Карпюк Иванович

Сергей Трехонин
(C) Trekhonin aka Anachoretes, 2009


              Домашнее сочинение ученика 10 Б класса весьма средней школы № 19
                г. Димитровграда, Ульяновской области
                Сережи Трехонина
                на тему “Мой учитель”
      
      А у нас снег выпал. И таять, похоже, не собирается. Сколь дальновидно я поступил, не убрав лыжи. :))

      ViKond тихонечко считает. (ViKond – математическая модель твэла с виброуплотненным топливом). Этот вариант ему часа на 4-5 работы. Машинка у меня старенькая, тихоходная. Все обещают более современную. Но три года еще не прошло - жду.

      Мда… И что-то считает опять он не совсем то. Напряжения вот вроде бы и небольшие, а Ktau странное получается. Ладно. Пусть досчитывает, потом уж буду разбираться. А мы пока… Да, будем удовлетворять свою графоманскую страстишку.

      Хотя приступ графоманства, слава богу, подходит к концу.

      Забавно. У меня почти на каждой домашней машине есть директория “литературные потуги”. Там оседают последствия моих графоманских приступов. Кстати, почти все посты на этом блоге оттуда. Слегка подправил “на злобу дня” и выставил.

      Я, тут отвечая, Ярославу заметил “Карпюк достоин поста”. И, пожалуй, даже что и не одного.

      У меня сохранилась старая фотография (надо будет ее отсканировать и здесь выставить). На фоне ЭВМ ЕС1011 запечатлена  половина группы АСНИ (автоматизированная система научных исследований) в помещении рядом с пультом реактора ВК-50. Анатоль Федорович стоит около магнитофона, прикасаясь одной рукой к бобине с магнитной лентой, глядит в объектив. Явно позирует. Мы с Кинским образовали живописную группу “учитель-ученик”. Кинский сидит на стуле. За спиной  у него стойки ЕС-ки. На коленях лежит толстое руководство-manual (вся техника у нас “буржуйская” и ЕС-ка на самом деле никакая не ЕС1011, а французская машина Mitra-225, с американским микропроцессором Motorola 5600. вот индекс проца мог и переврать).  Я стою рядом, в позе почтительного ученика. Кинский на что-то указывает мне пальцем в manual’е.  Тоже постановка. И только Карпюк сидит, развалившись на стуле, и действительно читает руководство по операционной системе. И вся эта суета с фотографированием ему глубоко по… Вот в этом весь Карпюк. Уверенный, независимый, сильный. От него исходило такое ощущение независимости и силы как от тяжелого танка, снаряженного вооружением большого калибра. 

      Я как-то задумался, кого же можно считать моим учителем? Формально это Кинский. Но научиться у человека, который проболтал всю свою жизнь, практически было нечему. А вот Витя Карпюк… Виктор Иванович Карпюк и является, пожалуй, настоящим моим учителем. И в нашей нехитрой профессии (программирование) и по жизни. Хоть и не брал он на себя такой труд. И не надо оно ему абсолютно было. Но вот как-то так  само собой получилось. По факту.

      Быстро освоив азы программирования,  я возгордился. Ну, да как же - в 19 лет в одиночку написал распределенную (RPT-EC1011) систему сбора технологической информации с ВК-50 (COMPOWER), которую сдавали сначала комиссии отделения, потом институтской комиссии. Директор института Иванов В.Б приходил. Я запускал систему. Охрименко, как начальник гр. АСНИ, комментировал, отвечал на вопросы. Потом приехали деды из министерства Среднего Машиностроения. И вот на сдачу министерской комиссии сопливого автора уже не взяли.  Видимо, именно, из-за наличия “соплей”. Пардон – по причине юного возраста. Запускал систему  Карпюк.

      Карпюк мрачно понаблюдал, как я  перемещаюсь в пространстве, вися в воздухе где-то сантиметров на десять над поверхностью Земли (от осознания собственной “крутости”  и значимости). Так же мрачно заметил “Я скоро начну с тебя деньги брать за каждый запуск твоей compower.” Потом, развивая свою мысль, продолжил “Ну вот выучил ты пару-тройку операторов и кажется, тебе что все ты в этой жизни знаешь и понимаешь. А есть люди, которые знают 4… 6 операторов. И даже умеют ими пользоваться. А есть еще с десяток операторов, о существовании которых ты даже и не догадываешься”. Сам Виктор Иванович был напрочь лишен какой-либо тяги к звездности и пижонству. Равно как к крупному, так и к мелкому.

