Как робот был джинном

Сергей Козырев 2
               

            Еве давно хотелось узнать - кто такие джинны, откуда взялись, что правда а что вымысел в многочисленных рассказах об этих загадочных существах. Однажды она заговорила об этом со своим другом Латтом.
         - Скажи мне, Латт: что ты знаешь о джиннах, связан ли ты как-то с историями о них?  Что правда, а что нет?
          Латт задумался и ответил не сразу.
          - Не знаю, - сказал он тихо, - с чего начать; полагаю, все мифы и сказки о джиннах - это отражение тех реальных событий, в которых мы участвовали. Конечно, это пошло от нас. Думаю, самая старая легенда возникла после того случая, который произошел со мной. Знаю, что и после было много наших контактов с аборигенами, которые принимали нас за джиннов. Легенды превращались в сказки, правда наслаивалась на вранье и преувеличение, этот ком катится до сих пор ...
           - Что же всё-таки произошло с тобой, в самом начале? Хотелось бы услышать чистую правду.
           Ева сказала это не случайно - роботы ужасно хвастливы и часто в их рассказах чувствуется не то чтобы ложь, а некоторое преувеличение важности их собственных поступков. Латт как будто почувствовал недоверие в словах Евы и сказал покорным тихим голосом:
         - Буду приводить только голые факты, ничего лишнего. Я честный  и не хочу, чтобы обо мне сложилось ложное впечатление.
         В его словах чувствовалась обида – мол, если не веришь, зачем спрашиваешь?
        - Ладно, ладно, - примирительно сказала Ева, - я тебе верю, просто знаю, что ты иногда излагаешь факты с некоторым уклоном в свою пользу, что, впрочем, вполне естественно… Каждый хочет выглядеть лучше, чем он есть на самом деле и каждому хочется поменьше говорить о своих ошибках, но больше о достижениях.
          Робот ничего не ответил и спокойно начал свой рассказ.
          - Дело было очень давно, я был тогда ещё молодым и неопытным, но моё положение в высшей касте обязывало совершать самостоятельные экспедиции на Земле. Наши базы тогда уже были на Луне; мы перемещались на больших кораблях, которые оставались на орбите; на Землю мы спускались в шлюпках. Вы знаете наши правила, дорогая Ева, мы всегда путешествуем вдвоём, с дублёром, это нужно для безопасности. Вот и тогда на орбите Земли было два корабля абсолютно независимых, но которые постоянно держали связь друг с другом. На одном был я, на втором мой дублёр. В тот несчастный день произошла страшная катастрофа - на моём корабле вышел из строя реактор. Реактор - штука сложная и опасная. Авария реактора – это, пожалуй, единственное, чего мы боимся до сих пор. Вы знаете, мы всегда несём с собой большой запас энергии, материалов и всевозможного оборудования. Авария была настолько серьезной, что спасти корабль было невозможно. Это бывает очень редко, но всё же бывает. У меня было всего несколько секунд, чтобы спастись. Я переместил свой мозг в капсулу и катапультировался; как только я отдалился от корабля, он взорвался. Погибло всё: моё прекрасное тело, все помощники, оборудование – всё…
          Капсула, на которой находился я, а, точнее, мой мозг, плавно приблизилась к Земле и совершила мягкую посадку в пустынной местности. Связь работала надёжно и я сразу же сообщил дублёру свои координаты. Капсула была хорошо защищена, у меня было достаточно энергии, я мог всё видеть и слышать, мог общаться и чувствовал себя в относительной безопасности.
         Был вечер, солнце клонилось к закату. Моя капсула представляла собой цилиндр с расширениями и напоминала по форме изящный кувшин для воды с узким горлышком. Повторю – моё положение было вполне безопасным, но представьте - какая мука для робота моего уровня быть обездвиженным и не иметь возможности что-то делать и общаться. Безделье для меня хуже смерти, а скука была такая, что просто не передать словами. Я не знал, сколько мне придётся ждать, пока меня разыщут и подберут, поэтому приготовился к долгому бессмысленному лежанию посреди пустыни без всякой возможности учиться, работать и вообще наслаждаться активной жизнью.
