Писательство и великая русская литература

Софрон Бурков
     Развитие письменности и языка разделило человечество на писателей и читателей, но разделило достаточно условно: все писатели родом из читателей, и значительная часть читателей считает себя в душе писателями.

     Сегодня пишут все. По разному поводу и исходя из разных соображений.

     Многие, живущие по принципу: «Чего изволите? За ваши деньги – любые ваши прихоти», готовы написать всё, что угодно – лишь бы хорошо заплатили. Они с удовольствием эксплуатируют массовый спрос на развлекательную литературу всевозможных жанров. Кроме того, они никогда не откажутся состряпать какую-нибудь «интеллектуальную провокацию», призванную усилить в сознании людей хаос, выгодный тем, кто готовится править миром дрессированных человеческих индивидуумов. Почему бы и нет?  После систематической «промывки мозгов» массы людей с деформированным целеполаганием превращаются в толпы читателей, жаждущих очередной порции «чтива».

     Также многие пишут, по их словам, чтобы «выразить самих себя», хотя на самом деле – ради кратковременного обретения состояния экзальтации: пытаясь в фантазиях выйти за пределы своей видимой и осязаемой сущности, они желают самоутвердиться в координатах некого несвязанного с повседневностью измерения. Понятно, что именно их творениям присвоено название «заумь».

     Ещё есть пишущие, которые, по их словам, «не могут не писать» и (или) считающие писательство лучшим способом времяпрепровождения. Их не особенно интересует наличие или мнение читателей, как, собственно говоря, и немногочисленных читателей не особенно волнует их творчество. Таких писателей снисходительно прозвали «графоманами».   

     Но есть писатели, не работающие по указке заказчиков, не жаждущие любым способом выразить некое своё «я», непонятное даже самому себе, не убивающие за письменным столом свободное время, которое не знают, как ещё использовать – они писательским трудом передают читателям свой духовный опыт познания жизни. Уверовав, что разумное и доброе вечно, в отличие от слепящей мишуры быстро меняющихся ценностей текущего дня, они исповедуются в том перед читателями.  Именно из таких духовно зрелых личностей и сложилась великая русская литература.

     Пушкин, Гоголь, Достоевский, Гончаров, Лев Толстой, Есенин, Шолохов… Воздействие их творчества на читателей удивительно по своей глубине. Читая их произведения, мы как будто бы смотримся в зеркало. Это мы с вами: Онегины и Ларины, Чичиковы, Коробочки и Ноздрёвы, Раскольниковы и Карамазовы, Обломовы, Ростовы, Болконские и Безуховы, Снегины и Мелиховы… Это мы мучаемся их проблемами, пытаемся вместе с ними их решать, радуемся и огорчаемся, пропадаем и возрождаемся. Великие русские писатели, говоря о себе, рассказывают о нас, они – эхо наших мечтаний и размышлений, поисков и надежд, побед и поражений. Они укрепляют в нас инстинктивную веру в то, что при всей нашей непохожести друг на друга, базисные основы личности людей едины, а потому мы обречены на взаимопонимание, ведь в конечном счёте любовь и есть обретение себя в ближнем; и что непонимание рождается тогда, когда кто-то, возомнивший себя особенным, отличным от всех остальных, нарушает эту установленную гармонию.

     Именно она, эта божественная гармония, силой своего притяжения связующая людей в единую духовную сущность, является «визитной карточкой» великой русской литературы для людей, взыскующих пищи для ума и сердца.