Непрожитое лицо

Ольга Степина Ерухова
... лицо человека всегда отражает его внутренний мир, и ошибочно думать, будто мысль лишена окраски. Виктор Гюго, "Человек, который смеется"

Самая уникальная, самая уязвимая, самая выразительная наша часть – часть тела, отражение души, отблеск духа… Наше лицо… Мы опознаем и читаем друг друга по лицам, зачастую с легкостью воспринимая прошлую историю, настоящие эмоции, напряжение или открытость человека, которого мы созерцаем, его боль или радость.

Лицо всегда считалось важным инструментом коммуникации: оно было способно транслировать двойные послания, скрывать истинные переживания, отвлекать и переключать на другие частоты общения (например, смущать или обольщать). Каждая эпоха имела свои каноны красоты: пропорции черт лица и его отдельных частей, цвет и чистоту кожи, наличие или отсутствие загара, веснушек и родинок, обрамление лица соответствующей прической, его эмоционально-образное выражение…

В прошлом считали, что через правильные пропорции лица «дышит» некий небесный порядок – идеальный и сбалансированный. Обладатели такого дара несли определенную «нравственную нагрузку», ибо считалось, что человек, красивый лицом, не может быть нечист, подл и коварен в своих речах, мыслях и поступках.

"Красота – это подарок бога". Аристотель, 384 - 321 до н.э.

Но времена менялись: политика, войны, культурно-социальное расслоение, приоритет материальных благ над сохранением ориентации своего духа – все эти «ценности» превратили красоту (и в первую очередь красоту лица) в товар, в некий лотерейный билет, который автоматически обеспечивал его владельцу более выгодные условия по жизни или по крайней мере хорошие шансы неплохо устроить ее.

"…Красивая маска. С таким личиком ты завоюешь весь мир". Цитата из фильма «Тёмная башня»

И проблема не в том, что красивые люди вдруг стали рождаться порочными, а в том, что окружение убеждало их с детства, что это прежде всего неплохой козырь для манипулирования пространством себе на пользу.

Так в истории появилась антитеза «красота – богатство». Красивая, но небогатая девушка могла сделать карьеру от рабыни, нищенки, крестьянки до любовницы или даже супруги богатея или аристократа. На другом полюсе находились родословные, замки, активы и статусы, когда «некрасивые» знатные девушки пристраивались замуж по таким вот «инвестиционным» критериям.

Понятие красоты постепенно становилось все более эфемерным, поверхностным, вульгарным – не по форме своей, а по содержанию. Лицом начали мериться, стали стараться его улучшить, подкорректировать, изменить…

А тут подоспел и двадцатый век, выведя на поверхность культ «вечной молодости» в физическом теле, и естественные циклы человеческой жизни вдруг стали считаться стыдными, неловкими… некрасивыми…

Некрасиво, что у тебя проявляется все больше веснушек на лице, некрасиво, что в уголках улыбающихся губ и глаз появляются лучики-морщинки, некрасиво, что решительность характера, борьба с вызовами жизни и накопленный опыт отражаются предательскими морщинками на лбу, некрасиво, что кожа становится более тонкой и провисает.

Спрос рождает предложение, и вот уже тысячи косметологов по всему миру предлагают сделать любое лицо – от Нефертити до Джоли… Но чаще всего получается какой-то усредненный вариант однотипной миловидной красотки, непонятным образом сложившийся в пространстве под воздействием каких-то канонов.

(Кстати, интересно: заданных кем? когда? почему? Наверное, интересно будет в будущем анализировать эти тенденции и их скрытые двигатели.)

Многие уже забыли, что ухоженное лицо в зрелом возрасте может быть потрясающе красивым и притягательным. Что оно представляет не абстрактную физику пропорций, а суть и душу человека, его жизненный путь, его историю, тот кусочек вселенной, который он создал и прожил… Что главное не натянутые щеки и гладкий лоб, а глаза, в которых светится ясная мысль и внутренняя сила, что важна искренняя улыбка, в которой участвует все лицо, что тонкая прозрачная кожа лица может лучиться каким-то особым образом… Ведь наше лицо лучше всего умеет отражать тот факт, находимся ли мы в мире сами с собой или нет.

"Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте". Виктор Гюго

Чего лишается женщина, не проживая свое лицо, отказывая ему в праве на особенную уникальность?

- Не проживается культурно-генетический код красоты своего этноса. Сегодня по миру наштампованы сотни тысяч кукол Барби с одинаковыми узкими носами, распухшими губами, высокими скулами. При этом у каждого народа всегда были свои собственные критерии привлекательности – например, определенный разрез глаз, курносый или орлиный нос, узкое или широкое лицо, «гордо изогнутый» или мягкий изгиб брови, белое или нарумяненное лицо…

Мы вроде как не замечаем этого, но все равно легко распознаем обаяние внешности славянской девушки, китайской девы, мусульманской красавицы и т.д. А ведь есть еще и более мелкие деления и особенности вплоть до отдельных, локальных народностей и племен.

Есть удивительные выставки, представляющие собой подборки фотографий красивых женщин разных уголков мира. Их снимают в естественном окружении – занятыми тяжелым трудом, возле обычных деревенских или городских домов, с детьми и родными. И всегда удивительно, сколько уникальной и гармоничной энергии выражают эти лица. Она особенная, эта красота. Она ярко этническая и выражает глубину именно этой природы, всю ее силу, всю мощь и жизненность…

- Стесняясь своего лица, женщина лишает себя возможности прожить силу рода, ибо инстинктивно мы щуримся и улыбаемся так, как это делали наши мамы или бабушки. Мы наследуем их телесные черты и способы выражения эмоций, а вместе с этим их силу и мудрость, которые помогали им выживать в сложные времена, радоваться в легкие и передавать жизнь дальше, своим детям и потомкам. Каждый род всегда имел свою уникальную «отметину», которой он гордился и причислял ребенка с подобными чертами к «своим».

- Погоня за «универсальным» лицом не позволяет женщине проживать свои естественные, живые эмоции – спонтанный смех, слезы, гнев, раздражение. Лицо, проколотое уколами и прошитое нитями, часто напоминает некую маску с ограниченным набором мышечных натяжений. Иногда становятся известны истории о том, что женщины отказываются от выражения эмоций, подавляя и контролируя их, чтобы со временем не появлялись характерные заломы на коже лица.

- Не приняв свое лицо, женщина не может прожить свою индивидуальность. Это приводит не только к потере себя, но и к утрате возможного контакта с теми, кому нужна именно такая красота, именно такое сочетание черт. Очень наивно экстраполировать на весь мир мысль о том, что мужчины любят какой-то один тип женщины, или что только одного вида модель обеспечивает успех и продвижение в профессиональной сфере.

- Чрезмерная озабоченность женщины тем, что она «не такая», формирует огромный пласт психологических, а позже и телесных проблем. Неуверенность в себе, страх отвержения, мысли о несоответствии идеалам часто маскируются как избыточной агрессией, так и подчеркнутым равнодушием к своей внешности, болезненной реакцией на внимание окружающих, отказом от активного проживания своей жизни.

- Есть еще один удивительный феномен: лицо женщины и его выражение могут быть «терапевтическими» для окружающих людей или пространства в целом… Именно это состояние мы ловим возле икон и полотен великих живописцев, которые передавали не красоту, а особое состояние своих героинь. Их облик на холсте способен выровнять наше дыхание, убрать нашу спешку и раздражение. Они помогают нам выпрямиться, просветлеть взглядом и улыбнуться…

Удивительно, как живое, одухотворенное лицо одного человека помогает другому познать что-то про жизнь и утвердиться в этом знании…

"Красота не в лице, красота — это свет в сердце". Джебран Халиль Джебран