         Однако вскоре мне повезло. Я услышал звуки приближающегося стада каких –то животных, которые шли прямо на то место, где лежала моя капсула. Пастух, человек неопределенного возраста, бедно одетый, шёл прямо на меня; заметив капсулу, он подошёл и взял её в руки.
           Конечно, было бы разумнее ничего не делать и молчать, ожидая своих, но мой общительный нрав никогда не покидал меня, и я решил заговорить со стариком. Ещё раньше мы хорошо изучили аборигенов, а их примитивная речь не представляла для меня трудностей. Порывшись в памяти, я нашёл подходящие слова для того, чтобы достойно начать разговор.
         - Приветствую тебя, почтенный, - торжественным голосом заговорил я, - да продлит Аллах твои годы.
         Старик от неожиданности выронил капсулу из рук.
        - Кто здесь? Где ты? - он был очень напуган.
        - Успокойся, - назидательно продолжил я, - я человек, такой же, как и ты.
         - Где ты, я не вижу тебя.
         Нужно было что-то придумать такое, во что бы мог поверить этот человек. Не мог же я рассказать ему правду - кто я, откуда прилетел и почему сижу здесь - всё равно бы он не поверил.
         - Я нахожусь в кувшине, который ты видишь перед собой. Злой демон заколдовал меня и заточил. Я живу здесь уже три года и три дня, но завтра срок моего заточения заканчивается и я выйду на свободу.
          То, что я говорил, было частично похоже на правду.
          - Что ты хочешь от меня? - со страхом спросил старик.
          - Ничего особенного. Возьми кувшин и вези к себе домой. Я буду твоим гостем и не причиню никакого зла. А завтра, когда я выйду на свободу, мы сможем увидеться и поговорить. Если ты достойный человек, я награжу тебя.
          Со страхом старик взял мою капсулу и бережно положил в свою дорожную суму. Было видно, что он верит каждому моему слову.
           Пройдя некоторое расстояние, мы приблизились к его бедному жилищу. Семья старика состояла из пожилой женщины, его жены и дочки, молодой девушки. Со всей осторожностью хозяин поместил мою капсулу на самое почетное место в своей лачуге.
           - Как зовут тебя, незнакомец? - спросил он.
         Я назвал первое попавшаяся подходящее для этого народа имя и наплёл ему целую историю - будто я странствующий лекарь, помогаю людям, иду из дальних стран, где изучал медицину и другие науки. Ещё я рассказал о том, будто бы в пустыне на меня напал злой демон и в наказание за мои добрые дела заточил меня в кувшин.
        Между тем наступила ночь, я попросил старика вынести кувшин на улицу и оставить во дворе, а самому идти спать и ничего не бояться, если вдруг он увидит что-то странное.
          Старик спокойно отнесся к моим словам, а вот старуха сильно испугалась - было видно, как она дрожит и со страхом смотрит на мою капсулу. Ещё я строго приказал не выходить до рассвета на улицу и оставаться в доме. Все мое указания были в точности исполнены.
          После этого я связался со своим дублером, который уже завис на орбите прямо над тем местом, где я находился. Вскоре прибыли спасатели, подобрали капсулу и я оказался среди своих. К счастью, на корабле нашлось запасное тело для меня – правда, оно было не таким хорошим, как моё прежнее, но на первый случай годилось.
          Я немедленно связался с базой и попросил выслать второй корабль для меня вместо того, который взорвался. Мне ответили, что корабль будет готов через несколько дней. Я сказал дублеру, что хочу провести какое-то время на Земле с людьми, которые нашли меня и что хочу отблагодарить их. Я приказал закамуфлировать моё новое тело таким образом, чтобы выглядеть как местный житель. Обувь, одежда, волосы, всё моё облачение должно было походить на жителей этой местности, а я должен был выглядеть как обычный бродяга. А ещё я приказал изготовить довольно большое количество серебряных и золотых монет, которые должны были служить подарком. Вначале я хотел подарить уран, плутоний и торий, но потом отбросил эту мысль. Самыми ценными материалами в то время на Земле были серебро и золото. У нас была информация о том, как выглядят местные деньги, и вскоре три больших кожаных мешка с серебряными и золотыми монетами были погружены в шлюпку и ожидали отправки на Землю. Я приказал к рассвету высадить меня у хижины, а мешки закопать в землю неподалеку в этой же местности. Разумеется, координаты мест, где они были спрятаны, были мне тут же переданы.
