Поссорившись, не делайтесь врагами

Евангелия Роуз
Даже при серьезной ссоре
Не пытайтесь задеть человека
ЗА ЖИВОЕ.
Вы помиритесь,
А СЛОВА запомнятся
НАДОЛГО.

Даже самые близкие люди, которые искренне любят друг друга, время от времени ссорятся. Чаще всего ссоры вспыхивают из-за разногласия во вкусах. Но каждый человек имеет права на свои собственные вкусы. Поэтому надо стремиться понять интересы друг друга и учиться договариваться между собой, не давать повода для ссор.

При этом надо помнить. Когда люди спорят потому, что стремятся к истине, то спор этот неминуемо должен прекратиться, ибо истина бывает только одна. Когда же спорящие стремятся не к истине, а к победе, тогда спор все более разгорается. Ибо, не один не может выйти победителем в споре без того, чтобы его противник не оказался побежденным.

Гораздо серьезнее другие причины возникновения ссор. Люди ссорятся из-за того, что не понимают мысли и чувства друг друга или из-за того, что недовольны друг другом. Первое, чему надо научиться во избежание и лишних ссор, - это говорить о своих мыслях и чувствах ясно, без туманных намеков или многозначительного молчания.

Второе, чему надо научиться – это различать личность и поступок. Личность не обсуждают; надо принимать другого человека таким, какой он есть. А вот поступки обсуждать можно и нужно. Только надо уметь это делать правильно. И тогда ссора превратится в обсуждение проблемы. Прежде всего, нельзя ссориться где попало и когда попало: на улице, в гостях, за обедом и т. д. Обсуждать проблему надо без посторонних наблюдателей.

Разговаривать надо только о конкретном случае и не вспоминать все прошлые претензии и обиды. Надо не оценивать поступок, а говорить о своих чувствах (не  «Ты поступил безобразно», а «Я расстроена»). Сказав, что расстроило, надо сказать и о том, что радует («Мне нравится, когда ты …») Высказав претензии, надо выслушать ответ, а не убегать, выплеснув обиду. Выслушав претензии, не следует отвечать молчанием или встречными претензиями («Ты тоже хорош») Вообще, предельно выражая свои чувства, надо сдерживать свои эмоции: не кричать, тем более не давать волю рукам.

Категорически запрещено: делать обобщения («Ты всегда», «Ты никогда»), давать отрицательные оценки («Ты бестактен»), приказывать или указывать («Ты должен»), заменять логические доводы грубостью, руганью, оскорблениями, намекать на интеллектуальные или физические недостатки человека, к которому у тебя претензии, ссылаться на недостатки его родственников. И «обвиняемому» и «обвинителю» надо уметь признавать хотя бы частично свои ошибки.

А самое главное, после того, как претензии высказаны, надо вместе обдумать, каковы результаты ссоры. Изжита ли обида? И какие выводы сделал каждый на будущее.

Семья, представляя собой малую Церковь, помогает каждому своему члену достигать Царства Небесного. Об этом говорил святитель Иоанн Златоуст: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос». Однако семейная жизнь приносит не только радости, с ней связаны и неизбежные трудности как внутреннего (отношения между членами семьи), так и внешнего (материальное обеспечение существования семьи) характера. Причины ссор между людьми происходят в основном от трех пороков: плотоугодия, сребролюбия и гордости. Надо понять себя, освобождаться от пороков и это поможет изменить отношения с ближними.

Тихон Задонский (Сокровище духовное): «Осмотрись, пока время не ушло! Называешься ты христианином, поклоняешься и молишься Богу, причащаешься Животворящих Тайн Христовых, слушаешь и Слово Божие, и т. д. Все это, действительно, знаки христианства. Но если обижаешь ближнего и грешить не перестаешь, берегись, чтобы, вместо христианина, врагом Христовым не стать. Испытай себя и подумай, как ты с ближним своим обходишься, и покайся, исправь себя, пока есть время для покаяния».

Паисий Святогорец (Семейная жизнь, ч.1, гл.2): «Насколько я понял, самые большие скандалы в семьях, происходят от малозначащих вещей». Действительно, пороки чаще всего проявляются при повседневных отношениях, причем через мелочные и ничтожные вещи, к которым относится все житейское.

Все святые отцы говорят, что обиды и недовольства происходят оттого, что все люди любят свое тело, телесные и мирские удовольствия, любят деньги и вещи, а также любят славу и почести. Как только затрагиваются кем-то или то, что тебе приятно, или что удобно и выгодно, или твоя честь, то сразу же ты перестаешь испытывать добрые чувства и расположения к другому. И именно из-за этого происходят ссоры.

Иоанн Златоуст (т.5, ч.1, беседа на Пс.119): «… ничто не бывает столько причиною вражды и раздора, как любовь к настоящим благам, пристрастие или к славе, или к богатству, или к удовольствиям».

Иоанн Златоуст (т.7,ч.2, беседа 60): «Большинство соединены друг с другом только житейскими делами. …Так как они соединены между собою преходящими выгодами, то поэтому любовь их не имеет ни пламенности, ни постоянства; напротив, каждая обида, или потеря денег, или зависть, или любовь к тщеславию, или другое что подобное легко разрушает их любовь, не имеющую духовного корня. Если бы был такой корень, то ничто бы житейское не могло разрушить».
16.08.21 г. Евангелия Роуз.