши. С 1928 года при Чан Кайши действовала группа немецких военных советников во главе с генералами фон Сектом и Фалькенхаузеном — сторонниками союза Германии, России и Китая. Большую роль в назначении Штеннеса советником при Чан Кайши сыграл Курт Янке. Он хорошо знал как главных немецких военных советников, работавших в то время в Китае, так и супругу Чан Кайши, имевшую большое влияние в стране.

По приезде в Китай Штеннес был приписан к личному штабу Чан Кайши и должен был подготовить личную охрану китайского руководителя по образцу «прусской гвардии». Позже Штеннес получил должность «руководителя европейской информационной службы генералиссимуса», иными словами, начальника личной разведки. Являясь начальником личной охраны Чан Кайши, Штеннес был назначен ещё и руководителем авиационного отряда генералиссимуса. В 1937 году, когда японцы начали активную фазу войны против Китая, Чан Кайши стал поручать Штеннесу разведывательные задания. Для получения нужной информации Штеннес использовал свою агентуру в Ханое и в Хайфоне, установил деловые отношения с британским губернатором Гонконга, куда периодически уезжал в командировки. Кроме того, в Китае Штеннес курировал военно-строительные работы. Он имел прямой доступ как к самому Чан Кайши, так и к его жене, игравшей важную роль в делах гоминьдановского Китая и приходившейся сестрой вдовы основателя партии Гоминьдана Сунь Ятсена. Штеннес стал её переводчиком и советником.

Летом 1938 года миссия генерала Фалькенхаузена прекратила свое существование в Китае (нацистская Германия была заинтересована в поддержании хороших отношений с Японией), а сам генерал отбыл в Германию. Штеннес не мог последовать его примеру, остался в Китае и тем самым превратился в частное лицо.

В этот период Штеннес и предложил свои услуги советской разведке. Во время встречи с советским разведчиком Николаем Тищенко Штеннес так объяснил свои действия: «Моя основная цель — свержение Гитлера и создание новой, демократической Германии, правительство которой должно опираться на коалицию всех партий. Власть только тогда будет крепкой, когда будут допущены свобода и равенство». Штеннес предоставлял советской разведке конфиденциальную информацию по проблемам германо-японских отношений, политики Германии и Японии в отношении гоминьдановского Китая. Наиболее важными были прогнозы Штеннеса о сроках нападения нацистской Германии на СССР и по вопросу о вступлении Японии в войну против Советского Союза.[23]

В апреле 1940 года Штеннес сдал в Чунцине дела своему преемнику в группе оставшихся немецких советников Штельциеру и переехал в Шанхай, чтобы полностью сосредоточиться на добывании разведданных. Оттуда он руководил разведкой Чан Кайши и располагал радиостанцией для передачи важных сообщений. Периодически он приезжал в Чунцин для личного доклада генералиссимусу Чан Кайши. Штеннес сообщал советской разведке, что немцы открыли в Шанхае свою резидентуру, разведывательная деятельность которой охватывала весь Азиатско-Тихоокеанский регион, включая США и Австралию. В беседах с представителями советской разведки Штеннес подчеркивал, что у него есть информаторы как в Азии, так и в самой Германии и что он готов делиться этой информацией на безвозмездной основе. После разгрома Японии и окончания Второй мировой войны Штеннес в декабре 1948 года отправился к Чан Кайши на Тайвань. Во время подготовки Нюрнбергского процесса американцы предложили Штеннесу выступить в качестве свидетеля,но он отказался, заявив, что мог бы выступить как прусский офицер перед немецким судом, но не перед международным.

Впоследствии Штеннес перебрался в Германию и поселился у своей сестры в Хагене, в британской оккупационной зоне. С конца 1951 года он начал выпускать еженедельный информационный бюллетень по вопросам внешней и внутренней политики, распространявшийся среди банкиров и крупных промышленников. В нём высказывались идеи экономического возрождения Германии при её полном отказе от милитаризации.

Представители аппарата уполномоченного МГБ СССР в Берлине провели со Штеннесом несколько встреч. При этом Штеннес заявил, что готов продолжить сотрудничество с советской разведкой на «чисто немецкой основе», действуя, пояснил он, в национальных интересах Германии. Центр отклонил идею Штеннеса и аппарат МГБ СССР в Берлине прекратил с ним связь в 1952 году. В итоге в 1952 году личное дело Штеннеса под псевдонимом «Друг» было сдано советской разведкой в архив за ненадобностью."
.........................
На сайте телеканала "Россия 1"
смотрите документальный фильм "Агент "Друг" против Гитлера".
https://www.vesti.ru/article/2086105
или иных других видео
...

"На сайте телеканала "Россия 1"
Имя секретного агента Вальтера Штеннеса рассекречено совсем недавно. Именно он предупредил о планах Японии не вступать в войну с СССР осенью 1941 года и тем самым дал возможность снять войска с Дальнего Востока и разбить немцев под Москвой.
Он бывший соратник Гитлера, национальный герой Германии, командир штурмовых отрядов "Ост" (теневая армия в версальской Германии), личный друг Геринга и Геббельса. Из-за амбиций Штеннес поссорился с Гитлером, чудом избежал гестапо, был вынужден уехать на Дальний Восток, стал советником Чан Кайши, потом чудом избежал ареста и смерти от рук японцев. Сознательно, из-за личных мотивов, пошел на сотрудничество с советской внешней разведкой.
В отличие от вождей Третьего рейха Штеннес умер своей смертью, получив после Второй мировой возможность вернуться в Германию…"(из интернета)