           Я уселся около хижины на том самом месте, где с вечера лежала моя капсула. Рано утром старик со старухой вышли из дома и увидели меня. Они страшно разволновалась, подбежали и стали обнимать меня, гладить волосы и оказывать всяческие знаки любви и привязанности. Скажу вам честно, дорогая Ева, никогда мне не было так приятно, я чувствовал себя счастливым - вы же знаете, что представители моей касты весьма эмоциональны и склонны привязываться к другим существам. Оказалось, что я очень похож на единственного сына стариков, который умер несколько лет тому назад, находясь в молодом возрасте. Старики нежно гладили мои волосы, трогали мои плечи, брали меня за руки и называли сыном. Они просили остаться и жить с ними. Я ответил, что не могу остаться, поскольку меня ждёт великий эмир и через несколько дней я должен буду уйти.
             Целый день мы провели вместе. Мне было очень приятно их внимание; старики расспрашивали обо всём - о моих родителях, о местах, где я родился, угощали меня всем, чем только могли. Я делал вид, что ем и пью. За обедом я заметил, что старухе больно жевать; оказалось, что у неё почти не осталось зубов.
            Узнав, что я умею лечить людей, старуха пожаловалась на свои болезни и болезнь дочки и попросила, чтобы я помог. Я сказал, что мой метод особенный - для того, чтобы вылечить человека, он должен провести ночь под моей накидкой, поскольку, как объяснил я, моя накидка обладает чудодейственной силой. Я сказал, что попробую вылечить их, но только для этого они обязательно должны переночевать на улице, укрывшись моей накидкой. Сначала старуха не соглашалась, но потом, после долгих уговоров, всё-таки согласилась.
             Когда подошло время укладываться спать, я постелил кошму во дворе, уложил дрожащую от страха хозяйку и её дочь и укрыл их своей накидкой. Потом я усыпил всех, включая старика, и вызвал шлюпку. После того, как их доставили на корабль, я приказал врачам заняться лечением. Вскоре выяснилось, что в целом их у них нет серьезных болезней - у старухи обнаружилось воспаление в мочеполовой системе, которое довольно быстро залечили, девушка же страдала из-за большого количества паразитов в кишечнике. Избавиться от паразитов не представляло сложности и к утру обе пациентки, находясь во сне, были излечены. Старик в общем был здоров.
           Кроме этого, их тела и одежды были очищены от грязи и паразитов, одежда была обработана, а тела были покрыты лечебными благоухающими составами. В довершение ко всему робот - врач удалил старухе испорченные зубы и изготовил великолепные зубные протезы; они были идеально подогнаны к челюстям и изготовлены из белоснежного сверхпрочного состава, а небольшие алмазы на каждом зубе должны были сиять великолепным блеском.
          К утру моих хозяев перенесли на место.  Я разбудил их. Старуха и девушка чувствовали себя прекрасно, их кожа как будто светилась и испускала приятный аромат. Старик также чувствовал себя бодрым и сильным. Когда старуха испробовала свои протезы, её восторгу не было предела. Все благодарили меня, моих родителей и всех моих предков за то, что были причастны к рождению такого прекрасного человека, как я. Мне это было, конечно, очень приятно.
         Я стал расспрашивать своих хозяев об их жизни. Они рассказали, что очень бедны, поскольку в их местности мало воды, чахлая растительность и мало скота. Вода, как известно, в пустыне является самой большой ценностью.
          - Не беда, - сказал я, - у меня есть волшебный посох, с помощью которого я могу находить клады в земле.
