Рынок магии в Камбодже

Светлана Сук
Рынок магических предметов на Пном Кулен,
или во что же все-таки верят кхмеры

Кроме описанных в предыдущем репортаже достопримечательностей Пном Кулена, есть здесь еще одно укромное местечко, которое может удивить, или даже шокировать, неподготовленного посетителя. Речь идет о магическом рынке. Здесь продается множество предметов для совершения магических ритуалов. Чего здесь только нет: черепа разных животных, кровь животных (и только ли их?), пепел костей животных (возможно, и не только животных), иглы дикобраза, чьи-то клыки, когти, мумии, сушеные растения и какие-то настойки. Многие из предметов выглядят очень зловеще. Почему все это продается в священном месте, в непосредственной близости от индуистских и буддийских святынь? Ответ на этот вопрос лежит в глубинах истории Камбоджи.

Во что верят кхмеры? «Ну как же, официальная религия Камбоджи – буддизм», - ответите вы. И будете правы… отчасти. Во времена кхмерской империи правителей, исповедующих индуизм, сменяли правители-буддисты, и так по кругу несколько веков, до установления единой государственной религии – буддизма. Государственная религия – вопрос политический. А во что же верили простые люди, живущие вдалеке от дворцов правителей и плохо представляющие, что же там происходит? Эти простые люди, работающие на земле, зависящие от риса, который они выращивают, наблюдали за ветром, дождем, силой солнечного света. Потому что именно от этих сил природы зависел урожай, а, значит, и жизнь. Зной может погубить урожай и погубить все живое, вода может выйти из берегов и разрушить жилище, молния небесная может убить, болезни могут выкосить целые селения. Как же взаимодействовать человеку с грозными стихиями? Ведь этими энергиями кто-то же управляет? Различные духи, например, которых нельзя злить, нужно всячески задабривать, делать подношения, устанавливать с ними контакт посредством магических ритуалов. Магическими силами наделялись также различные предметы, растения и животные. Посредником между миром людей и духов часто выступали шаманы, к помощи которых обращаются кхмеры и в настоящее время.

В жизни современных кхмеров религия имеет очень большое значение. Согласовать дату свадьбы, получить благословение на строительство дома, открытия бизнеса и далее по списку мирских дел – за всеми этими «разрешениями» большинство кхмеров пойдут в буддистский храм (мусульмане и немногочисленные представители других религиозных концессий – в свои культовые учреждения). Свадьбы, рождение детей, похороны непременно сопровождаются многодневным чтением мантр (часто с использованием громких динамиков) приглашенными в дома монахами. Часто на улицах и сел, и больших городов, можно видеть монахов (взрослых и детей), которые отправились «в люди» за подаяниями для своего монастыря. Редко кто проходит мимо этих монахов. Большинство даст подаяние в обмен на благословление. Но в то же время кхмеры не забыли о своих верованиях в традициях анимизма.
В храмах Ангкора, на Пном Кулене не редко можно стать свидетелем церемоний, которые проводят люди, не являющиеся монахами. Шаман – достаточная важная фигура в неофициальной социальной иерархии. За чем же обращаются кхмеры к шаманам? За здоровьем, когда люди считают, что с определенным видом болезни эффективнее обратиться к шаману, чем к официальной медицине. С некоторыми просьбами, с которыми неуместно обратиться к благочестивому монаху. В общем, работы у шаманов хватает!

Верования, религии, убеждения и представления кхмеров составляют пеструю, но очень гармоничную мозаику. На священный Пном Кулен, место силы для каждого кхмера, приезжают поклониться и Шиве, и Будде. А кто-то – затем, чтобы купить какую-нибудь иглу дикобраза или бычью кровь для своих ритуалов. Жизнь в Камбодже, и вообще в Азии, состоит из противоречащих друг другу, но отлично сочетающихся факторов. И в этом состоит та логически необъяснимая гармония, которая так манит нас в эту часть света!

С любовью из Камбоджи, Светлана Сук