Горячая драма и вселенский холод. Дон жуан -2021

Елена Узун
26 июля на Зальцбургском фестивале-2021 состоялась премьера «Дон Жуана» в постановке режиссера Ромео Кастеллуччи, интепретации дирижера Теодора Курентзиса, оркестра и хора musicAeterna, солистов: Давиде Лучано(Дон Жуан), Мики Кареса (Командор), Надежды Павловой (Донна Анна). Dramma giocoso Моцарта и Да Понте открыла оперную программу известного фестиваля. И, надо отметить, что Куртензис не всегда гармонирует с солистами. Намеренно или нет, не знаю. Солисты очень нежны и понятие страсти у них именно то умно сладостное, что требуется. Без слащавости. Не согласна, что глаз не радуют. Радуют и весьма. Но это драма и довольно странная. Режиссеру удалось это выделить.
С самого начала сочетание немыслимое. Мотивы оперы в звоне церковных колоколов как заставка-реклама. Затем внутренность прекрасной белой церкви, которая избавляется от всех признаков веры. То есть вера и безверие одновременно! Удар плети провоцирует тонкую линию огня. Еще удар - и на сцену сверху падает шикарная машина. В итоге вера, аскеза и огонь, шик и сладость бытия.
Двойственность в спектакле постоянно. Дон Жуан и Лепорелло очень похожи. Двойники есть у всех: Донны Анны, Эльвиры и Церлины. Именно они выявляют вторую мистическую сущность создания, что подчеркнуто пугливо-обнаженной фигурой молодой женщины. Затем откровенно неодетой фигурой девушки-двойника Церлины. И рвущей на себе одежду Донны Анны. Всем хочется одного, но пред людьми нужно предстать в приличном сознании. Все осуждают Дон Жуана , но жаждут его любви в самой вольной форме.
Очень мил Оттавио (Майкл Спайрес). То с гипсом правой руки. То с рыцарской железкой на правой. То крестоносец - шикарно-бело -гламурный - этакий вояка в спортивных шортах поверх брюк, мужественно вонзающий нож в спортивные мячи!) ОН же спаситель от мировой ковидной чумы. Поет Спайрес изумительно!
Интересен и драматургически важен дуэт Дона Джованни с Церлиной, трактованный как акт первозданного соблазна с атрибутикой дерева и золотого яблока. Дон Жуана соблазняет девственность и склонность Церлины к разврату. И он овладевает сразу ею и ее двойником, что венчается, увы, падением похоронной кареты с небес. Женщина из ребра Адама очевидна в общей символике, как и тема не идеальности человека. В спектакле важна фрагментарность: Эльвира самопостригается, лишая себя шикарной гривы волос, Лепорелло вытаскивает из аппарата дублей такую же пышноволосую красоту. В спектакле часто отваливаются конечности и формируется какой-то нелепый руконогий образец. НО! Бог любит все своих детей - красивых и не очень, толстых, худых, здоровых, больных.
Мир - Божье творение, его детище - постоянно творимый белый гипс. И он противоречив, потому Оттавио с его тягой к антично-белому пафосу забавен. Праведный гнев побеждает, но не радует. А вот любовь Дон Жуана ко всем женщинам приятна и дарит надежду. И в этом опять же двойственность - известный греховодник приравнивается к Великой распятой жертве?
Одновременность бытия и небытия тоже постоянна в опере. Сцена на кладбище погружает всех героев в белоснежную пыль надгробных скульптур. Ненормально-тревожная белизна в итоге превращает действие в мусорную свалку. Но яркой конфликтологии в нежнейшем и лучшем оперном опусе Моцарта мы не наблюдаем. Режиссура вневременная, обобщённая, размеренно-утонченная. Символов очень много и они проступают ненавязчиво допустимо. Целое формируется как пластовое мышление - наложение многих философских линий, не очевидно взаимосвязанных и не всегда необходимых. Обнаженка, падение автомобиля и аппарата клонирования (ксерокса) вначале, как и слишком большое количество особ женского пола на сцене - дань моде, ощущение роскоши, масштабности, но не необходимость. Вот есть и есть. Недостаток - изобилие ярких элементов, отвлекающих от сути великолепной драмы. Достоинство - возможность трактовать драму неоднозначно
Вселенская мистика уместна, поскольку музыкальная драма о лучшем любовнике мира задает вопросы, но не дарит ответы. Нет ответа, как Дон Жуан относился к детям? С самого начала его преследует мальчик-зомби с вытянутыми вперед руками, как некий упрек не обласканных им его же младенцев. А ведь он, скорее всего, отец многих и многих прекрасных мужчин н и женщин. Для этого и создан неопределимой силой, у которой нет положительно-отрицательного показателя. Он символ, легенда, окутанный мощной мистикой очевидно земной страсти и космической музыкой Моцарта.
Женщин в спектакле очень много(150) и они проявлены многозначно. Мир черных длинноволосых фурий-зомби проявляется вначале с Донной Анной и преследует Дон Жуана мощной реквиемной толпой ближе к кончине. На сцене долго бродит толпа женщин в обычном телесном белье. У той же Донны Анны есть сцена с прекрасно-розовыми нимфами и нежными детьми, которых она ласково обнимает. Но мы так и не знаем, сам ли Дон Жуан вожделел всех соблазненных женщин (Лепорелло озвучил цифру 3000), или они жаждали его страсти и смерти? Дон Жуан - символ Любви, Вожделения - райского яблока, проявившего всю сладость и несовершенство задуманного свыше Рая на Земле. Потому он в белой одежде, хотя очевидно греховен. Он откровенен и одарен величайшей музыкой оперы Моцарта. Обожаю музыку "Дон Жуана"!
Насчет обнаженки. Ну в самом начале - это экспозиция, завязка драмы. Стыдливое женское тело - источник греха и жизни вообще. В итоге Дон Жуан тоже обнажен и гибнет в жутких "белых мучениях". Зачем? Человек в спектакле - игрушка судьба? Всего лишь гипсовый слепок? Именно так, со своими гипсовыми двойниками остаются герои драмы. В этом сакральнсть, античность? У Дон Жуана нет гипсовых мотивов. Он в белом костюме, как и его двойник Лепорелло. Но они оба - живые люди - не скульптуры. Повторюсь, здесь не ответа. Горячая драма и белый вселенский холод. И хотя режиссер утверждает, Дон Жуан - это Зло, сам спектакль не об этом. Остальное придется додумывать нам, за что спасибо режиссеру...

 
МЕТКИ: Дон Жуан Зальцбург 2021