           Я взял большую суковатую палку, которую нашёл перед этим в поле и сказал:
          - Давайте узнаем - не разучился ли я после долгого сидения в кувшине находить клады и не испорчен ли мой посох… Собирайтесь, отец, - сказал я старику, - нужно взять верблюдов и ехать в пустыню, ещё не забудьте взять инструменты для рытья земли.
          Старик недоверчиво посмотрел на меня и мою палку и покачал головой. Видимо, он не поверил моим словам, но затем, взглянув на сверкающие зубы своей жены, согласился.
          Вскоре мы со ехали на верблюдах по пустыне. Проехав некоторое расстояние, я остановился и протянул палку вперёд. Она ритмично покачивалась, указывая на то место, в котором был спрятан клад.
          - Здесь! Нужно копать здесь! - громко закричал я.
          Мы спешились, достали инструменты и вскоре из песка показался кожаный мешок довольно больших размеров, доверху наполненный серебряными монетами. Сначала старик не поверил своим глазам; он ощупывал монеты, пробовал их на зуб, подбрасывал и только после, убедившись, что серебро настоящее, успокоился. С трудом мы погрузили мешок на верблюда и поехали дальше. Я заметил, что теперь старик смотрит на меня со страхом, очевидно принимая меня за колдуна или волшебника. Вскоре мы приехали на второе место и вся процедура повторилась. Но этот раз в мешке оказались серебряные монеты вперемежку с золотыми. Всё повторилось и на третьем месте, только тогда в мешке оказались монеты из чистого золота. Старик был потрясен, он со страхом и уважением смотрел на мой посох, притрагивался к нему; было видно, что он хочет о чем-то спросить меня. Наконец он решился.
       - А можно, - сказал он, - я сам попробую поискать клад?
       - Нет, - твердо ответил я, - посох слушается только меня, а в ваших руках это обычная палка.
        По возвращении домой я тихо сказал старику:
        - Прошу вас, отец! Строго-настрого запретите своим домашним говорить кому-либо о вашем золоте, да и обо мне также, сами тоже никому ничего не говорите. Будьте осторожны! Не тратьте эти деньги сразу, сначала купите на базаре за серебряную монету одежду, чтобы вы были похожи на купца, после идите в другое место, где вас никто не знает и только там, выдавая себя за купца, можете тратить золото, и то понемногу. Иначе вас заподозрят в чем-то дурном и могут убить и ограбить. Наймите себе верных слуг и живите как богатый человек.
          - Как ты мудр, сын мой! Я так и сделаю.
          После обеда и дневного отдыха я попросил старика показать мне его земли. Мы сели на верблюдов и снова поехали в пустыню; старик показал мне территорию, которой владел его когда-то многочисленный род. По его рассказу, жизнь становилась там все хуже и хуже, пустыня наступала на эти земли. Воды становилось всё меньше, растительность становилась беднее, из-за этого стало невозможно разводить достаточно скота; их род пришёл в упадок. Многие семьи ушли в другие земли и теперь только одна семья старика осталась на этих обширных территориях и продолжала влачить свое бедственное существование.
          Вечером я связался с дублером и приказал провести геологическую разведку на предмет того, можно ли на землях, которые я обозначил, найти воду для источника или хотя бы колодца. Ночью мне сообщили, что такая возможность есть; на довольно большой глубине имеется много пресной воды и к утру можно пробурить скважину. Я приказал сделать это и построить пруд со стабильным водопритоком. Ещё я попросил построить на берегу какое-то красивое жилище в местном стиле на усмотрение нашего архитектора.
            Утром мне доложили, что пруд готов и постройка также готова.
            Во время завтрака я сказал старику, что с помощью посоха умею находить воду в пустыне и что научился этому, путешествуя в дальних странах. Я рассказал, будто ночью, когда все спали, ходил по пустыне и нашёл воду и что к утру вода, выливаясь из земли, образовала пруд. Ещё я сказал, что с помощью посоха я заставил духов, живущих в воде, выйти на берег и построить юрту для будущего хозяина пруда и что я хочу подарить этот пруд ему.