      Потом, посмотрев, как работает он сам, я понял, что тягаться мне с ним абсолютно бесполезно. Мои порхания аля “попрыгунчик-стрекозел”, не могли конкурировать с карпюковской танковой основательностью.  Как-то вот вовремя мне тогда Витя мозги-то вправил. И научил своим личным примером работать по-настоящему. За что я ему сейчас очень благодарен. Все знать и уметь просто невозможно. А твердо стоя на земле, как-то легче переносишь неизбежные в нашем деле неудачи и трудности. Падать некуда. 

      Мне хотелось поработать с ним вместе, в команде что называется. Но Карпюк был ярко выраженным индивидуалистом и работал исключительно в одиночку. Я вот теперь тоже такой кустарь-одиночка с мотором.

      Правда, последнюю версию системы САФИ ВК-50 (система автоматизации физических исследований) мы написали с ним вместе. По отдельности, но вместе: он свою часть (сбор и предварительная обработка данных) на RPT, я свою (расчет технологических параметров реактора) на EC1011. Кстати, САФИ проработала почти до 2000 года. Но там пожар случился в маш.зале ЕС-ки (кондиционер бакинского завода загорелся, наконец), да и техника начала 80-х к тому времени морально уже устарела.

      Паша Евдокимов пережидал у нас год: не поступил с первой попытки в МЭИ. Посмотрев на Пашу своим фирменным мрачным взглядом, Витя изрек: “Вот поедешь ты, Паша, в Москву. Поступишь в свой МЭИ. Покажут тебе там умных людей. Но вот поймешь ли ты, что тебе рассказывают, кого показывают? Это еще вопрос”.

      Сам Карпюк 9-10 класс (тогда средняя школа была 10 лет) учился в школе-интернате при Киевском университете. Ну, эти, колмогоровские школы-интернаты для одаренных детей, если кто помнит. Потом окончил МИФИ. Ну и вот к нам… В Мелекесс. Понятно, по распределению. Но почему так надолго задержался, не знаю.
      В работе Витю отличала кошмарная (до фанатизма) трудоспособность. И превосходящая все мыслимые пределы основательность. Но и некоторая тугодумность при этом присутствовала. Что было, то было. Вот не дай бог, ему вопрос какой задать и употребить при этом неправильный термин. Или не в том смысле. Все - тебя не поймут напрочь. Да еще и поиздеваются. Впрочем, оно, может и верно. Как любил повторять один мой знакомец “учите материальную часть”.

      Тяжеленько с ним было. Но на вопросы отвечал подробно и основательно. Закончит отвечать и опять повторяет. Причем теми же самыми словами. И так три-четыре раза. “Витя, да я понял давно уже!”.

      Если не знал ответа на поставленный вопрос, так и отвечал, честно, – “я с этим еще не разбирался”. В том смысле, что сам не пробовал так делать, а пересказывать что другие на эту тему говорят просто не хочу. Чем, кстати, очень выгодно отличался от остальных прочих наших…кхе-кхе… “ученых”.   Которые, и не зная вообще о чем их спрашивают, начинают что-то такое сочинять, боясь показаться в глазах собеседника некомпетентными. Короче “образованность свою хочут показать”.

      Страсть к “разбирательству” в смысле обращения к первоисточникам я тоже у Карпюка позаимствовал. Бывает ведь как в испорченном телефоне: кто-то что-то придумал, а потом, пройдя через сотни рук и голов,  это “что-то” видоизменяется совершеннейшим образом и не похоже совсем на свой исходный вариант… Так что читайте первоисточники. Очень рекомендую. ;)

      Характером  Виктор Иванович обладал тоже весьма тяжелым. Как и положено тяжелому танку.

      Карпюк появлялся на службе к 9:00. Мрачный, неразговорчивый. На приветствия что-то такое буркал. Пил кофе. Подходить к нему, не напившемуся еще  кофе, с вопросом себе дороже – нарвешься на “откровенно хамство”.  Где-то ближе к обеду Карпюк мягчел душой и становился доступным для коммуникаций. Поздний приход компенсировался поздним же уходом. Где около 20:00. Иногда чуть раньше.

      В 30 лет Карпюк перестал откликаться на “Витю” и на обращение “ты”. Только официально – “Виктор Иванович” и на “Вы”. Мы, тогда “мелкие”, из мелкого же ехидства тоже стали друг дружку звать по имени-отчеству. И вот теперь, когда я в трубке слышу “Здравствуйте, Сергей Владимирович” я сразу знаю, что это звонит Олег Аскольдович. Хотя уж чего уж там… Действительно. Седые. Пузатые. И хорошо так под “полтинник”. Аскольдыч вон начальник службы на любимом реакторе ВК-50.

