Валерка

Третьяков Николай Дмитриевич
 

  Через три года службы в армии мы с братом Мишкой встретились в Воронеже. Он поступил в лесотехнический по своей специальности, а я в университет на физический факультет. И он, и я жили в общежитиях при ВУЗах на стипендии. На еду хватало, а вот с одеждой - не очень. Весь первый курс проходил в армейской форме. И это никого не удивляло. Не я один. После окончания первого курса Мишка предложил поехать с ним на время каникул в лесоустроительную экспедицию в Коми АССР, куда он, как специалист, ехал на практику от института бригадиром.

  Признаться, лес встретил меня не очень приветливо. Почему - то от первого срубленного дерева я пытался убежать, причем в ту же сторону, куда хотело упасть дерево. Но оказалось, что падает оно гораздо быстрее, чем я бегаю. По чистой случайности меня не придавило этим деревом. Споткнувшись, упал, и тяжёлый ствол ухнул в полуметре от меня. Я не слышал, как ругался Мишка - смотрел на синее небо, а в ушах стоял шум падающего дерева. Это потом я спокойно отходил в сторону от срубленного падающего дерева, но то, первое осталось в памяти навсегда.

  Вначале мы рубили лесоустроительные просеки для учёта типа и количества деревьев втроём - я, Мишка и Валерка - его товарищ однокурсник. Ну, а потом у каждого была своя просека. Таёжный топор отличается от обычного топора, пожалуй, только длиной ручки, ну и бритвенной остротой. Тупым топором много не нарубишь. Ещё одна тонкость - рубить надо не руками, а всем корпусом. Иначе сил и на одно дерево не хватит.

  Мишкина двустволка ТОЗовка шестнадцатого калибра на плече у Валерки, стволами вниз. И Валерка снабжал нас рябчиками практически каждый день.
  Ну, до чего глупая эта птица рябчик! Я не раз был свидетелем, того, что после выстрела и падающего в траву с ветки рябчика, а то и двух, трех, поднявшаяся от выстрела стайка вновь садится на то же дерево, как будто приглашая ещё на один выстрел, а затем ещё на один. Но лишних Валерка не бил - только на ужин и не больше! Так что - подстрелить рябчика много ума не надо.

  Другое дело - глухарь. Большая сильная птица, близко к себе не подпустит. Как- то идём по главной просеке (её почему-то лесники называют трубой) и впереди, метрах в пятидесяти- семидесяти тяжело хлопая по траве громадными крыльями, поднимается глухарь. Валерка не глядя, как говорят, с лёту, навскидку, даже не снимая ремень с плеча, выстрелил вслед и тут же вернул ружьё опять наизготовку в исходное состояние - стволами вниз.
- Ну что, попал?
Спрашиваю его не без ехидства.
- Попасть то попал, а что толку - для глухаря бекас - что для слона дробина. Так, для спортивного интереса пальнул.

  На следующий день, идя по тому же маршруту, вновь увидели глухаря, но он, пытаясь взлететь, не поднимался выше кустов, а то и оказывался опять в траве. Подранок.
 В те шестидесятые годы, задолго до того момента, когда стала модной "скандинавская" ходьба с палками, Мишка, опытный таёжник, приучил нас ходить с этими самыми палками. Действительно, с ними меньше устаёшь.Этими палками мы загнали птицу и вечером, вместо рябчиков, поедали глухаря.

- Твой?
 Спросил я Валерку.
Он молча вынул изо рта и протянул мне маленькую, чуть больше макового зёрнышка дробинку. Бекас.

  В экспедиции мы подружились и как- то, уже после возвращения, с Ниной, ещё не женой, решили зайти к нему в гости. Лесной институт находился за городом, где и общежитие, в котором обитал брат Мишка, а Валерка, к тому времени уже женатый на однокурснице, снимал квартиру, там же. Его жена Валентина, как и Валерка, не многословна, рассудительна. Всегда смотрела на него широко открытыми влюблёнными глазами.
 Так и запомнились они мне как голубки. Она обнимает его и её головка у него на плече. Они и внешне были как брат и сестра. Он – не очень высокий, худощавый и очень похожий на главу семейства известной картины фламандского живописца эпохи раннего возрождения Ян Ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», да и на Путина, в конце концов! А Валентина - не скажу, что красавица, но чертовски привлекательна!
  Глядя на них, мне постоянно думалось, что именно такой должна быть идеальная семейная пара.

 Мы их застали за приготовлением дикой утки.
- Как раз вовремя. Сейчас будем её есть!
- Ты ходил на охоту?
- Не поверите - сама прилетела. Вышел во двор чистить ружьё, а тут пролетает клин, почти над головой. Пока сбегал в комнату за патроном, зарядил, уже далеко ушли, но достал всё - таки.
- Где ты научился так стрелять? У брата первый разряд по стрельбе, но ему далеко до тебя…

- Это всё со школы. Наш физрук, любитель тира, ко мне очень хорошо относился и разрешил взять домой на каникулы мелкашку и несколько пачек патронов, чтобы я тренировался перед предстоящими соревнованиями по стрельбе. Пока матери не было дома, я развлекался по- своему. Пенёк, на котором она рубила бОшки курам, я ставил в один угол сарая, а с другого стрелял по копейке, или спичке, прилепленной на пеньке. Как то маманя хотела взять пенёк, а поднять не смогла от свинца, который я настрелял в него. Кончилось тем, что она с руганью отнесла мелкашку в школу и устроила там небольшой разгон. Досталось и директору, и физруку, ну и мне, конечно. А стрелять действительно наловчился. Даже на спор - на пятидесяти метрах из мелкашки в головку спички попадал.
- Ну, в это я не поверю! Ведь на таком расстоянии спичку не видно.
- И то, правда. Не видно. Спичка приклеивалась на центр мишени. И фактически стреляешь по мишени.
Как правило, не мазал.

К сожалению, наша связь с этой замечательной парой, которая продолжалась много лет, прервалась. Адрес затерялся. Но я уверен, что Валерка и сейчас, как и прежде, работает начальником лесного хозяйства на станции Графская, где- то под Воронежем.
  Вдруг, ему случайно попадется на глаза эта заметка, и он откликнется...
 Ведь чудеса иногда случаются!(Как с рассказом "Ну, что стоишь ты, словно статуя?")

 P.S.На фото-  перекус по дороге в Коми АССР. Справа Валерка, в центре автор.
22.10.2014