        Потом я сказал, что следует ехать посмотреть на него. Старик недоверчиво посмотрел на меня, но согласился. Мы сели на верблюдов и поехали в пустыню к тому месту, где была вода.
         Вместо пруда мы увидели довольно большое озеро с прозрачной пресной водой. Старик оторопел.
        - Откуда здесь вода? – удивлялся он, - вчера здесь ничего не было.
        - Я нашёл воду и заставил её выйти на поверхность, - правдиво ответил я, - теперь это ваша вода, вы сможете здесь жить.
           Проехав немного дальше, мы увидели здание, сооруженное этой же ночью по моему приказу. Это была огромная юрта, построенная из какого-то полупрозрачного белоснежного материала, похожего на мрамор; она была украшена колоннами и ажурной резьбой по всей поверхности. Стены светились призрачным светом, а узорчатая кружевная резьба переливалась на солнце всеми цветами радуги. Старик оторопел.
           - Что это? - тихо прошептал он.
           - Это ваш дом, отец. Духи озера построили его для вас, вы можете жить здесь со своей семьёй.
          Старик был так потрясён, что не мог произнести ни слова. Мы молча вернулись к его старой хижине, где провели остаток дня. Мне оказывали знаки уважения и любви, стараясь угодить во всём, при этом я заметил, что старик, его жена и дочь теперь относились ко мне не как к простому путешественнику, а как к существу высшего порядка.
          Вечером того же дня я получил сообщение, что мой корабль прибыл на околоземную орбиту и мы можем продолжить свою миссию.
           Пришло время прощаться. Я сказал, что мне пора в дорогу. После долгих слов благодарности в мой адрес и в адрес моих родителей (о, если бы они знали, кто у меня родители ) и после многих пожеланий благополучного путешествия и других напутствий мы крепко обнялись и я бодрой походкой, опираясь на посох, ушёл в пустыню, где меня поджидала шлюпка…
                **********************
       Рассказ Латта был похож на сказку, Ева слушала его затаив дыхание, однако, зная, что он не врёт, некоторые места вызвали у неё недоверие. С одной стороны, Ева восхищалась благородством и щедростью работа, с другой - не понимала, как можно за ночь построить дом или наштамповать полтонны золотых монет. А ещё её заинтересовала дальнейшая судьба людей, у которых когда –то несколько дней провёл её друг робот.
         - Всё-таки не понимаю, - сказала Ева, - как можно за ночь построить дом, да ещё с узорчатой резьбой.
         - Да, сейчас вам это трудно понять. Просто мы уже тогда обладали технологиями, к которым вы придёте через сотни, возможно тысячи лет, да и то, если придёте. Посмотрите на это с другой стороны, со стороны вашей, человеческой истории. Мог ли человек, живущий лет 500 назад, представить себе, что с одной половины земного шара на другую можно переместиться за несколько часов? Нет, ведь в то время на это требовалось несколько месяцев или даже лет. Теперь вам это кажется легко и просто, а для него такая скорость была немыслимой. Так же и вам сейчас кажется сложным то, что для нас просто.
         - Как вы всё это делаете? Если сказать просто, для меня, - робко спросила Ева, - я ведь не разбираюсь в технических вопросах.
         - Всё дело в энергии, её количестве и возможности управлять ею, а ещё важны знания и умение работать с информацией.
          - Ещё один вопрос, последний, - сказала Ева, - что случилось с теми людьми, у которых ты жил тогда?
        - Позднее я посылал разведчика узнать, как живут мои старые знакомые. Старик со своей семьёй переехал на озеро, со  временем к ним вернулись представители их рода и поселились в тех краях. Теперь там собирают богатые урожаи, много скота; образовалось целое поселение, успешное и богатое. Старик стал главой этого рода, жил в почете и уважении, чем-то напоминая местного царька. Золото также пошло на пользу и теперь их жизнь стала весьма благополучной.
         - Всё же, думаю, - подытожил Латт, - кто-то не сохранил тайны обо мне и какая-то информация просочилась, породив сказки о джиннах по всему миру ...               
               
  Август 2021