      А Витю я, пожалуй, теперь понимаю. Какой я вам “Серега”, детки? Я за клавиатурой провел дольше, чем вы на белом свете живете. Вы считаете себя крутыми программерами? Дело ваше. Спорить не буду. Уверенность прекрасная вещь, как часто мне ее не хватало.  Но я-то хорошо знаю - ремесло наше нехитрое и умение скомпоновать между собой части, написанные умными дядями из Америки, большой квалификации не требует. Что бы вы там про себя не думали. Кинский еще в начале 80-х утверждал, что профессия прикладного программиста не имеет будущего. Как в воду глядел. Впрочем, возможно это он и не сам выдумал, а вычитал где-то у “американцев”, или еще кого. Большой он любитель был почитать что-то зарубежное, а потом по-рассуждать по этому поводу.

      Кстати, Витю погубило именно нежелание использовать “чужое”. Был у нас тогда такой комплекс - “сделано не нами”. И у Карпюка и у меня. Как это можно использовать чужое ПО (программное обеспечение), кем-то посторонним сделанное? Вот есть у тебя операционка и транслятор и все – вперед. Чужие программы не сметь использовать! Изволь все своими ручками, с “нуля”. Программу-то из чужих текстов и дурак скомпанует. Вот такой вот странный был комплекс. Помню, написал я в 94-м на С интерфейс для своей расчетной фортранной программы. Ну, такой в стиле “Командир Нортон”, с синими панельками, даже окошечки с тенями там появлялись. Вот сейчас обсмеют – ну фиг ли тебе было время тратить, изгаляться - возьми готовое. А тогда… Как же можно? Это ж не я написал!

      Я как-то вовремя понял, что времена изменились и работать так как в 80-х, сейчас уже не получится. Пользователя мало интересует, кто и столько лично написал строк кода в твоей программе. Главное, чтобы программа делала то, что нужно пользователю и ему при этом нигде не жало.
 
      80-е закончились. Начались и быстро подошли к своей середине 90-е. Витя не успел заметить, как поменялись времена. Они с Раяном Искандеровым делали, так называемый, “черный ящик” все для того же ВК-50. Ну, по типу как для самолетов. Чтобы если что, когда реактор взорвется, узнать, что же такое сделал оператор, перед тем как крикнуть в последний раз в своей жизни “…твою мать!”. САФИ доживала свои последние годы. Ну, а тут функционально то же самое, только на другой машине, уже на персональном компьютере. Раян электронику делал. Он вообще классный электронщик. А Витя соответственно – ПО. Придумал там свой оригинальный способ регистрации параметров реактора. Ведь одни параметры быстро меняются со временем, а другие медленно. А писать их в память с одним временным шагом, это уж  никакой памяти не хватит. Ну, вот он там что-то такое и придумал по аналогии с методами интегрирования диффур с переменным шагом. В качестве операционной системы использовался MS-DOS. Карпюк год потратил на написание собственного графического интерфейса. Чтобы там кнопочки, графики и т.п.

      Ну, вот закончили они свою работу. Показывают начальнику реакторной установки. Тот смотрит. Хвалит. В общем, ему нравится. Только спрашивает, а вот если надо будет графики не так отображать, а воот таким вот образом, это можно? Карпюк говорит, да вполне, как хотите, так и сделаю. А сколько время у Вас займет эта переделка, интересуется начальник. Карпюк подумал-подумал и честно говорит, год. У начальника глаза округлились – скока, скока, гоооод? Да мы в Excel’е это за десять минут сделаем.
 
      А тогда уже, помимо “Norton Commander”, в качестве оболочки для MS-DOS появился незабвенный Windows 3.11 со всеми прелестями буржуазного прогресса – Excel, Word.

      Так вот и проиграл Карпюк конкуренцию с Microsoft. Трудно соперничать ремесленнику-одиночке с мануфактурой, где трудятся сотни программистов. Пытался он свой интерфейс переделывать, но… Да тут, наверное, еще не последнюю роль сыграл “кризис среднего возраста”. Наложилось одно на другое. Короче уволился из нашего института Виктор Иванович и уехал на родину, на Украину. И где он сейчас и чем занимается, я не знаю. Пытался искать его следы в Сети. Но то ли он далек от всего этого теперешнего сетевого, то ли еще почему, но ничего я не нашел. Карпюков много. Но вот того самого Карпюка Виктора Ивановича 1953 г.р., выпускника МИФИ я так и не нашел.

      Знакомая рассказывала, что в начале 2000-х он приезжал в наш город. Яхту продавать. Он же ведь еще и яхтсмен был. Если верить знакомой, на Украине Карпюк долго не мог найти работу. В результате устроился на бензозаправку автомобили заправлять. Но поскольку отказался выполнять распоряжение начальства и разводить бензин водой был оттуда уволен. Узнаю, узнаю непокорного Карпюка.
      
      Ага. Вот и ViKond досчитал… А снег все идет. Это зима что ли опять? Как правильно я поступил, не убрав лыжи. ;)